Вольтер

“1-2” Введение
Краткая биография
Вольтер и классицизм
Вольтер и философия французского просвящения
Отношение Вольтера к религии и богу
Основные положения материализма Вольтера
Заключение
введение
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778) – писатель, драматург и общественный деятель, крупнейший мыслитель ХVIII века, называемого “Веком Вольтера”, борец против феодальных порядков и пережитков, клерикализма, религиозного фанатизма, сторонник деизма. С одной стороны, один из последних представителей французского классицизма в театре, а с другой – один из основоположников просветительного реализма. Вольтер – продолжатель традиций П. Корнеля и Ж. Расина, автор пятидесяти двух пьес (из них двадцать две – трагедии). Оказал большое влияние на идейную жизнь Франции. Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ культуры и философ истории. Могучий полемист, сатирик, памфлетист, публицист, он поднял звание журналиста, литератора, ученого на высоту, ещё не известную феодальному обществу.
краткая биография
Родился Мари Франсуа Аруэ в Париже, его предки были буржуа. Дед его был купцом, торговал сукном, а отец его получил юридическое образование и купил должность нотариуса (должность переходила по наследству). Вскоре он женился на дочери судейского чиновника. Франсуа – Мари был вторым сыном в семье, его старший брат получил очень строгое религиозное католическое образование, которое не нравилось его отцу и он отдал младшего сына в школу отцов иезуитов, колледж святого Людовика. В 10 лет Франсуа-Мари учился с удовольствием, его считали одаренным человеком. Отцы иезуиты здесь беспокоились о том, чтобы в умах их питомцев зрела вера в силу церкви, в силу дворянства, что же касается религиозных догм, то здесь аббаты умеряли свой пыл, поэтому вольнодумство маленького Аруэ сходило ему с рук, ведь он обладал великолепной логикой мышления, тонким и гибким умом, страстью к спорам. На него сильно повлияла встреча с Ниной де Ланкло, которая была знаменита своей красотой и умом.
Вскоре Вольтер покинул колледж и отец решил отдать его изучать судебную латынь и сделать из него юриста. Среди французских просветителей он становится знаменитым и влиятельным и в историю мировой культуры он вошел под именем Вольтер.
Тонкая острота, изящный стих или случайные суждения о людях, вещах, приправленные нескромным каламбуром воспринимались как изысканное блюдо на званом обеде. Его общество любили, но своим остроумием он наживает много врагов.
Оставленное Вольтером литературное наследие огромно, он был ведущим драматургом своего времени. Вольтер начинал как поэт и драматург, затем как историк, но прославился и остался в нашей памяти он как философ. В 53 года был избран во французскую академию, а чуть раньше Людовик назначил его придворным историографом.

Кроме своих романов, таких как “Простодушный”, “Кандид”, “Орлеанская дева”, он написал ещё и серию политических брошюр, в которых возражал против обскурантизма, пытаясь защитить невинные жертвы беззакония и религиозного фанатизма.
Им создаются и такие работы как “Опыт нравов”, “Философский словарь”, за эти сочинения его проклинали церковь и высший свет. Вольтер, не смотря на свой преклонный возраст, незадолго до смерти выступил на заседании французской академии, и предложил ученым коллегам создать словарь французского языка и на себя взял I – ый том “А”.
В 1778 году весной Вольтер умер, но в нашей памяти он останется как великий писатель и философ.
вольтер и классицизм
Классицизм возник на гребне общественного подъема французской нации и французского государства. Основой теории классицизма был рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Будучи представителем предреволюционного классицизма, Вольтер сыграл определенную роль в истории французской эстетики. Он создал тот яркий и энергичный ораторский стиль, которым пользовались деятели 1789 года, а его трагедии “Брут” и “Смерть Цезаря” не сходили со сцены молодой французской республики. Чувствуя ограниченность условных классических канонов, Вольтер в “Храме вкуса” апеллирует не к ним, но к природе – матери истинного художественного вкуса. Впрочем, он не создал единой эстетической системы. Вольтер сыграл главную роль в том, чтобы просветительское движение развилось, окрепло и приобрело многих сторонников.

Вольтер
и философия французского просвящения
Период развития Просвещения может быть условно ограничен двумя датами: годом смерти Людовика ХIV (1715), положившей конец эпохе “блистательного” абсолютизма, и годом штурма Бастилии (1789). Кульминацией просветительского философского течения был примерно 1751 год. Вольтер сыграл немаловажную роль в движении просвещения. Как идеолог предреволюционной буржуазии, он открыл дорогу её союзу с другими слоями “третьего сословия”, но его дворянский камзол и привязанность к кругам просвещенной знати обусловили немало компромиссных черт в его мировоззрении. Понятие “вольтерьянства” стало многоликим: приверженцами его идей объявили себя и аристократы, падкие на все модное и в силу этого кокетничавшие с антиклерикализмом, и действительные его последователи – просветители, увидевшие в нем признанного вождя антиклерикальной партии. Враг деспотизма и насилия, он защищал в то же время теорию просвещенного абсолютизма и недоверчиво отнесся к буржуазной олигархии.
Вольтер развивал философский воззрения в духе “деизма разума”. В рамках этих воззрений он набросал представление о боге как о “философе на троне неба”. В истории философии ХVIII века Вольтер завоевал себе место как пропагандист сенсуализма Локка среди французских просветителей и как мыслитель, который остро сформулировал и поставил ряд проблем, хотя их и не решил. Вольтер написал философскую восточную притчу “Задиг или судьба”.