Система доходов бюджетной системы.

СОДЕРЖАНИЕ
“” Введение
“” Глава 1 Понятие, сущность бюджета и бюджетное устройство России
“” .1. Понятие, функции и роль бюджета
“” .2. Особенности бюджетного устройства и проблема бюджетного федерализма
“” .3. Доходная и расходная часть бюджета
“” Глава 2 Формирование доходной части бюджета Российской Федерации
“” .1. Бюджет 2000 и 2001 года
“” .2. Проблемы налоговых источников формирования бюджета
“” Глава 3 Финансирование бюджета и проблема бюджетного дефицита
“” .1. Казначейская система исполнения бюджета
“” .2. Оценка бюджетного дефицита и пути его снижения
“” .3. Методы мобилизации ресурсов для доходной части бюджета
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой
· государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые и России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.
Это все делает тему межбюджетных отноешний, бюджетной политики, роли местного самоуправления и вопросы оптимизации бюджета и бюджетного процесса весьма актуальными в настоящее время.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является рассмотрение государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, анализ структуры бюджета и выявление проблем финансирования доходной части бюджета выявление наиболее значительных проблем и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Глава 1 Понятие, сущность бюджета и бюджетное устройство России
Понятие, функции и роль бюджета

Бюджет в экономике
· это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты [3 с .65].
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет
· имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686
·1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства изначально были разделены на две части
· на гражданские (цивильные) и военные расходы. В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30
·40% его величины. Новый Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т. е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной задачей финансовой системы было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций (даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства). Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80
·90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентацией бюджетного процесса. На схеме 1 приведена структура современного бюджетного законодательства Российской Федерации.

Схема 1. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации [3 с .65]
Важным шагом по направлению к модернизации государственных финансов и демократизации финансовых отношений стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. В том же направлении были осуществлены переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т. п.
Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и ее бюджетном устройстве. Рассмотрим подробнее эти два понятия.
С другой стороны, бюджетная система государства
· это совокупность всех видов бюджетов. Рассмотрим более подробно бюджетное устройство.
1.2. Особенности бюджетного устройства и проблема бюджетного федерализма
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему Российской Федерации как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные Местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев [1 с .124]:
государственный (федеральный) бюджет или бюджет центрального правительства;
бюджеты членов федерации (штатов
· в США, земель
· в ФРГ, провинций
· в Канаде, кантонов
· в Швейцарии, субъектов Федерации
· в России);
местные бюджеты.
В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах
· не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.
Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.
По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Но это справедливое утверждение можно толковать двояко.
Во-первых, так, как это толковалось на протяжении более чем семидесяти лет существования социалистического государства в России. А именно государственный (федеральный) бюджет несет основную часть расходов, куда входят и средства, выделяемые субъектам Федерации, необходимые для их жизнедеятельности. Соответственно в федеральный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. В такой трактовке совершенно естественно, что федеральный бюджет играет не эосто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации, а региональные бюджеты, хотя и аляются формально независимыми, но на деле формируются в недрах Министерства финансов РФ, поскольку именно там происходит фактически формирование их доходной части, а также обсуждается их расходная часть [12 с .51].
Во-вторых, с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания фи-иансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.
В прошлом, когда действовала строгая иерархия бюджета, бюджетный процесс шел как бы “сверху вниз”, от единого государственного бюджета к бюджетам нижестоящих уровней. В настоящее время данный порядок бюджетного процесса признан не соответствующим принципам федерализма. Однако порядок формирования федерального бюджета по принципу “снизу вверх”, хотя и определен в маконодательной форме (Бюджетный кодекс РФ), но еще не сформированы реально действующие механизмы управления федеральным бюджетом. Поэтому, формально провозгласив построение иерархии бюджетной системы на принципах бюджетного федерализма, на практике федеральный бюджет России по существу функционирует как центральный бюджет унитарного государства [15 с .90].
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы Российской Федерации являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы Российской Федерации, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.
Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время является определение места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ “Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, гг. Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления” от 15 апреля 1993 г., под местными бюджетами понимается сельский бюджет, бюджет сельсовета, поселковый, городской, районный. Аналогичное определение дает и Бюджетный кодекс РФ [3 с .5].
Суть же проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями, и местные бюджеты практически “выпадают” из бюджетной системы. Решить мту проблему можно, определив роль местного самоуправления в Российской Федерации.
Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). На схеме 2 показано построение бюджетной системы Российской Федерации.

