Бюджетный контроль .

Содержание

“1-2”
Введение
Глава 1. Бюджетная система и её особенности в переходный период к рыночной экономике
1.1. Состав бюджетной системы. Характеристика федеральных бюджетов 2000 и 2002 годов.
1.2 Бюджетный федерализм
Глава 2. Организация бюджетного контроля
2.1. Сущность, задачи и значение бюджетного контроля
2.2. Виды, формы и методы проведения бюджетного контроля
2.3. Ревизия как ведущая форма бюджетного контроля
Глава 3. Органы бюджетного и налогового контроля
3.1. Высшие органы государственного финансового контроля – Президент и Правительство РФ
3.2. Федеральное собрание и Счетная палата
3.3. Министерство финансов РФ.
3.4. Органы государственного налогового контроля
3.5. Аудиторский контроль
Заключение
Библиография
Приложения
введение

Бюджет государства – “форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Бюджет является зеркалом государства, его экономического, социального и политического положения. Контроль же за исполнением бюджета различных уровней является важнейшей функцией государства, особенно в современных условиях перехода к рыночной экономике.
Конституционные аспекты бюджетно-финансового контроля берут свое начало от более общих категорий – бюджетного и финансового права по отношению к которым Конституция РФ является основным правовым источником. Финансовый контроль – это контроль не над действием какой-либо отдельной части административного аппарата, а над всей финансово-хозяйственной деятельностью исполнительной власти в целом.
Для обеспечения независимости орган государственного финансового контроля необходимо поставить в совершенно особое положение среди высших органов государства. Так, в Англии, согласно закону 18сс года, главный контролер назначается королем пожизненно. Во Франции, по закону 1807 года председатель и члены счетной палаты назначаются Президентом Республики по представлению министра финансов. Аналогичные правила действуют и в других государствах западной Европы и Америки.
Во всех государствах принимаются для обеспечения независимости финансового контроля те или иные меры, касающиеся порядка назначения на должности должностных лиц контроля, их несменяемости, материального обеспечения и т.д.
Проблема финансового контроля вообще и бюджетного контроля в частности занимает в современной действительности ключевое место, поэтому тема работы является сегодня особенно актуальной. В задачи нашей работы входило: разобраться с понятием и принципами бюджетной системы современной России, проанализировать федеральные бюджеты 2000-го и 2001 годов, дать их сравнительную характеристику, а также отразить итоги исполнения бюджета 2000 года и осветить бюджетную политику на 2001 год; отразить основы бюджетного федерализма; рассмотреть организацию бюджетного контроля в сегодняшней России, подробно осветив его методы и самым скрупулезным образом разобраться с основным методом бюджетно-финансового контроля – методом ревизии или контрольной проверки, ведь именно этот метод дает совершенно точную характеристику соответствующей деятельности и допущенных нарушений действующего законодательства; также мы осветим работу органов бюджетного и налогового контроля и попытаемся сделать выводы, содержащие предложения по повышению эффектности их деятельности.
Таким образом, структура работы представляет собой следующее:
Введение, в котором обосновываются общие положения, вводятся понятия, выделяются цели и задачи, а также освещается структура работы
Глава 1 “Бюджетная система России и её особенности в переходный период к рыночной экономике”, содержит два параграфа, первый из которых посвящен составу, принципам и общей характеристике бюджетной системы современной России, а также характеристике и анализу федеральных бюджетов 2000 – 2001 годов и попытке их сравнения. Параграф 2 Главы 1 посвящен бюджетному федерализму, как основному принципу построения бюджетной системы Российской Федерации.
Глава 2 “организация бюджетного контроля в России” рассматривает сущность, задачи и значение бюджетного контроля в РФ, виды, формы и методы проведения бюджетного контроля в нашей стране, а также анализирует ревизию как основной и самый эффективный метод бюджетного контроля в России.
Глава 3 посвящена системе органов финансового и бюджетного контроля в РФ, отражению их работы в теории и на практике, приведены конкретные примеры.
Заключение содержит в себе итоги проделанной работы, а также конкретные предложения по улучшению организации финансового контроля и работы органов бюджетного и финансового контроля.
К работе прилагается библиография, содержащая как законы и кодексы, так и различные монографии, а также статьи в периодических изданиях, имеющих отношение к теме работы.
В Приложении к работе содержатся различные графики и схемы, не вошедшие в основной текст работы.
В работе были использованы следующие термины:
Бюджет – см. с. 3, Введение;
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории, (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами;
Финансовый контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Налоговый и бюджетный контроль является важной частью государственного и финансового контроля, он осуществляется различными финансовыми органами и основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах, федеральных законах, законодательных актах субъектов федерации и органов местного самоуправления.
глава 1.
Бюджетная система и её особенности в переходный период к рыночной экономике
Состав бюджетной системы. Характеристика федеральных бюджетов 2000 и 2002 годов.
Бюджетная система – это “совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах”.
Бюджетная система государства является частью его бюджетного устройства, которое определяет организацию бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Также от формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии, в стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство – это фолрма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеюи собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За свою более чем тысячелетнюю историю России её бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.
Сегодня основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система состоит их трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
местных бюджетов.
Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Консолидированный бюджет РФ можно представить в схеме (смотри Приложение 1).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджета.
Бюджетная система РФ функционирует по определенным принципам, а именно:
единство бюджетной системы;
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов разных уровней;
полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированность бюджета;
эффективность и экономность использования бюджетных средств;
общее покрытие расходов бюджета;
гласность;
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной систем РФ.
Сбалансированность бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетного объема средств.
Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность этих сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным оранами государственной власти.
Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В ходе проведения реформ бюджетная система России претерпела значительные изменения. Произошло перераспределение части полномочий и ответственности от федерального к региональным и местным бюджетам. При этом объем финансовых потоков, определяемых взаимными расчетами между бюджетами, почти не сократился по сравнению с прежней системой исполнения единого консолидированного бюджета страны, отличавшейся высокой степенью централизации управления. Резко упала дисциплина межбюджетных платежей. Власти всех уровней получили множество поводов для взаимных претензий, а значительное число граждан оказались даже без гарантируемого государством социального минимума. В связи со сложившейся ситуацией, на практике предлагается реорганизовать бюджетную систему, учитывая следующие принципы:
совместное финансирование текущих расходов бюджетами разных уровней не допускается;
совместное финансирование капитальных расходов бюджетами различных уровней допускается только на договорной основе;
стабильность доходов должна соответствовать допустимому риску снижения расходов по финансируемым за их счет статьям;
распределение источников доходов между бюджетами различных уровней должно осуществляться с учетом возможностей каждого уровня власти максимального влияния на повышение эффективности данного источника;
распределение расходов между бюджетами различных уровней должно определяться исходя из равной заинтересованности в них всех граждан, проживающих на соответствующей территории, и с учетом возможности полноценного решения соответствующих задач в пределах данной территории;
сумма платежей в консолидированный бюджет страны и во внебюджетные государственные фонды не должна превышать установленный процент от ВВП.
Итак, бюджетная система России – “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.
Рассмотрим федеральные бюджеты 2000 и 2002 годов, попытаемся сделать анализ последнего, и проследим налоговую политику на 2001 год, как имеющую непосредственное отношение к дальнейшему содержанию дипломной работы.
Закон о Федеральном бюджете на 2000 год был принят Государственной Думой 3 декабря 1999 года и одобрен Советом Федераций 22 декабря 1999 года он утверждал федеральный бюджет на 2000 год по расходам в сумме 8550730 млн. рублей и по доходам в сумме 797200,9 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 5350 млрд. рублей и уровня инфляции 18,0 процента (декабрь 2000 года к декабрю 1999 года), а также устанавливал предельный размер дефицита федерального бюджета на 2000 год в сумме 57872,1 млн. рублей или 1,8 процента объема ВВП, и объем превышения доходов федерального бюджета над его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного долга) не менее 3,18 процента объема валового внутреннего продукта. Правительство было вправе направлять в 2000 году на покрытие дефицита федерального бюджета сальдо поступлений от операций на рынке с государственными ценными бумагами, доходы от приватизации государственного имущества, сумму превышений доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней. Кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм, остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2000 года.
В целях покрытия внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами федерального бюджета на 2000 год разрешить Центральному банку Российской Федерации приобрести государственные ценные бумаги при их первичном размещении на сумму 30,0 млрд. рублей с направлением выручки от реализации указанных бумаг на погашение и обслуживание государственного долга.
Федеральный закон о федеральном бюджете на 2001 год был принят Государственной Думой 14 декабря 2000 года и одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года. В статье 1 этого закона говориться: “Утвердить федеральный бюджет на 2001 год по расходам в сумме 1193482,9 млн. рублей и доходам в сумме 1193482,9 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12,0 процента (декабрь 2001 года к декабрю 2000 года)”, то есть дефицит бюджета не предполагается, впервые федеральный бюджет бездефицитен. Кроме того, в 2001 году решено сократить государственный долг России со 158,4 млрд. рублей до 157 млрд. рублей, а также сократить другие долговые обязательства Российской Федерации, на что правительство Российской Федерации вправе направлять:
сальдо поступлений от операций на рынке ценных бумаг с государственными ценными бумагами;
доходы от приватизации государственного имущества;
сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам драгоценных металлов и драгоценных камней;
кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, банков и фирм;
изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета с учетом статей 115 и 116 настоящего федерального закона, а также доходы, фактически полученные сверх объемов, утвержденных статьей 1 федерального закона о федеральном бюджете на 2001 год и с учетом положений статьи 120 того же закона, устанавливающей порядок использования дополнительно поступивших доходов федерального бюджета.
Далее в федеральном законе о федеральном бюджете на 2000 год говориться об упразднении с 1 января 2000 года фонда развития таможенной системы Российской Федерации и о создании целевых бюджетных фондов: Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской федерации и Фонда по охране озера Байкал, а также о включении в федеральный бюджет на 2000 год средств следующих целевых бюджетных фондов:
Федерального дорожного фонда РФ;
Федерального экологического фонда РФ;
Федерального фонда Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
Государственного фонда борьбы с преступностью;
Федерального фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;
Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;
Фонда министерства Российской Федерации по атомной энергии;
Фонда контрольно-ревизионных органов министерства Финансов РФ.
В бюджете же на 2001 год упраздняется большое количество различных фондов, а именно:
Федеральный дорожный фонд РФ;
Федеральный экологический фонд РФ;
Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
Государственный фонд борьбы с преступностью;
Фонд контрольно-ревизионных органов министерства Финансов РФ;
Фонд по охране озера Байкал;
Фонд содействия военной реформе.
Единственный фонд, который включается в бюджет на 2001 год – целевой бюджетный фонд Министерства РФ по атомной энергии в соответствии с международным соглашением (с США).
В результате все другие расходы становятся расходами федерального бюджета и теперь в бюджете нет источников дохода, прямо закрепленных за отдельными статьями федерального бюджета.
Кроме того, говоря о федеральном бюджете, необходимо отразить приоритеты бюджетной политики 2000 и 2001 года. Применительно к 2000 году приоритеты обсуждались в основном в терминах дифференцированного отношения к тем направлениям государственной политики и социальным гарантиям, которые ныне являются законодательно закрепленными, но не реализованными в силу недостатка средств. Основной принцип: государство дает деньги под реформы, т.е. те сферы, где идут реальные реформы, должны быть обеспечены финансовыми ресурсами в приоритетном порядке. В 2000 году увеличилась финансовая база судебной и правоохранительной систем государства, продолжалась военная реформа, произошла реструктуризация угольной отрасли, завершилась работа по реструктуризации внутреннего государственного долга, приняты меры для установления первичного профицита федерального бюджета.
Основной задачей бюджетной политики на 2001 год является обеспечение сбалансированности федерального бюджета, основанное на принципах достижения нулевого бюджетного дефицита и минимизации зависимости от внешних заимствований. Наилучшее представление о приоритетах бюджетной политики на 2001 год дает распределение расходов бюджета по их функциональному назначению. Самой большой расходной статьей бюджета являются платежи по государственному долгу, представляющие собой 40,9 процентов расходов бюджета. Из других расходов наиболее важными представляются обеспечение функционирования государства, включающее и государственное управление и местное самоуправление, и судебную власть, и правоохранительную деятельность, а также расходы на национальную оборону. Очень малы в 2001 году расходы на образование, социальную политику, культуру, здравоохранение и воспроизводство научного потенциала. Однако планируется повышение жизненного уровня населения, также предполагается полностью реализовать обязательства, федеральные нормы по законам о социальной защите инвалидов, о детских пособиях, действующие на территории РФ.
Также необходимо отметить, что в бюджете на 2001 год по сравнению с предыдущим годом претерпел изменение раздел, связанный с финансовой помощью бюджетам других уровней.