Контрольная и аналитическая функция счетной палаты

Содержание
“” Введение
“” .Понятие, место и функции Счетной палаты
“” .1.Статус и роль Счетной палаты
“” .2.Особенности и основные итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2000 году
“” .Контрольная работа счетной палаты
“” .1.Специфика и сущность контрольной деятельности Счетной палаты
“” .2.Подготовка заключения на проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2001 год
“” .Аналитическая работа счетной палаты
“” .1.Сущность аналитической работы Счетной палаты
“” .2.Анализ аналитической деятельности Счетной палаты
“” Заключение
“” Список литературы

Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой
· государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые и России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая в 1991 г. претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет России включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые.
Это все делает тему контроля бюджетных отношений, организации работы по проверке государственных предприятия и т.д. весьма актуальной, поэтому цель данной работы
· проанализировать деятельность счетной палаты РФ и выявить основные направления ее деятельности.

Понятие, место и функции Счетной палаты
Статус и роль Счетной палаты
Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О Счетной палате Российской Федерации” и другими законодательными актами Российской Федерации осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.
Контрольно-ревизионная деятельность реализуется в следующих сферах контроля:
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации.

Особенности и основные итоги работы Счетной палаты Российской Федерации в 2000 году

В рамках реализации направлений совершенствования деятельности Счетной палатой в 2000 осуществлен комплекс организационных мероприятий, позволивший:
создать Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации. В ее состав вошли Счетная палата и контрольно-счетные органы 66 субъектов Российской Федерации. Основными целями своей деятельности Ассоциация определила развитие сотрудничества, координации и взаимодействия между контрольно-счетными органами различного уровня в Российской Федерации;
развивать двустороннее сотрудничество Счетной палаты с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. На конец отчетного периода заключены соглашения о двустороннем сотрудничестве с 32 региональными контрольно-счетными органами;
регулярно информировать руководителей палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации об основных результатах контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в целях принятия мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности исполнения федерального бюджета, управления государственной собственностью. Встречи Председателя Счетной палаты с Президентом Российской Федерации приобрели постоянный характер. По итогам таких встреч Президентом Российской Федерации даются поручения Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, Совету безопасности Российской Федерации;
заключить соглашения о сотрудничестве с МВД России, ФСБ России, ФСНП России, играющими значительную роль в обеспечении реализации представлений и предписаний Счетной палаты. Всего с августа 2000 года организована совместная работа инспекторского состава Счетной палаты с ФСБ России, ФСНП России, МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации по 22 контрольно-ревизионным мероприятиям;
реорганизовать аппарат Счетной палаты в целях усиления подразделений, отвечающих за юридическую обоснованность предлагаемых в представлениях и предписаниях мероприятий по устранению выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий нарушений, взаимодействие с органами государственной власти, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, аналитическую, информационную и международную деятельность;
разработать и практически реализовать концепцию программно-целевого подхода при планировании контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности на 2001 год. Контрольные мероприятия тематически объединены в укрупненные блоки. По завершении контрольных мероприятий каждого тематического блока запланирована подготовка сводных аналитических докладов по наиболее важным вопросам социально-экономического развития государства;
привести отчетные материалы Счетной палаты, методологические основы и технологии их подготовки (предварительный, оперативный и последующий контроль) в соответствие с требованиями вступившего с 1 января 2000 года в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом
·О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
·;
заключить и практически реализовать Соглашения об информационном взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации в целях повышения оперативности подготовки отчетных материалов для палат Федерального Собрания Российской Федерации в рамках оперативного контроля за исполнением федерального бюджета;
создать при Председателе Счетной палаты постоянно действующий Экспертно-консультативный совет. В его состав вошли видные ученые, специалисты в области права и финансов, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации), банкиры и предприниматели. Созданный Совет оказывает Счетной палате экспертно-консультативную, научно-методическую и иную помощь при решении возложенных на нее задач;
создать Совет руководителей высших органов финансового контроля государств – участников СНГ, в состав которого, наряду с Председателем Счетной палаты, вошли руководители высших органов финансового контроля Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины.
В отчетном году при осуществлении мероприятий контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной и иных видов деятельности Счетной палатой в полной мере обеспечена реализация единой системы контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая включает в себя предварительный контроль проектов бюджетов будущего года, оперативный контроль непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего года и последующий контроль исполненного бюджета предыдущего года.
Организация контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты в 2000 году, также как и в предыдущие годы, строилась на основе принципа коллегиальности, который предполагает принятие решений о проведении контрольных мероприятий и утверждение результатов этих мероприятий Коллегией Счетной палаты.
В целом в 2000 году Счетной палатой проведено 390 контрольных мероприятий, в том числе 56 по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации и обращениям депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, иным обращениям. Контрольные мероприятия проводились более чем на 1890 объектах. Причем 46 % проверенных объектов располагались на территории г. Москвы, а 54 % – на территории субъектов Российской Федерации. Всего в течение прошедшего года контрольные мероприятия проводились на территории 72 субъектов Российской Федерации.
Распределение контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2000 году, по федеральным округам приведено в таблице :

