Определение менеджмента

Содержание
Введение 3
Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов 4
Система управления фирмой в современных российских
условиях 8
3. Менеджмент как процесс управления организацией 16

4. Содержание менеджмента как науки, его структура, предмет, объект и функции.

Заключение 28
Список литературы 30Введение

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления , мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов .
В нашей стране пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в государственной экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства, степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода Украины к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.
В данной работе рассмотрим, что же такое менеджмент, так как это понятие часто начинает встречаться нам в повседневной жизни, его сущность и содержание. Также рассмотрим менеджмент как науку, как процесс управления, т.е. уделим внимание всем сторонам и особенностям менеджмента.
Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов.

Менеджмент (англ. Management – управление, заведование, организация)
· это управление производством или кммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:
теорию руководства;
практические способы эффективного управления, или искусство управления.

Понятие
· менеджмент
· прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.
В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина
·менеджмент
·. Русское слово
·управление
· и английское слово
·менеджмент
· считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин
·менеджмент
·, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин
·управление
· не является удовлетворительным заместителем термина
·менеджмент
· потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально – экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.
Таким образом, термин
·менеджмент
· употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.
В наших условиях следует употреблять термины
· организация
·,
·управление
· и
· администрирование
·. Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.
С учетом изложенного в работе термин
·управление
· в дальнейшем будет употребляться, с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин
·менеджмент
·.
Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.
Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.
В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.
Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:
переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
разработка стратегии развития организации и реализация;
определение конкретных целей развития организации;
постоянный поиск и освоение новых рынков;
выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
осуществление контроля за эффективностю деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.
Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы ее деятельности. Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить границы деятельности, которая составляет содержание менеджмента, а также выделить его отдельные виды:

Производственный менеджмент – это комплексная система обеспечения конкурентоспособности выпускаемого товара на конкурентном рынке. Она включает вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно
· правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предыдущими стадиями жизненного цикла.

Финансовый менеджмент – это комплексная система устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Она включает формирование и планирование финансовых показателей с соблюдением научных подходов и принципов менеджмента, баланса доходов и расходов, показателей эффективности использования ресурсов, рентабельности работы и товаров.

Инновационный менеджмент – это комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. Она включает построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, разные аспекты управления персоналом.

Помимо приведенных видов специального менеджмента в настоящее время разрабатываются другие виды:
менеджмент социальной сферы;
банковский менеджмент;
налоговый менеджмент;
организационный менеджмент;
международный менеджмент;
и др.
2. Система управления фирмой в современных российских условиях
Термин “менеджмент” по-разному трактуется у нас и за рубежом. Можно дать следующее общее его определение: менеджмент – это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организация производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворение потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
Основная направленность менеджмента на последовательное обеспечение рентабельности фирмы, увеличение прибыльности способствует в наших условиях решению многих важнейших для всей страны задач, в частности, такой как сокращение затрат, особенно непроизводительных. Жизнь также убеждает, та) сейчас в соответствии с новыми требованиями необходима и перестройка структуры управления предприятий. На многих предприятиях, как правило, пока действует управленческая структура, ориентированная на отсутствие конкуренции. Для оптимизации управления в соответствии с потребностями рынка, усилением конкуренции следует это перестроить. В каждом конкретном случае возможны свои варианты такого рода изменений, обусловленные спецификой, традициями и др. Вопросам совершенствования организационных структур предприятия российскому менеджеру следует уделять особое внимание еще и потому, что у нас имеются большие издержки в административном аппарате, уменьшение и перестройка которого является большим резервом коренного усовершенствования хозяйствования.
Особая забота менеджмента – повышение уровня квалификации кадров. Анализ деятельности служб предприятия является отправной точкой для изменения управления кадрами предприятия, совершенствования организации НИОКР, трансформации производства в соответствии с изменяющимися запросами рынка. Помимо постоянного, практически ежедневного контроля за деятельностью фирмы, ежегодно и ежеквартально должен проводиться ситуационный анализ состояния деятельности фирмы на рынке. Это открывает возможность использовать ранее неизвестные резервы и исправить допущенные просчеты вовремя, повысить квалификацию сотрудников, усовершенствовать планирование на предприятии. Опыт подсказывает далее, что деятельность руководителя особенно важна в области НИОКР, производственной кооперации, при осуществлении крупных проектов предприятий, в совместных компаниях.
В современной России в экономике происходят глубокие изменения, вызванные НТР. Это относится к взаимоотношениям производителей и покупателей, к конкуренции между производителями. На взаимодействие производителя и потребителя влияет компьютеризация производства. По существу потребитель становится участником процесса разработки и выведения на рынок новых наукоемких товаров. Прямые производственные и научно-технические связи, усиление специализации, кооперации и комбинирования производства меняют акценты в политике, проводимой менеджерами.
На сегодняшний день в нашей стране только каждое третье предприятие способно обеспечивать расширенное воспроизводство за счет собственных накоплений. Вместе с тем, резервы улучшения огромны, особенно в области снижения затрат. На их раскрытие должны быть направлены особые усилия менеджера. Главное в менеджменте – умение работать с людьми, добиться их заинтересованности в постоянном повышении производительности своего труда и общей прибыльности фирмы. Большое значение имеет предоставление права участия в управлении предприятием рядовым сотрудникам.
Основными задачами, стоящими сейчас перед менеджером в России,
являются:
1. Обеспечить жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка.
2. Добиться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка.
3. Разработать и последовательно реализовать программу развития коллектива фирмы, включая его социальные проблемы, учитывая при этом необходимость содействия в разрешении социальных вопросов всего общества.
4. Постоянно оптимальным образом совершенствовать всю работу
фирмы на основе применения современных методов управления, заблаговременно готовить нововведения, улучшать в соответствии с изменяющимися требованиями организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимодействующей системы.
5. Систематически разрабатывать и внедрять в практику предприятия более совершенные формы бизнеса, проникать в новые отрасли.
6. Определять и достигать на практике цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя.
7. Уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным элиминировать его воздействие на положение фирмы.
Менеджмент, как известно, регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности предприятия к изменяющимся условиям рынка. Подход к управлению, как к процессу оценивает его в качестве системы, в которой работа, направленная на достижение целей предприятия, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных деловых акций, материализующих функции управления. В рамках последних -планирование, организация, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникации, исследования, оценки, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров, заключение сделок. Все это и должен в полной мере уметь делать руководитель предприятия или его менеджер, то есть, наемный управляющий. При решении поставленных перед фирмой задач менеджер использует разные подходы. При системном подходе исходят из того, что руководители призваны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным в реальной позиции выступает метод максимально соответствующий ее условиям. При ситуационном подходе предполагается выявление основных внутренних и внешних факторов, влияющих на организацию. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие в каждом конкретном случае.
Особое внимание, также, уделяется и тому, чтобы принимаемые производственно-технологические решения имели под собой точный экономический расчет. Все хозяйственные операции оцениваются сначала с точки зрения рентабельности предприятия. Совершенно недостаточно просто обеспечить прибыль фирме. Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы создать потенциал для расширения производства. Менеджеру надо постоянно держать в центре внимания и вопрос о платежеспособности фирмы, которая должна быть не только прибыльной в конкретный момент, но и ликвидной вообще, в случае возникновения критической ситуации. Экономическое положение фирмы оценивается отношением объема продукции к сумме издержек производства.