Место и роль малого бизнеса в России

Оглавление
с
Введение
1. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства
1.1. Зарубежный опыт регулирования малого бизнеса. Регулирование деятельности малых предприятий на федеральном уровне в РФ
·
·
·
·..5
1.2. Регулирование деятельности малых предприятий на региональном уровне.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2. роль в экономике И ПРОБЛЕМЫ развития малого предпринимательства в россии.
2.1. Роль малого бизнеса в экономике России
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·19
2.2. Анализ состояния и проблем малого предпринимательства в Российской Федерации
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения

Введение

Развитие сектора малого предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Малое предпринимательство способствует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижению уровня безработицы, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами.
Исключительна роль социальной функции сферы малого предпринимательства. В настоящее время значительная часть населения страны частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест.
Сегодня развитие малого предпринимательства введено в ранг государственной политики. Деятельность субъектов малого предпринимательства в значительной мере зависит от действий органов государственной власти различного уровня, которые осуществляют нормативно – правовое регулирование хозяйственной деятельности. Государственная политика в этой области, а именно государственная поддержка малого предпринимательства является ключевым элементом, определяющим дальнейшее состояние малого бизнеса в России.
Ситуация в сфере малого предпринимательства явно не отвечает сегодняшним условиям экономического роста в стране. Вопреки оживлению в экономике количество малых предприятий в 2001 г. снизилось, снижается и доля малых предприятий в совокупном выпуске товаров и услуг. Некоторые исследователи считают неконкурентоспособность малого бизнеса основной причиной этих процессов, однако на наш взгляд, изменения в законодательстве и политике государственной поддержки прямо влияют на деятельность малого бизнеса.
Целью курсовой работы является изложение современного состояния дел в сфере малого предпринимательства, анализ влияния государственной политики на малый бизнес, выработка предложений по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса.
В задачи исследования входит систематизация материала о малом предпринимательстве, анализ состояния поддержки малого предпринимательства в РФ.

1. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства

1.1. Зарубежный и российский опыт регулирования малого бизнеса

В мировой практике сложились разные сравнительные подходы к определению малого предприятия: по численности занятых, объему производства товаров и услуг, размеру уставного капитала и т.п. Такие подходы к определению основных параметров малого предприятия зависят от сложившейся в конкретной стране практики, а также целей государственной политики в отношении малого предпринимательства. Данные Российской ассоциации развития малого предпринимательства по состоянию SME в ряде стран мира приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Состояние малого и среднего предпринимательства в некоторых странах
Страны

Кол-во МСП
(х 1000шт.)

Кол-во МСП на 1000 жителей

Занято в МСП
(млн. чел.)

Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-54

Италия

3920

68

16, 8

73
57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45
68
72
63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450
49, 6
39, 5
78
52-55

Россия

836.2

5.65

S.I

9.6

10-11

Определение малых предприятий дано в Федеральном законе от 14 июня 1995 года ” О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”.
Малыми предприятиями признаются следующие коммерческие организации – юридические лица:
1. в уставном капитале которых дол государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются);
2. средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Развитие государственной политики поддержки малого и среднего бизнеса в 90-х годах не являлось непрерывным процессом. Вслед за периодом политического равнодушия к развитию малых частных фирм в начале 90-х годов, делались отдельные попытки поддержать их путем налоговых привилегий, которые были избирательно направлены на малые предприятия производственного сектора. Вслед за этим появилась первая национальная программа поддержки малых и средних предприятий (на 1994-95 годы), которая была окончательно принята в 1995 году. Международные финансовые учреждения и донорские организации начали финансирование широкомасштабных программ поддержки малого предпринимательства в 1992-94 годах. Усилия ЕБРР, ЕС-ТАСИС, USAID и других организаций стимулировали участие российских коммерческих банков в создании бизнес-инкубаторов и консалтинговых и обучающих агентств для владельцев малого бизнеса.
Действительно, 1995-96 годы могут считаться самым активным периодом с точки зрения институционализации политики государственной поддержки малого предпринимательства, выразившейся в различных инициативах. Это были: национальная программа поддержки малых и средних предприятий (на 1997-97 годы), которая получила статус специальной федеральной программы, принятой Государственной Думой; основной Закон «О государственной поддержке малых предприятий» (от 14 июня 1995 года), который заложил правовую основу политики по отношению к малому бизнесу; образование специального Государственного Комитета развития и поддержки малого предпринимательства. В дополнении к этому Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был преобразован в независимое учреждение, ответственное за обеспечение финансовой поддержки программ малого бизнеса, и в конце 1995 года была введена упрощенная система налогообложения и подачи данных о доходах для части сектора малых предприятий. Также Первый российский конгресс представителей малых и средний предприятий, состоявшийся в Кремле в феврале 1997 года, был открыт Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. Вкратце, перспективы государственной поддержки малого бизнеса, основанные на ряде заявлений и институциональных изменений, оказались в общем положительными в середине 90-х годов.
В то же время на региональном уровне предпринимались законодательные инициативы, и в более чем семидесяти регионах были образованы специальные государственные учреждения, занимающиеся поддержкой малых предприятий. Хотя все они были под влиянием деятельности федеральной власти, между российскими регионами наблюдается значительная разница в характере и размере поддержки, оказываемой малому бизнесу. Существует ряд регионов с относительно хорошо развитой инфраструктурой поддержки малого предпринимательства (такие, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара), в то же время есть регионы, где ситуация прямо противоположная (такие, как Чита, Магадан, Северный Кавказ). Что же касается условий развития малого бизнеса в Московской области, то по уровню поддержки она находится где-то посередине. Отношение региональной власти к развитию малого бизнеса жизненно важно, особенно отношение к нему губернаторов.
Усилия по укреплению поддержки малых предприятий, предпринятые в середине 90-х, не были непрерывными и не всегда доводились до конца, и с начала 1997 года было некоторое их снижение, по крайней мере, на федеральном уровне. Специальная федеральная программа поддержки малого предпринимательства не была профинансирована в 1997 году, в 1998 она была недофинансирована, а новая программа поддержки малого предпринимательства на 1999-2001 год была разработана, но не была принята. Между Комитетом по поддержке малого бизнеса и Федеральным фондом поддержки МП продолжались бесконечные дискуссии с целью определения их полномочий и сфер ответственности, что привело к роспуску комитета в 1999 году. Федеральный фонд поддержки и развития МП потерял свой статус главного подрядчика федеральной программы поддержки МП после возникновения проблем со счетами в Межэкономбанке в 1997 году и СБС-Агро банке во время кризиса 1998 года.
Неэффективность деятельности этих учреждений, занимавшихся поддержкой малого предпринимательства, отразилась в неудавшейся попытке направить ресурсы федерального бюджета на его поддержку в период с 1997 года. Специальные ассигнования в федеральный бюджет на поддержку малого бизнеса были потеряны, а налоговые льготы, ранее данные малым предприятиям, были упразднены. Несмотря на то, что институциональные системы поддержки малого предпринимательства сохранились на региональном уровне, финансовая поддержка от федеральных источников была в значительной степени прекращена. В дополнение к этому ряд международных программ или полностью закрылся, или их ресурсы сократились.
На уменьшение финансовой поддержки МП в конце 90-х также оказало влияние ущемление приоритетности субсидирования трудоустройства во вновь образовавшихся предприятиях Фондом трудоустройства Федеральной службы занятости, который ранее являлся важным источником финансирования предпринимательства. В настоящий момент лишь небольшая часть фондов, аккумулированных из налогов на зарплату, выплачиваемых существующими предприятиями, ассигнуется на программы обучения и переподготовки и на субсидирование новых предприятий. Основная часть этих денег тратится или на пособия по безработице, или на административные расходы Федерации.
Кризис 1998 года оказал дополнительное негативное влияние на финансовую поддержку МП, поскольку банковский кризис поставил под вопрос дальнейшее создание гарантийных фондов для МП. Это стало одним из факторов, заставивших политиков начать поиски не денежных способов поддержки предпринимательства. Среди недавних институциональных перемен был переход ответственности за координацию политики поддержки малого бизнеса к Министерству по антимонопольной политике и развитию предпринимательства (МАП), в котором было образовано специальное управление.

