Привлечение иностранных инвестиций в Россию

Глава 2. Привлечение иностранных инвестиций.

Содержание:

Введение 3
1.Состояние инвестиционного климата 4
2.Меры государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций 9
3. Технология мобилизации источников финансирования в реальный сектор экономики 14
Заключение 25
Использованная литература 26

Введение.

В данной работе анализируется процесс привлечения иностранных инвестиций в современной России. Исходя из того, что инвестиции в экономику – один из важнейших способов вывести производственные отрасли Российской Федерации из застоя, поднять уровень производства в стране до необходимой для нормального функционирования экономики отметки, данная проблема, безусловно, является актуальной .
Инвестиции
· процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.
Объектом исследования моей курсовой работы являются иностранные инвестиции в экономику нашей страны , предметом
· особенности их привлечения и использования .
Методом исследования в курсовой работе взят анализ , который проводится в рамках выбранной темы на основе трудов таких авторов , как Строев Борис Михайлович , Владимир Алексеевич Дейненко и др.
Исходя из темы работы необходимо решить следующие задачи :
– рассмотреть инвестиционный климат в России как основу привлечения новых иностранных инвесторов . Этому посвящена первая часть работы ;
– проанализировать меры государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций ;
– проследить инвестиционный потоки от их поступления до использования в секторе национальной экономики .
Именно этими задачами и определено содержание работы .
Одними из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Россию трудно отнести к развитым странам. Само понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты привлечения инвесторов и в целом процесса инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах – пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.
1.Состояние инвестиционного климата
Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом иностранный инвестор учитывает следующие факторы: политическая стабильность, емкость внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового регулирования регламентирующего деятельность иностранных инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.
Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций, в экономику России являются:
– емкий национальный рынок;
– наличие относительно дешевой и высококвалифицированной рабочей силы;
– начавшийся динамичный экономический рост;
– сокращение бюджетного дефицита и дальнейшее снижение инфляции;
– осуществление налоговой реформы предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;
– дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации.
Сложившаяся макроэкономическая ситуация в российской экономике способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется финансовое положение предприятий, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда отраслей экономики. Кроме того, Россия осуществила ряд шагов направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата.
Так, налоговая система содержит меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности. Установлены сроки вступления в силу федеральных законов, актов законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и актов представительных органов местной власти, что исключает их вступление в силу задним числом.
Налоговым кодексом (часть первая) определено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие но- вые налоги или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты законодательства, смягчающие его, обратную силу имеют.
Стабильность инвестиционного процесса повышается также в результате изменения порядка установления ввозных таможенных пошлин: ставки ввозных таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще, чем один раз в шесть месяцев; единовременное изменение ставок ввозимых таможенных пошлин не может превышать 10 процентных пунктов или эквивалентного абсолютного значения; национальная система преференций пересматривается не чаще, чем один раз в год, а изменения вступают в силу не ранее чем через 90 дней после их официального опубликования.
Несмотря на некоторые позитивные шаги в целом инвестиционный климат остается неблагоприятным, что предопределяется следующими факторами.
Прежде всего, имеет место значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает масштабы развития инвестиционного процесса, что в итоге не стимулирует иностранного инвестора .
Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.
Высокие инвестиционные риски и низкая норма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (28%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.
Состояние инвестиционного климата усугубляется низкими темпами реструктуризации банковской системы, недостаточным объемом собственных капиталов для кредитования даже среднесрочных инвестиций у большинства вы- живших после финансового кризиса банков.
В инвестиционном процессе практически не задействована банковская система. Удельный вес кредитов банков в источниках финансирования составил по итогам первого полугодия 2001 г. 4%. Банки не решаются идти на высокие инвестиционные риски.
В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно осуществить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными среди них являются:
– отмена действующего ограничения (50%) по налогообложению инвестируемой прибыли. Реализацию этой льготы следовало бы осуществлять путем предоставления инвестиционного налогового кредита на платной, возвратной и конкурсной основе части прибыли, освобождаемой от налогообложения;

· введение «налоговых каникул» на срок 3-5 лет предприятиям, внедряющим принципиально новые технологии, машины и оборудование для их технического оснащения;
– освобождение от НДС, уплаты таможенных платежей импортируемого не конкурирующего технологического оборудования для внедрения новых технологий;
– введение для целей налогообложения предприятий, осуществляющих технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.
Улучшению инвестиционного климата способствовало бы также обеспечение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики и экономики регионов путем совершенствования системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.
В этой связи актуальной является задача создания федеральной информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия и инвестиционного проекта, аналитические обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.
Активизации инвестиционного процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирования, участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами, применение механизма санкций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.
Таким образом, в целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие меры направленные на его улучшение.

2.Меры государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций
Стратегическое развитие российской экономики в перспективе ближайших десятилетий должно исходить из развития процессов глобализации, предстоящего вступления России в ведущие международные экономические и финансовые организации. Это в определенной степени определяет масштабы и границы государственного регулирования по- токов иностранных инвестиций.
Исходным пунктом государственного регулирования иностранных инвестиций является определение общих целей регулирования которые состоят в следующем:
– осуществление мер по формированию благоприятного инвестиционного климата;
– активизация притока иностранных инвестиций; – воздействие на выбор желательных для государства потоков иностранных инвестиций.
Совокупность мер государственного регулирования иностранных инвестиций должна выражаться в повышении имиджа страны для иностранных инвесторов. При этом состояние имиджа страны будет в значительной степени определяться следующими факторами:
– стабилизация правовых, институциональных и финансовых условий деятельности иностранного капитала;
– осуществление рыночной политики направленной на развитие рыночных механизмов;
– развитие научно-технического потенциала страны и реализация программ направленных на повышение уровня образования и квалификации рабочей силы;
– развитие хозяйственной инфраструктуры, в особенности связи и транспорта.
Состояние инвестиционного климата в значительной мере определяется развитием нормативно-правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям: совершенствование российского законодательства в сфере международного инвестиционного сотрудничества и заключение международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного налогообложения.
Россия предприняла значительные меры по формированию правовых основ государственного регулирования международного инвестиционного сотрудничества. В основном создана систем нормативно – правовых актов, регулирующих привлечение иностранных инвестиций.
Вступили в действие основополагающие законодательные акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов. В их числе федеральные законы: «0б инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.
·39- ФЗ, «0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон 0б инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 2 января 2000 г. М 22-ФЗ.
Принят и действует ряд федеральных законов регулирующих соглашения о разделе продукции: Федеральный за- кон “0 соглашениях о разделе продукции” от 30 декабря 1995 г. М 220-ФЗ, Федеральный закон “0 внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “0 соглашениях о разделе продукции” от 7 января 1999 г. М 19-ФЗ и “0 внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекаюших из Федерального закона “0 соглашениях о разделе продукции” от 10 февраля 1999 г.
·32-ФЗ.
Приняты девять федеральных законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции” (в 1997, 1999, 2000 и 2001 годах. В настоящее время на условиях соглашений может разрабатываться 25 месторождений и участков недр.
Вступил в силу Федеральный закон «0б иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата, предусматривает предоставление иностранным инвесторам гарантий стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности, устанавливает национальный режим для деятельности иностранных инвесторов, основные гарантии обеспечения прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а так- же предусматривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Фактор стабильности подкреплен установлением правового режима деятельности иностранных инвесторов и порядком установления изъятий для иностранных инвесторов. Так, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, установленными федеральными законами.
Однако предоставление стабильности оговорено рядом условий, связанных с участием иностранного инвестора в реализации приоритетного инвестиционного проекта, наличием доли иностранного инвестора в уставном складочном капитале свыше 25%.
Важным фактором, определяющим инвестиционный климат, является предоставление гарантий инвесторам. Закон предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как полная и безусловная защита прав и интересов, гарантии на инвестиции и условия предпринимательской деятельности на территории России, использование на территории России и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов.
Иностранным инвесторам гарантируется право на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и ин- формации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были ввезены на территорию России в качестве иностранных инвестиций.
Иностранный инвестор имеет право приобретать акции и другие ценные бумаги, участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, приобретать земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество в соответствии с действующим законодательством.