Бюджетный контроль

Содержание

“1-2”
Введение
Глава 1. Бюджетная система и её особенности в переходный период к рыночной экономике
1.1. Состав бюджетной системы. Характеристика федеральных бюджетов 2000 и 2002 годов.
1.2 Бюджетный федерализм
Глава 2. Организация бюджетного контроля
2.1. Сущность, задачи и значение бюджетного контроля
2.2. Виды, формы и методы проведения бюджетного контроля
2.3. Ревизия как ведущая форма бюджетного контроля
Глава 3. Органы бюджетного и налогового контроля
3.1. Высшие органы государственного финансового контроля – Президент и Правительство РФ
3.2. Федеральное собрание и Счетная палата
3.3. Министерство финансов РФ.
3.4. Органы государственного налогового контроля
3.5. Аудиторский контроль
Заключение
Библиография
Приложения
введение

Бюджет государства – “форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Бюджет является зеркалом государства, его экономического, социального и политического положения. Контроль же за исполнением бюджета различных уровней является важнейшей функцией государства, особенно в современных условиях перехода к рыночной экономике.
Конституционные аспекты бюджетно-финансового контроля берут свое начало от более общих категорий – бюджетного и финансового права по отношению к которым Конституция РФ является основным правовым источником. Финансовый контроль – это контроль не над действием какой-либо отдельной части административного аппарата, а над всей финансово-хозяйственной деятельностью исполнительной власти в целом.
Для обеспечения независимости орган государственного финансового контроля необходимо поставить в совершенно особое положение среди высших органов государства. Так, в Англии, согласно закону 18сс года, главный контролер назначается королем пожизненно. Во Франции, по закону 1807 года председатель и члены счетной палаты назначаются Президентом Республики по представлению министра финансов. Аналогичные правила действуют и в других государствах западной Европы и Америки.
Во всех государствах принимаются для обеспечения независимости финансового контроля те или иные меры, касающиеся порядка назначения на должности должностных лиц контроля, их несменяемости, материального обеспечения и т.д.
Проблема финансового контроля вообще и бюджетного контроля в частности занимает в современной действительности ключевое место, поэтому тема работы является сегодня особенно актуальной. В задачи нашей работы входило: разобраться с понятием и принципами бюджетной системы современной России, проанализировать федеральные бюджеты 2000-го и 2001 годов, дать их сравнительную характеристику, а также отразить итоги исполнения бюджета 2000 года и осветить бюджетную политику на 2001 год; отразить основы бюджетного федерализма; рассмотреть организацию бюджетного контроля в сегодняшней России, подробно осветив его методы и самым скрупулезным образом разобраться с основным методом бюджетно-финансового контроля – методом ревизии или контрольной проверки, ведь именно этот метод дает совершенно точную характеристику соответствующей деятельности и допущенных нарушений действующего законодательства; также мы осветим работу органов бюджетного и налогового контроля и попытаемся сделать выводы, содержащие предложения по повышению эффектности их деятельности.
Таким образом, структура работы представляет собой следующее:
Введение, в котором обосновываются общие положения, вводятся понятия, выделяются цели и задачи, а также освещается структура работы
Глава 1 “Бюджетная система России и её особенности в переходный период к рыночной экономике”, содержит два параграфа, первый из которых посвящен составу, принципам и общей характеристике бюджетной системы современной России, а также характеристике и анализу федеральных бюджетов 2000 – 2001 годов и попытке их сравнения. Параграф 2 Главы 1 посвящен бюджетному федерализму, как основному принципу построения бюджетной системы Российской Федерации.
Глава 2 “организация бюджетного контроля в России” рассматривает сущность, задачи и значение бюджетного контроля в РФ, виды, формы и методы проведения бюджетного контроля в нашей стране, а также анализирует ревизию как основной и самый эффективный метод бюджетного контроля в России.
Глава 3 посвящена системе органов финансового и бюджетного контроля в РФ, отражению их работы в теории и на практике, приведены конкретные примеры.
Заключение содержит в себе итоги проделанной работы, а также конкретные предложения по улучшению организации финансового контроля и работы органов бюджетного и финансового контроля.
К работе прилагается библиография, содержащая как законы и кодексы, так и различные монографии, а также статьи в периодических изданиях, имеющих отношение к теме работы.
В Приложении к работе содержатся различные графики и схемы, не вошедшие в основной текст работы.
В работе были использованы следующие термины:
Бюджет – см. с. 3, Введение;
Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории, (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ);
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления;
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами;
Финансовый контроль – элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.
Налоговый и бюджетный контроль является важной частью государственного и финансового контроля, он осуществляется различными финансовыми органами и основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах, федеральных законах, законодательных актах субъектов федерации и органов местного самоуправления.
глава 1.
Бюджетная система и её особенности в переходный период к рыночной экономике
Состав бюджетной системы. Характеристика федеральных бюджетов 2000 и 2002 годов.
Бюджетная система – это “совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах”.
Бюджетная система государства является частью его бюджетного устройства, которое определяет организацию бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Также от формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии, в стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство – это фолрма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеюи собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.
За свою более чем тысячелетнюю историю России её бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеральном государственном устройстве.
Сегодня основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и её государственным устройством как федеративной республики, субъектами федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система состоит их трех уровней:
федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
местных бюджетов.
Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Консолидированный бюджет РФ можно представить в схеме (смотри Приложение 1).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджета.
Бюджетная система РФ функционирует по определенным принципам, а именно:
единство бюджетной системы;
разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
самостоятельность бюджетов разных уровней;
полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
сбалансированность бюджета;
эффективность и экономность использования бюджетных средств;
общее покрытие расходов бюджета;
гласность;
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.
Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – это закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов:
право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;
право органов государственной власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной систем РФ.
Сбалансированность бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетного объема средств.
Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
Гласность – обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность этих сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным оранами государственной власти.
Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В ходе проведения реформ бюджетная система России претерпела значительные изменения. Произошло перераспределение части полномочий и ответственности от федерального к региональным и местным бюджетам. При этом объем финансовых потоков, определяемых взаимными расчетами между бюджетами, почти не сократился по сравнению с прежней системой исполнения единого консолидированного бюджета страны, отличавшейся высокой степенью централизации управления. Резко упала дисциплина межбюджетных платежей. Власти всех уровней получили множество поводов для взаимных претензий, а значительное число граждан оказались даже без гарантируемого государством социального минимума.