1.2. Регулирование деятельности малых предприятий на федеральном уровне в РФ

Таким образом, делая обзор развития сектора малого бизнеса за последние 12 лет, можно выделить пять стадий:
Стадия I (1988-91 гг): это был период быстрого роста числа малых и средних предприятий, связанный с процессом либерализации и спонтанной приватизации. В этот период институциональная поддержка развития малого бизнеса в большой степени просто отсутствовала.
Стадия II (1992-94 гг.): этот период характеризовался экономической либерализацией на макроуровне и обязательной приватизацией многих малых предприятий муниципалитетами. Несмотря на это и на стимуляцию малого бизнеса путем налоговых льгот, это был период замедленного роста числа малых предприятий.
Стадия III (1995-97 гг.): это был период относительной макроэкономической стабильности, сопровождавшийся всплеском законодательных инициатив и создания различных учреждений в сфере поддержке МП на федеральном и региональном уровнях. Несмотря на это, роста общего количества зарегистрированных предприятий не произошло.
Стадия IV (1999-2001 гг.): начавшись с финансового и экономического кризиса 1999 г., современный период развития малого бизнеса прошел через изменение рынков в результате девальвации, и отечественная продукция оказалась в выигрышном положении по сравнению с импортной продукцией. В то же время программы поддержки малых предприятий были в значительной степени урезаны.
Стадия V: сейчас может быть выделена пятая стадия развития малого бизнеса, так как положительные последствия девальвации 1998 года кончились, хотя российская экономика, возможно, вступает в фазу экономического роста. В этих новых условиях государственная политика по отношению к сектору малого бизнеса нуждается в фундаментальном пересмотре.
Признание необходимости улучшения законодательной и нормативной базы для развития малых предприятий отражено в принятии с 1998 года нескольких важных Федеральных законов, имеющих отношение к: единому налогу на вмененный доход по некоторым видам деятельности; лицензированию отдельных видов деятельности; лизингу; ипотеке (гарантиям в недвижимости).
Необходимо отметить, что достигнутые результаты весьма ограниченны. Законы о лизинге и ипотеке еще должны быть введены в жизнь, а законы о едином вмененном налоге и лицензировании оказали неоднозначное влияние на развитие малых предприятий.
Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход от определенной деятельности» был принят 8 июля 1998 года, а к апрелю 2000 года в 35 регионах России были приняты похожие региональные законы. В Московской области данный документ был принят Законодательным Собранием достаточно скоро – 29 декабря 1998 года. Цель единого налога
· заменить многие из существующих налоговых сборов единым сбором. Он исчисляется поквартально на основе вмененного дохода с учетом ряда корректирующих коэффициентов. Налог уплачивается ежемесячно в виде авансовых платежей. Он является обязательным для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в отдельных областях деятельности, таких как строительство и ремонт, потребительские услуги, консалтинг, аудит, юридические консультации, общественное питание, розничная торговля, транспортные услуги и парковка автомобилей.
Несмотря на то, что упрощенная система налогообложения и подачи сведений о доходах жизненно необходима сектору малого бизнеса в России, к сожалению, та форма единого налога, которая была введена, делает расчет суммы платежа весьма трудоемкой и требующей времени процедурой для владельцев предприятий. Предприниматель должен высчитать налог с каждой налогооблагаемой точки и области деятельности. Те, чья деятельность не подпадает под действие закона о едином налоге, вынуждены вести две параллельные системы отчетности, что ведет к новым сложностям.
Также необходимо отметить, что новое законодательство породило дальнейшую нестабильность налоговой системы. Трудно установить абсолютно справедливые коэффициенты, отражающие объективную разницу между расположением различных предприятий.