Бюджетная политика РФ

Содержание

Введение 3

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной политики 5
1.1.Сущность и функции бюджетной политики в рыночной экономике 5
Роль бюджетной политики в обеспечении социально
· экономических задач государства 8

Глава 2. Характеристика современной бюджетной системы РФ 17
2.1. Состав и принципы организации бюджетной системы РФ 17
2.2. Федеральный бюджет РФ, его доходы и расходы 33
2.3. Территориальные бюджеты РФ, особенности их доходной и расходной частей 44

Глава 3. Политика бюджетного федерализма, ее проблемы в современных
условиях 50
3.1. Особенности политики бюджетного федерализма РФ и проблемы его функционирования 50
3.2. Пути совершенствования федеративно
· бюджетных отношений 59

Заключение 66
Список литературы 71
Приложение
Введение

Изучение бюджетной системы, бюджетного устройства, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Целью представленной дипломной работы является изучение бюджетной политики России на современном этапе.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
рассмотрен сущность и функции бюджетной политики в рыночной экономике;
изучена роль бюджетной политики в обеспечении социально
· экономических задач государства;
приведена характеристика современной бюджетной системы РФ;
исследованы особенности политики бюджетного федерализма РФ и проблемы его функционирования;
определены пути совершенствования федеративно
· бюджетных отношений.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава дает представление об экономическом содержании бюджетной политики, здесь рассматривается сущность, функции бюджетной политики в рыночной экономике и ее роль в обеспечении социально
· экономических задач государства.
Во второй главе дипломной работы дана характеристика современной бюджетной системы РФ: рассмотрен состав и принципы организации бюджетной системы РФ, изучены федеральный и территориальный бюджет РФ, особенности их доходной и расходной частей.
Третья глава посвящена изучению политики бюджетного федерализма, ее проблем в современных условиях . Кроме того, в данной части работы предложены пути совершенствования федеративно
· бюджетных отношений в России.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной политики
1.1.Сущность и функции бюджетной политики в рыночной экономике

Бюджет в экономике
· это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты [3 с .65].
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет
· имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686
·1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Расходы государства изначально были разделены на две части
· на гражданские (цивильные) и военные расходы. В России первая роспись государственных доходов и расходов была составлена в 1722 г. на следующий, 1723 г. С 1802 г. эти росписи стали составляться ежегодно, однако лишь с 1811 г. начинается составление бюджета России.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30
·40% его величины. Новый Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т. е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной задачей финансовой системы было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций (даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства). Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80
·90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, а прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентацией бюджетного процесса. На схеме 1 приведена структура современного бюджетного законодательства Российской Федерации.

Схема 1. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации [3 с .65]

Важным шагом по направлению к модернизации государственных финансов и демократизации финансовых отношений стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. В том же направлении были осуществлены переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т. п.
Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе России и ее бюджетном устройстве. Рассмотрим подробнее эти два понятия.
Таким образом, бюджетная система государства
· это совокупность всех видов бюджетов. Рассмотрим более подробно бюджетное устройство.

1.2. Роль бюджетной политики в обеспечении социально
· экономических задач государства

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет и бюджетная политика. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Критический анализ новейших программных документов, исходящих от федеральной исполнительной власти
· «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» Фонда «Центр стратегических разработок», проекта «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» и принятого 26 июля 2002 г. «Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2002
·2005 годы» [8 с .5],
· дал основания предполагать, что российское правительство намерено ответить на сформулированный в заголовке статьи вопрос фактически совсем по-другому. Это предположение, к сожалению, оправдывается, свидетельство чему
· содержание внесенного в Государственную Думу правительственного проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» и ряда прилагаемых к нему официальных документов, в том числе «Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2003год».
Включены расходы по разделам: «Государственное управление и местное самоуправление», «Судебная власть» «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» и часть расходов по разделу «Международная деятельность».
Включены расходы по разделам: «Образование», «Социальная политика», «Здравоохранение и физическая культура» и «Культура, искусство и кинематография».

Таблица 1
Приоритеты бюджетной политики (согласно правительственному законопроекту)
Направления расходования средств федерального бюджета-2004
Млрд. руб.