·
п/п
Федеральный округ
Количество
контрольных
мероприятий
В процентах к общему количеству

Всего:
334
100

1.
Центральный
78
23,3

2.
Северо-Западный
64
19,2

3.
Приволжский
62
18,6

4.
Южный
45
13,5

5.
Сибирский
37
11,1

6.
Дальневосточный
28
8,4

7.
Уральский
20
5,9

По итогам контрольной деятельности Счетной палаты в 2000 году выявлен ущерб (нецелевое использование бюджетных финансовых средств) в сумме 63,2 млрд. рублей, из которых 4,2 млрд. рублей было возвращено в федеральный бюджет. Если рассматривать итоги работы Счетной палаты в целом за шесть лет ее существования, то можно отметить, что за этот период выявлен нанесенный государству ущерб в размере более 309 млрд. рублей (в эквивалентном исчислении). Эта сумма более чем в 500 раз превышает объем средств, выделенных за этот же период на все текущее содержание самой Счетной палаты.
При этом ущерб, выявленный в 2000 году, составил 20 % от общего. Возврат средств в федеральный бюджет за шестилетний период превысил 28 млрд. рублей (в эквивалентном исчислении). Из них 15 % приходится на 2000 год. Обобщающие показатели контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты в 2000 году приведены в Приложении
· 1 к отчету о работе Счетной палаты в 2000 году.
В течение прошедшего года было проведено 44 заседания Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 619 вопросов, из них более половины – по результатам контрольных мероприятий.
В числе наиболее значимых контрольных мероприятий, результаты которых рассмотрены Коллегией Счетной палаты в 2000 году, могут быть названы мероприятия, получившие большой резонанс в органах государственной власти и обществе. Об итогах таких контрольных мероприятий Председатель Счетной палаты лично докладывал Президенту Российской Федерации и представлял письменные отчеты палатам Федерального собрания Российской Федерации.
Это проведенная по поручению Государственной Думы длительная и обстоятельная проверка деятельности РАО
·ЕЭС России
· в части, касающейся использования этой крупнейшей государственной монополией государственной собственности и финансово-хозяйственной деятельности РАО
·ЕЭС России
· в 1999 – 2000 годах, в том числе оценки законности и обоснованности продажи части акций РАО
·ЕЭС России
·, находившихся в государственной собственности, нерезидентам, приведшей к потере государством контрольного пакета акций РАО
·ЕЭС России
·.
К наиболее значимым контрольным мероприятиям могут быть отнесены также проверки: федерального государственного унитарного предприятия
·ГК
·Росвооружение
· по выполнению функций государственного посредника в интересах реализации экспортного потенциала Российской Федерации, включая обоснованность расходования средств, поступающих от исполнения экспортных контрактов, на оплату консультационных (маркетинговых) услуг, связанных с продвижением продукции военного назначения на международном рынке; открытого акционерного общества
·Общественное российское телевидение
· (ОАО
·ОРТ
·), в том числе управления пакетом акций ОАО “ОРТ”, находящимся в федеральной собственности; федерального государственного унитарного предприятия
·Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания
·ВГТРК
·; выполнения подписанного в городе Вашингтоне 18 февраля 1993 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия; законности приватизации федерального пакета акций РАО
·Норильский никель
· и вклада РАО
·Норильский никель
· в результаты социально-экономического развития Норильского промышленного района в 1996 – 1999 годах; комплекс проверок, проведенных Счетной палатой по использованию финансовой помощи, выделенной Чеченской Республике из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, и финансированию других расходов и мероприятий за счет средств федерального бюджета, связанных с восстановлением экономики Чеченской Республики в 2000 году; по формированию и эффективному использованию средств государственных внебюджетных фондов за 1999 год в Чеченской Республике; по расходованию средств федерального бюджета, выделенных в 1998 – 1999 годах на финансирование мероприятий по розыску пропавших без вести и погибших в ходе боевых действий в Чеченской Республике, эксгумации и опознанию погибших, официальному опубликованию списков и оповещению родителей, захоронению опознанных.
Продолжена практика проведения контрольных мероприятий с привлечением контрольных органов государств – участников СНГ. Например, с участием Счетной палаты Украины проведена комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности ОАО
·Газпром
·. В соответствии с решением Коллегии Счетной палаты от 25 августа 2000 г. в программу комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО
·Газпром
· и его структурных подразделений за 1999 – 2000 годы и организации расчетов за газ, поставляемый на внутренний и внешний рынки, были включены вопросы проверки расчетов за транспортировку газа и аммиака на объектах предприятий и организаций газового комплекса Украины.
Примером сотрудничества с зарубежными странами является проведенная по согласованию с Соединенными Штатами Америки проверка выполнения подписанного в городе Вашингтоне 18 февраля 1993 года Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об использовании высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия.
Важнейшей составной частью экспертно-аналитической деятельности является экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственности и финансов Российской Федерации.
Счетной палатой в 2000 году были подготовлены заключения более чем на 20 проектов федеральных законов. Большая работа была проведена по подготовке заключений на проект федерального закона о федеральном бюджете на 2001 год и проект федерального закона “Об исполнении федерального бюджета в 1999 году”.