Схема 2. Построение бюджетной системы Российской Федерации
Консолидированный бюджет Российской Федерации
· это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом. Консолидированный бюджет Российской Федерации и субъектов не подлежит утверждению в законодательном порядке, а является лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующего региона. Однако он не отражает экономического состояния территорий и не годится для проведения срав-ятельного анализа, так как определяет всего лишь изъятую государством часть валового внутреннего продукта, поэтому рост консолидированного бюджета
· это прежде всего рост налоговых изъятий, но ведь не рост налогов увеличивает богатство территории.
Рассматривая проблему бюджетного устройства России, следует помнить, что принципы построения и механизмы функционирования нынешней бюджетной системы сложились еще в 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам административно-командной системы управления народным хозяйством страны. Так, принципы единства и так называемого “демократического”, а на самом деле “жесткого” централизма характерны сейчас для России.
1.3. Доходная и расходная часть бюджета
Доходы бюджетов
· денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
В соответствии с Бюджетным кодексом доходы бюджетов подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации [16 с .230].
Бюджетные расходы
· это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
а) расходы федерального бюджета; б) расходы бюджетов субъектов Российской Федерации; в) расходы местных бюджетов.
К расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся следующие:
* обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
* функционирование федеральной судебной системы;
* национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
* фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
* государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
* государственная поддержка атомной энергетики;
* ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
* исследование и использование космического пространства;
* содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;
* формирование федеральной собственности;
* обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
* проведение референдумов и выборов Российской Федерации;
* федеральная инвестиционная программа;
* обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
* обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
* финансовая поддержка субъектов Федерации;
* официальный статистический учет;
* прочие расходы.
К расходам, финансируемым исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся следующие функциональные виды расходов:
* обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
* обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
* обеспечение реализации региональных целевых программ;
* формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
* реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
* обслуживание и погашение муниципального долга;
* целевое дотирование населения;
* содержание муниципальных архивов;
* проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
* финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Помимо перечисленных расходов, относящихся к бюджетам различных уровней, существуют расходы, в которых участвуют как федеральный, так и региональные и местные бюджеты [15 с .89].
Однако для понимания роли бюджета и раскрытия более важное значение имеет анализ динамики и экономическая характеристика бюджетного процесса. Это раскрыто в следующей главе.
Глава 2 Формирование доходной части бюджета Российской Федерации
2.1. Бюджет 2002 и 2003 года
Критический анализ новейших программных документов, исходящих от федеральной исполнительной власти
· «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок», проекта «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и принятого 26 июля 2002 г. «Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2002
·2003 годы» [8 с .5],
· дал основания предполагать, что российское правительство намерено ответить на сформулированный в заголовке статьи вопрос фактически совсем по-другому. Это предположение, к сожалению, оправдывается, свидетельство чему
· содержание внесенного в Государственную Думу правительственного проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и ряда прилагаемых к нему официальных документов, в том числе «Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2003 год».
В упомянутых «Основных направлениях…» записано, что «ключевой задачей бюджетной политики на 2003 год является обеспечение сбалансированности федерального бюджета… Другой немаловажной и вытекающей из предыдущей задачей бюджетно-налоговой политики на 2003 год и среднесрочную перспективу является обеспечение самодостаточности фискальной позиции федерального бюджета» [3 с .5]. Это означает, что в качестве генеральной целеустановки разработчики последнего рассматривают достижение нулевого бюджетного дефицита и минимизацию зависимости от внешних заимствований. Очевидно, что это легче всего достигается путем тотального урезания госрасходов, что и становится при такой логике самодовлеющим императивом бюджетной политики государства [10 с .39].

Таблица 1
Приоритеты бюджетной политики (согласно правительственному законопроекту)
Направления расходования средств федерального бюджета-2003

Млрд. руб.

% к расходам бюджета

Платежи по государственному долгу

488,9

40,9

расходы на обслуживание госдолга

243,7
20,4

расходы на погашение госдолга
245,2

20,5

Обеспечение функционирования государства

182,7

15,3

Национальная оборона

206,3

17,3

Воспроизводство человеческого потенциала

180,2

15,1

Воспроизводство научного потенциала

20,5

1,7

Государственные капитальные вложения

26,1

2,2

Включены расходы по разделам: «Государственное управление и местное самоуправление», «Судебная власть» «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» и часть расходов по разделу «Международная деятельность».
Включены расходы по разделам: «Образование», «Социальная политика», «Здравоохранение и физическая культура» и «Культура, искусство и кинематография».
Действительно, согласно другому прилагаемому к законопроекту документу
· «Перспективному финансовому плану на 2003
·2003 годы», за этот период планируется сократить расходы федерального бюджета на 203,6 млрд. руб., или на 17% в номинальном выражении (а с учетом инфляции
· более чем на треть), хотя даже запланированных на будущий год расходов не будет хватать для финансирования нужд, минимально необходимых для выполнения государственных функций.
Представление о минфиновских приоритетах бюджетной политики дает распределение расходов по их функциональному назначению (см. табл. 1) [11 с .21]. Из приведенных данных следует, что самой крупной (более 20%) расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга. Расходы на воспроизводство научного потенциала, во многом определяющие возможности будущего экономического роста, составляют ничтожную (около 2%) величину расходной части бюджета
· на порядок меньше ассигнований на обслуживание госдолга.
С учетом расходов на погашение государственного долга, которые рефинансируются за счет новых займов, совокупные расходы государства, направляемые в адрес его кредиторов, составляют почти 489 млрд. руб. (более 40% расходной части бюджета). Отсюда следует: в качестве главной функции налогово-бюджетного механизма устанавливается перераспределение национального дохода для обслуживания искусственно раздуваемых государственных обязательств. Государственная финансовая система тем самым превращается в «дойную корову» для спекулянтов.