% к расходам бюджета

1
2
3

Платежи по государственному долгу

488,9

40,9

расходы на обслуживание госдолга

243,7
20,4

расходы на погашение госдолга
245,2

20,5

Обеспечение функционирования государства

182,7

15,3

Национальная оборона

206,3

17,3

Воспроизводство человеческого потенциала

180,2

15,1

Воспроизводство научного потенциала

20,5

1,7

Государственные капитальные вложения

26,1

2,2

Действительно, согласно другому прилагаемому к законопроекту документу
· «Перспективному финансовому плану на 2003
·2005 годы», за этот период планируется сократить расходы федерального бюджета на 203,6 млрд. руб., или на 17% в номинальном выражении (а с учетом инфляции
· более чем на треть), хотя даже запланированных на будущий год расходов не будет хватать для финансирования нужд, минимально необходимых для выполнения государственных функций.
Представление о приоритетах бюджетной политики дает распределение расходов по их функциональному назначению (таблица 1) [11 с .21]. Из приведенных данных следует, что самой крупной (более 20%) расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга. Расходы на воспроизводство научного потенциала, во многом определяющие возможности будущего экономического роста, составляют ничтожную (около 2%) величину расходной части бюджета
· на порядок меньше ассигнований на обслуживание госдолга.
С учетом расходов на погашение государственного долга, которые рефинансируются за счет новых займов, совокупные расходы государства, направляемые в адрес его кредиторов, составляют почти 489 млрд. руб. (более 40% расходной части бюджета). Отсюда следует: в качестве главной функции налогово-бюджетного механизма устанавливается перераспределение национального дохода для обслуживания искусственно раздуваемых государственных обязательств. Государственная финансовая система тем самым превращается в «дойную корову» для спекулянтов. Совокупные платежи по госдолгу превышают расходы: на воспроизводство человеческого капитала
· в 2,7 раза; на национальную оборону
· в 2,4; на финансируемые из федерального бюджета государственные капитальные вложения
· в 18,7; на науку и содействие научно-техническому прогрессу
· в 24 раза.
Таковы приоритеты навязываемой нам бюджетной политики. Как нетрудно заметить, они принципиально отличаются от приоритетов социально-экономического развития, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию и не имеют отношения к законодательно вменяемым целевым нормам бюджетного финансирования.
Вопреки требованиям действующего законодательства в правительственном проекте бюджета на 2003 г. отсутствует Бюджет развития и фактически обнуляется государственная поддержка инвестиционной активности. К сожалению, несмотря на продолжающуюся стремительную деградацию производственного потенциала страны, и на очевидные возможности преодоления бюджетного кризиса в условиях улучшения экономической конъюнктуры.
Таким образом, очевидно, что федеральный бюджет фактически утратил свою целевую направленность. Если исключить затраты на обслуживание госдолга, коим придан ранг безусловного приоритета, бюджетные расходы планируются произвольно, как правило, «от достигнутого» ранее сокращения. Не выполняется ни один законодательно установленный норматив формирования бюджетных расходов. Так, на науку средств выделяется в 2,3 раза меньше законодательно установленной нормы, на образование
· в 4,3 а на культуру
· в 4 раза меньше. Вместо того, чтобы реализовывать в планировании бюджетной политики программно-целевой подход, общепринятый в развитых странах, Минфин России предпочитает манипулировать бюджетными расходами в зависимости от складывающейся политической конъюнктуры и баланса интересов влиятельных групп давления. Иначе говоря, планирование бюджетных расходов лишено какой-либо логики, кроме конъюнктурной.
Так, в рамках одного функционального направления
· развития транспорта
· на дорожное строительство выделяется 49 млрд. руб., а на поддержку самого передового
· авиационного
· вида транспорта
· всего 0,43 млрд., т.е. в 100 раз меньше? Кстати заметить: каждому специалисту в области структурной политики известно, что эффективность расходов на приобретение авиатехники в плане их мультипликативного влияния на экономический рост исключительно высока.
Каждому специалисту в области теории экономического роста известно, что поддержка наукоемкой промышленности и организация передачи новых технологий из военного сектора в гражданский дает многократно больший, нежели субсидирование депрессивных отраслей, эффект для развития экономики.
Банкротство проекта с сооружением высокоскоростной железнодорожной магистрали, лоббировавшейся заинтересованными иностранными подрядчиками, и расплачиваясь по облигациям обанкротившегося РАО «ВСМ», федеральное правительство одновременно планирует привлечь под свои гарантии новые иностранные кредиты в адрес этой частной структуры (в размере 20 млн. долл. в будущем году и еще около 120 млн. в дальнейшем).
Почему, наконец, объем госинвестиций почти в 1,6 раза меньше годового прироста затрат на содержание правоохранительных органов и объема расходов на госуправление? Причем большую часть (65%) последних составляют расходы на содержание фискальных органов. К тому же все 100% ассигнований на финансирование целевых программ по разделу «государственное строительство» в размере около 2 млрд. руб. направляются туда же.
Проблема, разумеется, вовсе не в завышенности расходов на поддержку угольной отрасли, российских немцев, на жилищное или дорожное строительство (не исключено, что они как раз занижены), а в том, что отсутствие программно-целевого подхода и ответственности за расходование бюджетных средств, произвол в планировании их динамики и отрыв этого планирования от приоритетов социально-экономического развития означают утрату бюджетом своей естественной роли важнейшего инструмента созидательной государственной политики [18 с .2].
