Стратегическое управление фирмой в кризисных условиях

Высшая школа приватизации и предпринимательства

На правах рукописи

Прянишников Николай Николаевич

Стратегическое управление фирмой в кризисных условиях

Специальность 08.00.05
· Экономика и управление
народным хозяйством

Диссертация на соискание учёной степени кандидата
экономических наук

Научный руководитель:
действительный член Академии экономики, финансов и права, доктор экономических наук, профессор Карась Л. Ю.

Москва
· 1999
Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава I. Концептуальные основы стратегического менеджмента
фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
Содержание процесса управления коммерческой фирмой
на основе методов стратегического менеджмента. . . . . . . . . . . 8
Методические подходы к стратегическому планированию
в крупной коммерческой фирме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.3. Разработка и реализация стратегии фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава II. Методы стратегического менеджмента фирмы
в условиях кризиса экономики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Характеристика системы МСС и её внешней
кризисной среды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Разработка антикризисной стратегии корпорации МСС. . . . . .61
Стратегия диверсификации как методический подход
и практическое средство выживания фирмы
в кризисных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
Глава III. Стратегический подход к организационному развитию
фирмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Принципы построения структуры управления фирмы,
адекватной её антикризисной стратегии. . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Организационная культура и её роль в стратегическом
менеджменте корпорации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .135
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142

Введение
Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качественному уровню управления, характеру решаемых при этом задач, а также к методам их решения. Это в полной мере относится ко всем самостоятельно хозяйствующим субъектам. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является стратегическое управление.
Суть стратегического управления состоит в том, что на фирмах, с одной стороны, существует чёткое, так называемое «формальное», стратегическое планирование, с другой стороны,
· структура управления фирмой, системы и механизмы взаимодействия её отдельных звеньев построены так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции и создание управленческого инструментария для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Разработка и применение методологии и конкретных форм стратегического менеджмента не есть результат лишь эволюции теории и методов управления. Их возникновение вызвано глубокими объективными причинами, вытекающими из изменения характера внешней и внутренней сред деятельности фирм.
Стратегический менеджмент является чрезвычайно важным для фирм, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий своего развития. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменения позиций потребителей, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным быстрое распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического менеджмента.
Не существует стратегии, единой для всех компаний, также, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой отдельной фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. И в то же время, есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления, что очень важно в условиях развивающегося кризиса экономики.
Построение системы стратегического управления неразрывно связано с совершенствованием её организационной структуры. Структуры создаются для более мобильного управления организацией под конкретные стратегические цели. Построение структуры начинается, как и построение стратегического плана, с анализа внешней и внутренней сред.
В широком смысле задача построения структуры организации состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает стратегическим целям и задачам организации, а также воздействующим на неё внутренним и внешним факторам. Наилучшая структура
· это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.
Поскольку цель организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией стратегических целей, проектирование структуры должно основываться на стратегических планах организации.
Хотя структура организации и базируется на её стратегии, она не является самой стратегией. Это можно объяснить тем, что с течением времени стратегии меняются, а это, в свою очередь, требует изменения в организационных структурах и, в целом, в эффективном организационном развитии фирмы.
В связи с вышеизложенным выбранное направление диссертационной работы является чрезвычайно актуальным.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка концептуальных основ, практических форм и методов стратегического управления коммерческой организацией, развивающейся в сложных кризисных условиях переходного периода российской экономики.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
на основе обобщения подходов, описанных в специальной литературе, сформулировать концепцию стратегического менеджмента в крупной коммерческой фирме, действующей на российском рынке;
исследовать корпорацию «Московская сотовая связь» (МСС) как объект и субъект стратегического управления для отработки на примере этой корпорации предложенной концепции;
разработать методику построения антикризисной стратегии и механизмов её реализации в корпорации МСС;
обосновать методически и практически опробовать стратегию диверсификации как средство выживания фирмы в кризисных условиях;
разработать структуру управления фирмы, адекватную выработанной антикризисной стратегии и внедрить её в корпорации МСС;
сформулировать методические положения организационного развития фирмы в кризисных условиях с учётом её корпоративной культуры и внедрить их в корпорации МСС.
Объектом исследования в настоящей работе является крупная коммерческая фирма. Предметом исследования
· её система стратегического управления.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области стратегического менеджмента. При подготовке диссертации были использованы нормативно-правовые акты по вопросам предпринимательства и коммерческой деятельности в России.
Научная новизна диссертации состоит в теоретическом обосновании и методической проработке концептуальных основ стратегического менеджмента в крупной коммерческой фирме, действующей в кризисных условиях на российском рынке.
Наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту, состоят в следующем:
сформулированы концептуальные основы стратегического менеджмента крупной коммерческой фирмы в условиях кризисной экономики; при этом корпорация рассматривается как открытая система и главные предпосылки успешной её деятельности отыскиваются не только внутри, но и вне её, т.е. успех фирмы связывается с удачной её адаптацией к внешнему окружению. Одновременно, корпорация рассматривается как социальная система, отсюда важнейшее значение корпоративной культуры (стр. 8-20);
разработаны и практически реализованы методические положения стратегического планирования деятельности корпорации на конкурентном рынке (конкретно, на рынке сотовой связи), причём стратегическое планирование рассматривается как важнейший элемент системы управления, способный предвидеть изменения внутренней и внешней среды (стр. 20-53);
проведён анализ внешней среды корпорации МСС, методически проработана и практически реализована её антикризисная стратегия, основными направлениями которой явились мероприятия по удержанию существующей абонентской базы, по привлечению новых абонентов, по сокращению прямых эксплуатационных затрат, а также корректировка объёма и направлений капитальных затрат (стр. 61-70);
теоретически обоснована и практически реализована стратегия диверсификации как основа выживания корпорации в кризисных условиях; данная стратегия включает целую серию новых услуг: льготная замена устаревших моделей телефонных аппаратов на новые, проведение по телефону банковских операций, заказ авиабилетов и туризм, открытие
·Интернет-магазина
· по продаже сотовых телефонов, новая версия системы
·Голосовая почта
·, программа Сотел,
·Роуминговые мосты
· и т.д. (стр. 70-91);
разработана эффективная структура управления корпорации, адекватная её стратегическим планам, в том числе включение в структуру новых подразделений, реализующих диверсифицированные услуги, и ликвидация не соответствующих новой стратегии подразделений (стр. 92-111);
разработаны методические основы организационного развития и корпоративной культуры, связанной с ценностями организации, убеждениями, традициями, стилем работы, осуществлена их практическая реализация в корпорации МСС (стр. 112-127).
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные теоретические положения по созданию системы стратегического менеджмента коммерческой фирмы доведены до конкретных методик, которые реализованы в корпорации МСС и могут в дальнейшем использоваться в других коммерческих фирмах, а также в учебном процессе.
Апробация работы. Основные результаты диссертации были доложены и одобрены на конференции «Менеджмент коммерческой фирмы» в 1995 году, международной школе-семинаре «Системный подход к управлению фирмой» в 1996 году, на конференции молодых учёных в Высшей коммерческой школе МВЭС РФ в 1998 году, на заседании отделения менеджмента Академии экономики, финансов и права в 1999 году, Третьей международной конференции (дек. 1998 г.) «Продвижение товаров и услуг в условиях кризиса
· выработка посткризисных стратегий».
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава I. Концептуальные основы стратегического
менеджмента фирмы
1.1. Содержание процесса управления коммерческой фирмой на основе методов стратегического менеджмента
Идеи стратегического менеджмента являются ярким проявлением «тихой управленческой революции», которая началась в американской экономике на рубеже 80-х годов. Обнаружив неспособность своих менеджеров справиться с нарастающими трудностями во внешней среде в самый затяжной за весь послевоенный период экономический кризис, американские корпорации столкнулись с кризисом управляемости своих хозяйственных систем. Поиски выхода из него осуществлялись не только на путях повышения квалификации управленческих кадров, но и за счёт перехода к новой «управленческой парадигме», под которой понимается система взглядов, вытекающих из основополагающих идей научных результатов ряда крупных учёных и определяющих стержень мышления основной массы исследователей и менеджеров-практиков.
Суть «новой парадигмы» состоит в определённом отходе от управленческого рационализма, от начального убеждения, что успех фирмы определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек за счёт выявления внутрипроизводственных резервов, повышением производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов.
Новая парадигма основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Корпорация рассматривается при этом прежде всего как открытая система; главные предпосылки успешной деятельности фирмы отыскиваются не только внутри, а и вне её, т.е. успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к внешнему окружению
· научно-техническому, экономическому, социальному, политическому и т.п. Сумеет ли фирма вовремя распознать угрозы для её существования, будет ли устойчива к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающие в её среде, сможет ли она извлечь максимум выгоды из этих возможностей
· вот главные критерии эффективности всей системы управления, по отношению к которым внутренняя рациональность организации производства и управления всё же отходит на второй план. Из такого мышления логично вытекает ситуационный подход к управлению, согласно которому всё внутрифирменное построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды фирмы и некоторых других её организационных характеристик.
Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых стратегических решений больше, чем к контролю уже принятых.
Следует также подчеркнуть, что фирма, агрессивно действующая в своей среде, новаторская в научно-техническом отношении, ориентированная на качество, а не на количество выпускаемой продукции, адаптированная по внутреннему строению своих управленческих систем, всё в большей степени зависит от человеческого фактора. Поэтому другая важная черта стратегического менеджмента
· это концепция фирмы как социальной системы. Не только характер стратегий, тип оргструктур, процедур планирования и контроля, но и стиль руководства, квалификация людей, их поведение, реакция на новшества и изменения должны постоянно анализироваться и совершенствоваться при построении организационных систем управления.
В рамках «новой парадигмы» особенно важное значение придаётся факторам организационной культуры
· установившимся в организации ценностям, индивидуальным и групповым нормам поведения, установкам, типам взаимодействий и т.д.