Разработка комплексной системы управления

«Разработка комплексной системы управления»
(на примере металлургического завода
ЗАО «Серп и молот» г.Москва )

АННОТАЦИЯ.

Курсовая работа выполнена на основе данных металлургического завода ЗАО «Серп и молот» г.Москва .
Целью курсовой работы является систематизация теоретических знаний по управлению хозяйственной деятельности организации, развитие практических навыков разработки и обобщения конкретных решений в комплексную систему менеджмента, приобретение опыта самостоятельного поиска, исследования и обработки информации для принятия конкретных решений по проектированию системы целенаправленного менеджмента.
Проектные разработки выполнены с помощью различных методов, в том числе экспертным методом.
Курсовая работа содержит сорок три страницы, три иллюстрации, восемь таблиц, четыре источника информации, два приложения.

Содержание.

Введение. Ошибка! Закладка не определена.
1. Обоснование цели и задач организации.
1.2. Цели предприятия.
1.2. История создания предприятия.
1.3. Идеи модернизации предприятия.
1.4. Внутренний и внешний рынок продукции.
1.5. Технико-экономические показатели.
2. Решение по продукту.
2.1. Виды выпускаемой продукции.
2.2. Решения по продукту.
3. Маркетинговое решение.
4. Производственное решение.
5. Решение по персоналу и организационной структуре управления.
5.1. Структура управления.
5.2. Характеристика служб предприятия.
6. Правовое обеспечение деятельности.
7. Финансовое решение и проектирование хозмеханизма.
7.1. Финансы предприятия.
8. Матрица менеджмента.
Заключение.
Литература. 43
приложения. 44

ВВЕДЕНИЕ.

Во всех экономических системах существуют три основные проблемы – что производить, как производить и для кого производить.
В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков.
Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат, а продажа произведенных товаров и их потребление определяются в соответствии с доходами различных групп населения.
Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны покупать то, что они предпочитают, предприятия – производить и реализовывать то, что они считают целесообразным.
Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и т.п.
Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени.
Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность достижения этих целей. При более высоком предложении по сравнению с величиной спроса продавец реализует продукты по ценам, которые позволяют получить необходимую прибыль, в противном случае он имеет убытки.
Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей. Получение прибыли в отрасли ведет к ее расширению. И так будет до тех пор, пока объем предложения не превысит спрос и цена не установиться в том размере, при котором исчезнет возможность получать прибыль.
Поэтому в условиях рыночной экономики наиболее важное значение занимает анализ хозяйственной деятельности предприятия. Он позволяет изучить деятельность предприятия, его результаты, с помощью чего сделать необходимые выводы для дальнейшего планирования деятельности предприятия.
Цель анализа деятельности предприятия сводиться к изысканию и мобилизации резервов увеличения максимальной прибыли. Основными путями достижения этих целей является экономия материальных ресурсов, трудовых ресурсов, повышение интенсивности труда, снижение себестоимости и т.д.
Экономический анализ управления персоналом , внешнеэкономических связей в условиях рыночной экономики занимает важное место в управлении предприятием. Он является составной частью системы управления, выполняя функцию познания хозяйственно-финансовой деятельности.

1. Обоснование цели и задач организации.
1.2. Цели предприятия.

ЗАО «Серп и молот» г.Москва – это металлургический завод, созданный более ста лет назад. Целью создания данного предприятия является удовлетворение потребностей общества в металлургической продукции.
Главной задачей коллектива является производство и реализация конкурентоспособной продукции для предприятий металлообрабатывающей промышленности, а также производство и выпуск гражданской продукции и товаров народного потребления, обеспечивающих получение прибыли, достаточной для развития коллектива и обеспечения максимальной занятости.
1.2. История создания предприятия.

