Федеральный бюджет РФ – проблемы формирования и расходования

Содержание

“” Введение

“” . Состав и структура доходов федерального бюджета
“” . Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов федерального бюджета
“” . Состав и структура расходов федерального бюджета
“” . Дефицит федерального бюджета и источники его финансирования

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет
· форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета и бюджетной политики, и роли данных инструментов в экономике Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
Привести понятие и отобразить сущность бюджетной политики РФ;
проанализировать структуру федерального бюджета, то есть рассмотреть его доходы и расходы;
дать характеристику полномочий федеральных органов власти по формированию доходов бюджета;;
дать определение дефицита федерального бюджета и рассмотреть пути его сокращения, используемые в России.
Федеральный бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.
Важнейшая задача – обеспечить его прозрачность для всех членов общества. Необходимо добиться, чтобы федеральный бюджет стал средством стабилизации государственных финансов. Он должен превратиться в надежную опору и гаранта для всех определенных законом получателей средств.

1. Экономическое содержание бюджетной политики
1.1.Сущность и функции бюджетной политики в рыночной экономике

Бюджет в экономике
· это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет
· имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686
·1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства изначально были разделены на две части
· на гражданские (цивильные) и военные расходы. В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30
·40% его величины. Новый Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т. е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной задачей финансовой системы было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций (даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства). Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80
·90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентацией бюджетного процесса. На схеме 1 приведена структура современного бюджетного законодательства Российской Федерации.

Схема 1. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации

Важным шагом по направлению к модернизации государственных финансов и демократизации финансовых отношений стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. В том же направлении были осуществлены переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т. п.
Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и ее бюджетном устройстве. Рассмотрим подробнее эти два понятия.
Таким образом, бюджетная система государства
· это совокупность всех видов бюджетов. Рассмотрим более подробно бюджетное устройство.

1.2. Роль бюджетной политики в обеспечении социально
· экономических задач государства

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет и бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Критический анализ новейших программных документов, исходящих от федеральной исполнительной власти
· «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок», проекта «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и принятого 26 июля 2002 г. «Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2002
·2005 годы»,
· дал основания предполагать, что российское правительство намерено ответить на сформулированный в заголовке статьи вопрос фактически совсем по-другому.

Таблица 1
Приоритеты бюджетной политики (согласно правительственному законопроекту)
Изменение доли ассигнований из федерального бюджета на реализацию приоритетных направлений государственной политики в проекте федерального бюджета на 2005 г. по сравнению с установками федерального закона о федеральном бюджете на 2004 г., % к расходам бюджета

Приоритетное направление

Изменение, процентных пунктов

Темп прироста ассигнований (в текущих ценах), %

Укрепление национальной безопасности
3,0
27,1

Повышение эффективности государства
1,2
39,5

Создание условий для экономического роста
0,1
16,1

Создание потенциала для будущего развития

-0,6
1,2

Повышение уровня и качества жизни населения
-1,1
11,3

Безусловно, решение проблем национальной безопасности требует существенного увеличения финансовых средств, особенно с учетом трагических событий августа и сентября 2004 г. Но это только одна из приоритетных задач, поставленных на перспективу в послании президента России Федеральному Собранию. Более того, без удвоения ВВП и преодоления бедности невозможно и обеспечение безопасности.
Федеральный бюджет на 2005 г. перекладывает на регионы значительную часть социальных и других обязательств без соответствующего роста доходов региональных бюджетов. Это касается как обеспечения значительной части социальных льгот, так и субсидирования производства, особенно сельского хозяйства, а также финансирования отраслей социальной сферы.
Продолжает нарушаться установленное в пропорции 50 : 50 соотношение сумм федерального бюджета и бюджетов территорий. В 2005 г. оно составит 55 : 45 в пользу федерального бюджета. При этом доля межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета практически не увеличивается. В 2005 г. она может достигнуть 30,8% против 30,7% по закону о бюджете на 2004 г. Это может создать в регионах серьезные трудности с финансированием новых функций. Следует особо подчеркнуть, что эти трудности затронут в первую очередь наиболее уязвимую социальную сферу. Так, ресурсов регионов явно будет недостаточно, чтобы преодолеть катастрофическое положение в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Действительно, согласно другому прилагаемому к законопроекту документу
· «Перспективному финансовому плану на 2003
·2005 годы», за этот период планируется сократить расходы федерального бюджета на 203,6 млрд. руб., или на 17% в номинальном выражении (а с учетом инфляции
· более чем на треть), хотя даже запланированных на будущий год расходов не будет хватать для финансирования нужд, минимально необходимых для выполнения государственных функций.
Таковы приоритеты навязываемой нам бюджетной политики. Как нетрудно заметить, они принципиально отличаются от приоритетов социально-экономического развития, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию и не имеют отношения к законодательно вменяемым целевым нормам бюджетного финансирования.
2. Структура и содержание федерального бюджета
2.1. Состав и структура доходов федерального бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением
· денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой
· выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, доходы Федерального бюджета
· денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного Кодекса доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В доходы федерального бюджета зачисляются налоговые доходы, рассчитываемые по формуле:
НД = СНД
· РД,
где: НД
· налоговые доходы, зачисляемые в доходы федерального бюджета;
СНД
· собственные налоговые доходы федерального бюджета, то есть налоговые доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за федеральным бюджетом законодательством Российской Федерации;
РД
· налоговые доходы, передаваемые в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы. Регулирующие доходы бюджетов представляют собой федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;
таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральные налоги и сборы
· это налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Перечень федеральных налогов и сборов содержится в статье 13 НК РФ. Однако данная статья НК РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27 декабря 1991 г.