Факты таковы, что наше государство все в большей мере подчиняет свою деятельность интересам «самых организованных и напористых». Больше всех из госбюджета вот уже который год извлекают финансовые спекулянты, отладившие при помощи своих лоббистов в федеральных органах власти механизмы разграбления казны путем сооружения «финансовых пирамид» гособязательств. Вторыми оказываются фискальные службы: при сокращении бюджетных доходов безудержно растут расходы на содержание финансовых и налоговых органов, не говоря уж о совсем неприличном разбухании затрат, связанных с функционированием Центрального банка РФ. По итогам прошлого года его коммерческие операции и операционные расходы, а также расходы на оплату труда его персонала обошлись обществу в 31 млрд. руб. При чудовищной демонетизации экономики, расстройстве денежного обращения, банкротстве банковской системы, бегстве капитала и других последствиях откровенно некомпетентной денежно-кредитной политики главный ее субъект
· Банк России
· стал и главным получателем доходов по облигациям госдолга, наращивая свои доходы за казенный счет. Совокупные расходы государства по этим направлениям составляют около 600 млрд. руб., т.е. примерно половину всего федерального бюджета.
Воистину, «своя рубаха ближе к телу»: проектировщики бюджета верстают его под собственные потребности. Расходы на содержание финансовых органов и поддержку специфически минфиновского бизнеса с госдолгами приближаются ко всем остальным расходам федерального бюджета, вместе взятым. Вот уж действительно ведомственный подход к составлению государственного бюджета
· куда там Минводхозу СССР с его каналами и поворотом сибирских рек. Многомиллиардные государственные финансовые потоки «закольцованы» внутри финансового ведомства в интересах самих разработчиков бюджетной политики.
К сожалению, разработчики бюджета-2004 игнорируют функции современного государства как важнейшего субъекта развития экономики, руководствуясь, похоже, двухсотлетней давности теорией «государства как ночного сторожа» [14 с .4]. С тех пор утекло много воды, государства развитых стран инвестировали в развитие своих экономик триллионы долларов, организовали создание современной транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктур, обеспечили стремительное развитие науки и технический прогресс, профинансировали формирование весьма капиталоемкой системы социальных гарантий. Доля госрасходов в ВВП развитых стран увеличилась до 50%.
Главная причина роста таких расходов в современных рыночных экономиках
· это в первую очередь вовсе не социальная благотворительность и не «милитаризация в эпоху холодной войны», как подчас утверждают недоучившиеся радикал-либералы (хотя и то, и другое имели место). Начиная с развертывания научно-технической революции в 50-е годы, увеличение госрасходов обусловлено главным образом необходимостью поддержки НИОКР, стимулирования инновационной активности, качественного обновления информационной инфраструктуры, опережающего развития образования населения
· всего того, что составляет непременные условия обеспечения конкурентоспособности национального производства. Безальтернативная сегодня модернизация российской экономики на основе нового технологического уклада немыслима без активной государственной политики в области ускорения научно-технического прогресса
· главного фактора современного экономического роста (на долю этого фактора в развитых странах приходится до 90% прироста ВВП).
Нельзя в очередной раз не напомнить и о том, что значимость госрегулирования вовсе не умаляет роли рыночной самоорганизации в осуществлении структурной перестройки экономики и в переходе к устойчивому росту. Экономическая политика государства не подменяет предпринимательскую инициативу, а создает условия для роста частной инвестиционной активности и хозяйственного подъема, связанного с широким освоением новейших технологий на началах рыночной конкуренции. Государство помогает формированию высокоэффективных хозяйственных организаций, способных работать на внутреннем и мировом рынках в обстановке жесткой конкурентной борьбы, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства. Инструменты прямого госвоздействия должны ориентироваться на поддержку частной инициативы именно по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, стимулируя в соответствующих направлениях инвестиционную активность.
Да, государство «не берет на себя риски по финансированию обычных коммерческих проектов», как пишут авторы еще одного прилагаемого к проекту бюджета документа
· Федеральной адресной инвестиционной программы на 2001 год. Однако они не пишут о том, что современное государство не может не поддерживать предпринимательские проекты в новых высокорискованных направлениях, прокладывающие пути к созданию перспективных производств на основе освоения достижений научно-технического прогресса. Положение о дерегулировании экономики как условии улучшения инвестиционного климата поверхностно и ошибочно. Волна дерегулирования, прокатившаяся по развитым странам с 80-х годов, охватила главным образом традиционные отрасли экономики, практически не затронув высокотехнологичные сектора. Применительно к ним, напротив, были активизированы институты прямой господдержки инновационно-инвестиционной активности и даже организации наиболее капиталоемких производств. Возросло значение макропланирования научно-технического и социально-экономического развития, государственных целевых программ.
Практика же бюджетного планирования в России эволюционирует в противоположном направлении [19 с .77]. За последние годы финансовая господдержка науки и научно-технического прогресса сократилась в 20 раз, что во многом обусловило стремительную деградацию инновационного потенциала страны и массовую «утечку умов», ухудшение интеллектуального потенциала нации.