Расскажем кратко об истории создания данного предприятия.
В 1998 году завод
·Серп и молот
· отметил свой 100-летний юбилей.
В конце XIX века промышленный подъем в России сопровождался увеличением потребности в металлопродукции. В этот период одновременно строились девять металлургических заводов, в том числе
·Урал-Волга
·, при сооружении которого выгодно использовалось удобное географическое положение: близость донецкого угля, пересечение железнодорожных и водных путей.
В 1912 г. завод стал собственностью объединения южных заводов
·Продамет
· Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО). Первоначально, кроме литейного цеха, в состав завода входили: блюминг, крупносортный, листопрокатный и кровельные цехи с производством около 100 тыс.т. в год. Станы работали от паровых приводов, а в технологических процессах преобладал ручной труд.
В 1913 г. завод достиг рекордного производства: было выплавлено 144 тыс.т. стали и произведено 109 тыс.т. проката.
В период гражданской войны завод серьезно пострадал, но за короткое время был восстановлен. В декабре 1922 г. завод ДЮМО по инициативе трудящихся переименован в завод
·Серп и молот
· в честь пятой годовщины Октябрьской Революции. В 1926 г. мощность завода достигла довоенного уровня. В его сортаменте к тому времени насчитывалось 16 марок стали.
В связи со строительством Сталинградского тракторного завода было принято решение ВСНХ о преобразовании
·Красного Октября
· в базовый завод по производству качественных сталей для автотракторной промышленности. За годы реконструкции с 1929 по 1941 г. завод из небольшого предприятия, выпускающего рядовую сталь, был превращен в один из основных заводов страны по производству специальных сталей.
В 1941-1942 гг. завод давал фронту 9% всей производимой в стране стали, в короткое время был освоен выпуск изделий для танков, минометов, боеприпасов.
В 1944 г. завод выплавил уже 100 тыс.т. качественной стали. За услуги в деле возрождения и успешное выполнение заданий Правительства завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В процессе послевоенного возрождения, наряду с восстановлением цехов, проводилась реконструкция мартеновских печей с увеличением садки да 150 т., модернизация прокатных станов с увеличением мощности, дооснащением цехов зачистными и отделочными средствами. Построен первый электросталеплавильный цех с двумя электродуговыми печами с опытно-промышленной установкой полунепрерывной разливки высоколегированных сталей и вакуумной установкой. Построен крупный цех эмалированной посуды и цех нержавеющих столовых приборов. В конце 60-х годов началась вторая коренная реконструкция. Завод превратился в огромную строительную площадку. К 1970 г. завод производил уже 1700 тыс.т. стали, 1460 тыс.т. качественного проката.
В 1994 г. введен новый крупносортно-заготовочный стан 1000/850/630, сортамент – прокат диам. 58-360 мм. и сечением от 100 х 100 до 130 х 130 мм. С пуском нового стана были демонтированы устаревшие станы – заготовочный 750 и среднесортный 450-1.
В 1990 г. введен новый листопрокатный цех со станом 2000 для производства листового проката из конструкционных, легированных, нержавеющих, жаропрочных и других сталей, в том числе с термомеханическим упрочнением. С пуском стана 2000 демонтированы листовые станы 1700, 2200 и 970.
Практически полностью переоснащены вспомогательные службы завода. Построены три новых цеха ремонта металлургического оборудования и электромоторный цех, обновлено теплосиловое оборудование, введены оборотное водоснабжение и комплекс очистных сооружений. Железнодорожный транспорт переведен на тепловозную тягу, построены новое депо и вагоноремонтные мастерские. Автотранспорт пополнился спецмашинами для внутризаводской перевозки металла. К 40-летию Победы завод был награжден орденом Отечественной Войны 1 степени.
К 1990 г. завод стал одним из ведущих в России по производству проката из высококачественных и специальных марок стали. Мощности составляли 2 млн.т. по выплавке стали и 1,5 млн.т. по прокату.
В сортаменте завода около 300 профилеразмеров проката, более 450 различных марок стали и сплавов, в том числе более 100 нержавеющих, около 30% российского производства подшипниковой стали. Многие марки стали и сплавов, а также виды проката впервые осваивались на заводе
·Серп и молот
·, и завод был единственным поставщиком целого ряда продукции. Металл с маркой завода поставлял почти 6 тыс. предприятиям бывшего Союза и экспортировался в десятки стран мира. На заводе трудилось около 17 тыс. человек.
Однако с 1990 г. производство проката сокращается. Под влиянием конверсии предприятий ВПК, куда завод поставлял до 70% металла, из-за распада межотраслевых и межреспубликанских хозяйственных связей (20% внешнего грузооборота завода) нарушается сложившийся марочный сортамент металлопродукции: в 5 раз сокращается доля нержавеющей стали, в 4 раза – подшипниковой, в 6 раз металла электрошлакового переплава. Их вытесняют рядовые стали с низкой для завода конкурентоспособностью Опережающий рост цен на сырье, транспорт по сравнению с ценами на металлопродукцию привел к нерентабельности производства.
Есть уверенность, что уникальные технологии и продукция завода будут востребованы, и завод преодолеет кризисное состояние.
1.3. Идеи модернизации предприятия.

Руководство ЗАО «Серп и молот» постоянно ищет новые идеи модернизации предприятия. С этой целью будет закуплено новое оборудование для совершенствования технологического процесса и выпуска более качественных изделий. В связи с этим администрация и коллектив работников ЗАО обязуются в 2002 году:
Увеличить объем производства товаров народного потребления и гражданской продукции не менее чем на 5%.
Обеспечить рентабельность производства.
Обеспечить реализацию не менее 95% от объема произведенной продукции. В этих целях:
Развернуть дилерскую сеть не менее чем в 30 городах на основе представительств других предприятий,
Значительно расширить перечень товаров народного потребления в счет заработной платы работникам завода.
Обеспечить в полном объеме выполнение мероприятий плана технического развития предприятия, предусмотрев финансирование, обеспечивающее выполнение задания по снижению трудоемкости, экономии материальных и энерге6тических ресурсов.
В целях компенсации падения объема производства освоить производство новых изделий
Внедрить мероприятия по совершенствованию технологических процессов изготовления деталей и узлов товаров народного потребления.
Перевести изготовление деталей с универсального на прогрессивное оборудование(автоматы, полуавтоматы, станки с программным управлением).
Освоить изготовление заготовок прогрессивными видами обработки
За счет проведения организационно-технических мероприятий по экономии энергоресурсов получить 392млн рублей за счет снижения энергетической нагрузки в часы максимума.
Идеи модернизации предприятия основаны на результатах анализа потребностей продавца и производителя.
Предприятие, т.е. производитель заинтересован в более полной реализации своего продукта и получении наибольшей прибыли с наименьшими затратами. Поэтому производитель несет расходы на посредников
· продавцов своего товара. Так как в продукции ЗАО «Серп и молот» заинтересованы покупатели со всей страны, предприятию не обойтись без посредников
· дилеров и продавцов и несет затраты.
В свою очередь продавцы и посредники заинтересованы в продвижении продукта на рынке и получении своих процентов от реализации данного продукта.
1.4. Внутренний и внешний рынок продукции.

Продукция ЗАО «Серп и молот» широко представлена рынке Российской Федерации и она вполне конкурентоспособная. Поэтому данная продукция уже давно вышла на мировой рынок.
ЗАО
·Серп и молот
· осуществляет в настоящее время поставки за рубеж следующих товаров: металлозаготовки – круг диаметром 14-330, 6гр., квадрат диаметром 14-32, квадрат-50, 60, 80, 100, 120, 130, 140, 160, 180.
ЗАО
·Серп и молот
· осуществляет внешнеэкономическую деятельность со странами Европы (Германия, Польша, Франция, Великобритания и др.), а также странами Юго-Восточной Азии (Корея, Япония, Индия и др.).
Внешнеэкономические связи ЗАО
·Серп и молот
· также осуществляет в виде бартерных операций, с такими организациями как немецкая фирма
·Фукс
· и немецкая фирма
·Линдерманн
·.
Товары отгружаются предприятием по железной дороге в соответствии с установленными нормами отгрузки.
1.5. Технико-экономические показатели.

Рассчитаем основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. Данные для расчетов возьмем в приложении 1 и 2.
При проведении анализа важную роль имеет расчет следующих показателей: коэффициент независимости и коэффициент финансирования.

Коэффициент = источники собственных средств х 100
независимости валюта баланса

Коэффициент независимости на начало периода = 8073х100 = 92%
8774
Коэффициент независимости на конец периода = 9008х100 = 90,4%
9960

Коэффициент независимости ЗАО
·Серп и молот
· достаточно высок, что является положительной характеристикой. В случае необходимости срочно погасить свои долговые обязательства предприятие сможет этого добиться путем реализации какой-либо части имущества сформированного за счет собственных средств.

Коэффициент = собственные источники
финансирования заемные источники

Коэффициент финансирования на начало периода = 8073 = 11,5
701
Коэффициент финансирования на конец периода =9008 = 9,5
952
Коэффициент показывает, что достаточно большая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных, а не за счет заемных средств. У предприятия есть небольшая опасность неплатежеспособности
Рассчитаем необходимые показатели, необходимые для анализа финансовой устойчивости.
Показатели наличия источников запасов:
Запасы и затраты (ЗЗ) = стр.210+220
Собственные оборотные средства (СОС) = стр.490-190
Функционирующий капитал (КФ) = стр.490+590-190
Величина источников формирования запасов (ВИ) = стр.