Финансовое планирование на предприятии

Введение

ГЛАВА 1 Финансовое планирование и его место в системе внутрифирменного планирования предприятия
1.1. Система внутрифирменного планирования
1.2 Организация планово-экономической работы на
предприятии
1.3. Сущность финансового планирования и его роль на предприятии

ГЛАВА 2. Организация разработки бизнес плана и финансового плана предприятия .

2.1. Краткая характеристика компании и сущность
проекта.
2.2. Анализ положения отрасли и Описание товара
2.3. Оценка рынка и конкурентной способности
2.4. План маркетинга
2.5. Производственный план
2.6. Организационный план
2.7. Планирование бюджета проекта
2.8. Финансовый план как основа оценки эффективности проекта

Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение

Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.
Планирование на предприятии осуществлялось и в условиях административно-командной экономики. Планы предприятий в те годы определялись заданиями отраслевых министерств и получались громоздкими и трудно применимыми на практике. В рыночной экономике планирование на предпринимательской фирме является внутрифирменным, т.е. не носит элементов директивности. Основная цель внутрифирменного финансового планирования
· обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности фирмы. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой
· с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предпринимательской фирмы необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности ее финансовой деятельности в будущем периоде.
Основными задачами финансового планирования деятельности фирмы являются:
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.
Рыночная экономика требует от предпринимательских организаций качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты разрабатываемых планов ответственность несут сами организации.
Однако наряду с факторами, требующими широкого применения финансового планирования в современных экономических условиях, действуют и факторы, ограничивающие его использование предпринимательскими фирмами в России, такие, как:
высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (именно их непредсказуемость затрудняет планирование);
отсутствие эффективной нормативно-правовой базы в сфере внутрифирменного финансового планирования;
ограниченные финансовые возможности для осуществления серьезных финансовых разработок в области планирования у многих предпринимательских фирм.
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные компании, так как у них достаточно финансовых средств для того, чтобы привлекать высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предпринимательских фирмах, как правило, для этого не хватает денежных средств, хотя потребность в финансовом планировании именно у таких фирм острее, чем у крупных. Небольшие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности; кроме этого, внешняя среда оказывает значительное влияние на их деятельность и труднее поддается контролю. В результате
· будущее небольшой предпринимательской фирмы более неопределенно и непредсказуемо.
Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;
служит инструментом получения внешнего финансирования.
Объектом дипломного проекта является предприятие ОАО «Московский шинный завод» , производящее шины как для потребления внутри страны , так и на экспорт .
Целью данной работы является изучение финансового планирования как одного из основных видов планирования на предприятии , организация его осуществления и контроль за его выполнением .
В работе использована литература , отражающая сущность вопроса , включая периодику и , формы бухгалтерской отчетности и наиболее популярные издания за последние несколько лет (включая литературу по бизнес
· планированию , финансовому менеджменту , финансам предприятия и их планированию ) .
ГЛАВА 1. Финансовое планирование и его место в системе внутрифирменного планирования предприятия .
1.1. Система внутрифирменного планирования.

Планирование является нормой любой предпринимательской деятельности. При всем многообразии форм рыночного предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности, для разных предприятий и организаций, необходимые для того, что бы своевременно подготовиться, устранить потенциальные трудности, опасности и тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.
Планирование деятельности фирмы сулит немало выгод. В частности:
заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы фирмы;
позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
определяет показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
побуждает руководителей конкретней определить свои цели и пути их достижения;
делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
четко формулирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
Главное достоинство планирования заключается в том, что правильно составленный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете отвечает за самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
С развитием рынка в России, стала очевидной необходимость в бизнес-планах, что уже в 2002-2003 годах их применение становится обязательным. В январе 2002 года московское правительство, например, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало использовать бизнес-план в целях совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и градостроительных комплексов. Крупные коммерческие банки, в частности
·Менатеп
·, разработали подробные перечни вопросов, на которые нужно ответить в бизнес-плане, как в
·необходимом документе.
·
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемых во всех сферах предпринимательства. Многие менеджеры его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес плана способно помочь им добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает менеджера тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия.
Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное влияние. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от инвестиций еще до того, как будут вкладываться средства.
Основной целью разработки плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Внутрифирменное планирование – это одна из функций, которые выполняет бизнес-план. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия, независимо от его размера. Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.
В плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план не пользуется, при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.
Наряду с внутрифирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования. Совокупность долгосрочных бизнес-планов составляют информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
Виды внутрифирменного планирования.
На уровне предприятий осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков использования каждого заказа. В них также предусматриваются распады на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучением работников и др.
В рыночных условиях предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе. Поэтому всякий, кто всерьез намерен заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный план-документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие деятельно разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.
Он дает также возможность:
максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
своевременно принять защитные меры против разного рода
оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.
План является руководством к действию, исполнению. Он используется для обоснования идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Во всех случаях стратегическое планирование осуществляется высшим руководством предприятия, а в разработке годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) участвуют все его службы.
Каждый из указанных видов планирования имеет свою методологию, формы и методы увязки, и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки
·Прогнозирование и планирование экономической деятельности
·.
Стратегическое планирование – планирование программы и потенциала, планирование структуры потенциала.
Цель стратегического планирования состоит в том, чтобы через выбор соответствующих стратегий определить оптимальный путь развития предприятия с точки зрения повышения ценности капитала.
Оперативное планирование – планирование программы и мероприятия при заданном потенциале (долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное) планирования
Оперативное планирование прежде всего является планированием достижения целей. Оно строится на генеральном целевом и стратегическом планировании и зависит от принятой в результате стратегического планирования продуктовой концепции, структуры потенциала и системы управления. Поэтому оперативное планирование должно быть по возможности синхронно осуществляемым планированием программ и мероприятий.

1.2. Организация планово-экономической работы на предприятии

Организация планово-экономической работы во многом зависит от размера и типа предприятия.
На малых предприятиях не существует глубокого разделения управленческих функций и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.
На крупных и средних предприятиях разработка стратегических, тактических и календарных планов производится децентрализованно с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и координации всех функций организации как единого целого. Ведь именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, реорганизации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения для их включения не только в календарные, но и в тактические и даже стратегические планы предприятия.
На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов: сверху вниз, снизу вверх по иерархической структуре предприятия и круговой способ (встречное планирование).
Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий осуществляется
·сверху вниз
·. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия и проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации.