Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента

Содержание

Введение

1. Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента
Менеджмент персонала и эффективность производства
Социально-экономическая эффективность кадровой работы

2. Развитие персонала как фактор производства
2.1. Развитие персонала
2.2. Профессиональное обучение
2.3. Основные правила мотивации, виды и типы мотивов к труду

Заключение

Список литературы Введение

Осуществление в настоящее время преобразований в формах и методах управления, организационных структурах, направленных на стимулирование предприимчивости и развитие рыночных отношений предприятий с разными формами собственности, часто недостаточно эффективно и не достигает поставленных целей. Одной из основных причин этого является слабая обеспеченность проводимых реформ необходимыми кадрами, способными нетрадиционно, на высоком профессиональном уровне решать сложные задачи перехода к рыночной экономике. Разрешению данной проблемы должна способствовать продуманная система работы с персоналом. Сложившаяся система, неэффективность которой все более очевидна, каких-либо радикальных изменений не претерпевает. Недостаточно глубоко разбираются в основах кадровой политики руководители различных уровней и специалисты кадровых служб, среди которых большинство лиц с техническим образованием, что определяет технократическую ориентацию системы управления производством в целом. Отсюда часто негативное отношение руководителей к интересам социального и культурного характера, планированию и организации действенной работы с персоналом фирм.
Положение усугубляется еще и тем, что отсутствует серьезная система подготовки специалистов в области управления персоналом, что существенным образом тормозит как развитие теоретических основ работы с персоналом, так и практическое применение уже имеющихся разработок на практике. Разрушение отраслевых научных центров, занимающихся проблемами практической социологии и психологии на своих предприятиях, еще больше усугубило и без того плачевное состояние науки и практики в сфере управления людьми.
Между тем в мировой практике управления персоналом произошли кардинальные изменения за последние 20
·30 лет. Раньше специалист в этой области занимался в основном личными делами, инструкциями, правилами, а также вопросами сложности работы и вознаграждения. В настоящее время на характер и роль функции управления персоналом влияют прежде всего следующие изменения:
1) кардинальным образом преобразованы система управления и взаимоотношения предприятий между собой;
2) исчезли многие координирующие методические центры, помогавшие предприятиям проводить работу с персоналом;
отсутствие общей методической и методологической базы поставило в тупик большинство предприятий, работающих по старинке;
3) большинство проблем в сфере работы с персоналом не просто изменились, а получили порой противоположную направленность (проблема недостатка персонала сменилась проблемой его высвобождения, излишняя текучесть
· чрезмерной стабильностью и т.д.); накопленный ранее практический опыт оказался неприемлемым;
4) новые условия хозяйствования и управления вошли в противоречие с инертностью менталитета, психологией иждивенца и пассивного работника.
В этих условиях роль кадровых служб особенно возрастает. В основу данной работы вошли российские и зарубежные разработки, которые могут быть использованы на отечественных предприятиях. При недостатке отечественных разработок и серьезного успеха работы в этой области ценность представляет любой опыт эффективного управления персоналом. Авторы благодарят А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, В.И. Матирко, К. Ольферта, Л.С. Осипову, В.В. Полякова, С.В. Шекшню, Э.А. Уткина, В. В. Черкасова, Ю.Н. Яровенко, сотрудников ОНУТЦ РАО “Газпром”, работы которых позволили авторам попытаться вывести решение проблем на новый уровень с учетом имеющихся наработок. Особую благодарность авторы выражают Г.В. Щекину, чьи материалы вошли в книгу “Основы кадрового менеджмента”.
Повышающийся в последние годы интерес к проблеме управления персоналом как важнейшему фактору эффективности менеджмента на предприятии в целом свидетельствует о признании теоретиками и практиками важности кадрового менеджмента. Авторы выражают надежду на то, что настоящая работа поможет повысить эффективность работы предприятий различных форм собственности.
Управление персоналом как фактор эффективного менеджмента
1.1. Менеджмент персонала и эффективность производства
Становление рынка уже сегодня поставило ряд новых задач, решение которых невозможно на базе старых представлений, подходов и методов. Особую остроту в этом плане приобрели сегодня вопросы перестройки кадровой работы. В промышленности, как и в других сферах экономики, проблемы интенсификации производства, повышения его эффективности, лучшего использования дорогостоящих и дефицитных кадровых ресурсов вышли на первый план, начали приобретать ключевое значение для выживания и приспособления предприятий к новой для них экономической ситуации.
Использование возможностей НТП и повышение эффективности производства в настоящее время более, чем когда-либо ранее, оказались в зависимости от степени участия в этих процессах всех работников производства: от рабочего до директора. Современные технология и производство требуют не только высокой квалификации и исполнительской дисциплины работников, но и их творческого участия в производстве, поиске резервов его рационализации.
В последние годы многие предприятия используют в своей повседневной практике системы конкурсного замещения руководящих должностей и выборность руководителей, увеличивают затраты на обучение персонала, профотбор и профориентацию, активно сотрудничают с консультационными центрами по вопросам персонала и т.д. Принимаются меры по улучшению системы управления кадрами в целом по стране.