Эластичность

Реферат на тему «Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности»

План

Введение
1. Эластичность спроса и предложения
2. Перекрестная эластичность спроса по цене
3. Эластичность спроса по доходу
Резюме
Литература

Введение

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена холодильников возросла на 10%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или: как изменится спрос на холодильники, если доходы населения возрастут на 12% в месяц, в год?
Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения
· в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой. 1. Эластичность спроса и предложения

В самом общем смысле под эластичностью понимается степень реакции одной переменной на изменение другой переменной. Применительно к спросу речь может идти о воздействии на его динамику непосредственно цены данного товара; реакции спроса на изменение цен дополняющих и заменяющих товаров; о воздействии на спрос динамики дохода.
Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса и предложения на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса (рис. 1). Основным моментом, на который нужно обратить внимание, является здесь общая сумма денег, которую покупатели уплачивают продавцам. Общая выручка продавца всегда равна цене, умноженной на количество проданного товара, или произведению Р х Q. На рис. 6-а представлен случай, когда падение цены в 2 раза вызвало рост спроса тоже в 2 раза, и общая выручка не изменилась.

На рис. 1-6 снижение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза, и общая выручка сократилась.

Другая ситуация представлена на рис. 1-в. Выручка возрастает, потому что спрос вырос больше, чем упала цена.

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса р в зависимости от цены (Е.) представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной (рис. 1-а), мы говорим о единичной эластичности спроса (Ed=l). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса (рис. 1-б), спрос неэластичен (Ed1)1 .
Рассуждения относительно эластичности спроса в целом могут быть применены и при анализе воздействия цены на предложение. Эластичность предложения
· это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения (Еу) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

На рис. 2 показаны три линии предложения с разной эластичностью. Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли, в другую и т. д.

Рис.2.

Говоря об эластичности спроса и предложения, т. е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определенный промежуток времени.
Исходя из этого, наше понимание рыночного равновесия должно быть дополнено анализом согласования спроса и предложения с учетом элемента времени.
Предположим, спрос на какой-либо товар вырос. Поскольку предложение этого товара сразу возрасти не сможет, ситуация мгновенного равновесия будет характеризоваться лишь повышением цены (рис. 3-а). Кривая предложения Si представляет собой вертикальную линию с нулевой эластичностью, и сдвиг кривой спроса в положение di увеличивает цену равновесия до Р2.
В условиях краткосрочного равновесия (рис. 3-б) число предприятий, работающих на данном рынке, еще не меняется. Однако предложение несколько увеличивается и кривая S2 становится слегка наклонной, поскольку предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения немного возрастает до Оз, а цена равновесия рз становится ниже.
Наконец, когда рассматриваем длительное равновесие (рис. 3-в), предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия еще более снизилась.
Таким образом, эластичность предложения растет по мере увеличения рассматриваемого периода времени, что способствует установлению нормальных цен.
С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения спроса и предложения на цену.

Рис 3

Рис 3

Рис 3
Когда мы говорим о спросе, то подразумеваем, конечно, платежеспособный спрос. Поэтому, как уже было показано ранее, одним из важнейших факторов, влияющих на спрос, является уровень доходов. При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В этой связи мы говорим об эластичности спроса в зависимости от дохода. В частности, хорошо известно, что изменение доходов покупателей оказывает гораздо большее воздействие на покупки товаров длительного пользования, чем на покупки продовольственных товаров. Другими словами, эластичность спроса на промышленные товары обычно бывает больше.
Влияние дохода на спрос определяют коэффициентом эластичности:

где Еd
· коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, 1 – доход покупателей.
Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом прямая, т. е. с ростом доходов спрос увеличивается. Однако в некоторых случаях зависимость может быть обратной. Обычно это касается товаров низкого качества, с низкими потребительскими свойствами, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.
Следует также отметить, что колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а следовательно, и к снижению их цен.
2. Перекрестная эластичность спроса по цене

Перекрестная эластичность спроса по цене показывает зависимость спроса на товар i от изменения цены товара n. Перекрестная эластичность спроса по цене проявляется при рассмотрении взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Взаимозаменяющие товары имеют положительную перекрестную эластичность, то есть с ростом цены товара п растет спрос на товар i, и наоборот. Если, например, подорожает кофе, то при прочих равных условиях повысится спрос покупателей на чай или какао.
Взаимодополняющие товары имеют отрицательную перекрестную эластичность, то есть с ростом цены товара n спрос на товар i падает, и наоборот. Если, например, подорожает соль, то появится меньше желающих солить рыбу в бочках; спрос на рыбу, следовательно, упадет.
Исчисляется перекрестная эластичность спроса по цене с помощью соответствующего коэффициента:

где Ерn – коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене, показывающей, на сколько процентов изменится спрос на товар i при однопроцентных колебаниях цены товара п.
Большая практическая значимость перекрестной эластичности спроса по цене более чем очевидна. Без ее учета невозможно осуществлять эффективное управление маркетингом, да и в целом производственной и коммерческой деятельностью предприятия. Перекрестная эластичность спроса может использоваться при проведении антимонопольной политики: если продукция фирмы А имеет положительную перекрестную эластичность спроса относительно динамики цен на продукцию фирмы В, то это доказывает отсутствие у фирмы А абсолютной монопольной власти.
3. Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает зависимость спроса на товар i от изменения дохода потребителей у. Исчисляется данная эластичность с помощью соответствующего коэффициента:

где Еу – коэффициент эластичности спроса по доходу, показывающий, на сколько процентов изменится спрос на товар i при однопроцентных колебаниях дохода потребителей у.
В самом общем плане можно утверждать, что чем больше доход, тем выше спрос на конкретные товары. Однако более глубокий анализ взаимосвязи спроса и дохода покупателей дает право отметить, что единой, универсальной кривой спроса, объясняющей поведение владельцев дохода на всех товарных рынках, не существует. Формы кривой спроса, а также значения коэффициентов эластичности зависят от того, какие именно товары продаются и покупаются. Если продаются продовольственные товары, то взаимосвязь спроса на них с доходами потребителей будет одна. Промышленные товары, входящие в стандартный набор потребителя, дают совершенно другую взаимосвязь спроса и дохода. Зависимость спроса граждан на высококачественные товары и услуги длительного пользования от уровня их дохода также отличается своей спецификой. Все эти особенности необходимо учитывать при выработке производственной стратегии фирмы, а также при проведении конкретных маркетинговых исследований.
С помощью кривой спроса можно определить, насколько уровень жизни одних потребителей выше благосостояния других. Так как все потребители по-разному оценивают полезность для себя тех или иных экономических благ, то и цену за них они готовы уплатить разную. В связи с этим любая точка на кривой спроса D (рис. 4) соответствует так называемой цене спроса – максимальной предельной цене, которую конкретный покупатель может уплатить за данный товар. Так, за четвертую единицу блага покупатель готов уплатить цену pi, а за восьмую – только Р2. Вспомним, что в данном случае личность соотносит свои решения о покупке с динамикой собственных потребительских предпочтений: чем выше субъективная оценка полезности того или иного блага, тем выше цена спроса.
Если же рыночная цена товара равна Ру, то при покупке одной его единицы за другой (вплоть до десятой) потребитель
получает некоторую выгоду или потребительский излишек. Последний исчисляется как разница между ценой, которую потребитель готов уплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Площадь треугольника МТРо (рис. 4) и есть суммарный потребительский излишек, получаемый личностью при покупке 10 ед. товара1.

Рис. 4. Графическое определение потребительского излишка
Потребительский излишек имеет важное значение для экономического анализа, поскольку измеряет совокупную выгоду, получаемую потребителями в результате приобретения товаров на рынке. Данный излишек может служить интегральным измерителем социально-экономической эффективности функционирования смешанной экономики.
Резюме

1. Экономическая природа потребительского спроса обусловлена потребительскими предпочтениями личности. Динамика спроса определяется динамикой цен на экономические блага и изменениями дохода потребителя. С помощью линии «цена
· потребление» формируется кривая спроса; линия «доход – потребление» характеризует направленность ее смещения.
2. Эластичность спроса по цене и доходу показывает степень реакции объема продаж на изменение цен, включая цены на товары-субституты, и доходов потребителей. Рассчитываемые в каждом конкретном случае коэффициенты эластичности спроса служат основой для разработки маркетинговой стратегии фирмы.
Концепция потребительского излишка может быть полезной при определении выгоды, получаемой домохозяйствами от потребления продукции, а также при исчислении социально-экономической эффективности всей хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Литература

Курс экономической теории. /Под ред. Чепурина М.Н. – М., 1997
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение .
· М., 1992
Экономическая теория. /Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2000

1 Как правило, спрос очень неэластичен, во-первых, дам предметов абсолютной жизненной необходимости и, во-вторых, для тех видов предметов роскоши, которые не поглощают большой части дохода богатых потребителей.

1 Аналогично рассчитывается суммарный потребительский излишек всех покупателей данного товара. В этом случав кривая D рассматривается как кривая не индивидуального, а рыночного спроса.