Социально-культурная деятельность в годы великой отечественной войны

Содержание
“” Введение.
“” Основными задачами являются: определение места и роли советской интеллигенции на протяжении всей войны; изучить те области духовной культуры, роль которых особенно важна в военно-патриотическом воспитании народа; показать разностороннюю деятельность культурных учреждений в годы Великой Отечественной войны.
“” Глава 1. Перестройка работы учреждений культуры для военного времени.
“” .1. Особенности предвоенного периода.
“” .2. Усиление идеологической работы Коммунистической партии и улучшение руководства культурно-просветительной работой.
“” .3. Идейно-политическое просвещение трудящихся.
“” .4. Оборонно-массовая и физкультурная работа культурных учреждений.
“” .5. Производственно-техническая пропаганда и решение кадровой проблемы в промышленности.
“” .6. Роль культурных учреждений в развитии художественной самодеятельности и организации отдыха трудящихся.
“” .7. Темпы развития сети культурных учреждений и подготовки кадров клубных, библиотечных и музейных работников.
“” Глава 2. Социальная, политико-воспитательная и культурно-массовая деятельность советского государства в годы Великой Отечественной войны.
“” .1. Все для фронта, все для победы!
“” .2. Социальная политика СССР в военные годы.
“” .2.1. Эвакуация культурных ценностей.
“” .2.2. Общеобразовательная школа в годы войны.
“” .3. Политика воспитательная и культурно-массовая работа в условиях военного времени.
“” .4. Организация работы культурно-просветительных учреждений в Красной Армии.
“” .5. Деятельность культурно-просветительных учреждений в тылу.
“” .6. Советское искусство на службе фронта и тыла.
“” .7. Художественная самодеятельность в годы Великой Отечественной войны.
“” .7.1. Художественная самодеятельность на фронте.
“” .7.2. Художественная самодеятельность в тылу.
“” Глава 3. Развитие культуры на рубеже веков.
“” .1. Связь времен и традиций.
“” .2. Особенности современной художественной самодеятельности.
“” Заключение.
“” Литература.
Введение.
Беспримерный героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны
· это то духовное оружие, которое активно участвует в современной жизни, тот моральный капитал, на котором воспитываются и будут воспитываться многие новые поколения русских людей.
В час смертельной опасности и военных испытаний высокий нравственный облик советского человека раскрылся с небывалой силой. По словам Ленина, во всякой войне победа обусловлена состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Совершенствованием военной техники значимость морального фактора не только не уменьшается, но еще более возрастает.
Начав войну с Советским государством, фашистская Германия стремилась уничтожить советский общественный строй, многовековую культуру многонационального государства и завоевать мировое господство. История Великой Отечественной войны не может быть понята и осмысленна в полном объеме вне исследования культуры этого периода (культура
· это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей). Культура в военное время была органической частью, мощным духовным оружием в справедливой освободительной борьбе советского народа, а сама война стала важнейшим событием в истории культуры, чрезвычайно продуктивным этапом ее развития.
Духовная жизнь в годы войны не только не приостановилась, напротив, она стала необычайно интенсивной. Люди почувствовали большую личную ответственность перед Родиной, необходимость действовать решительно, более активно проявлять свои способности. Известные слова Ленина, что «Государство сильно сознательностью масс» с полным основанием могут быть отнесены к периоду Великой Отечественной войны. Моральное состояние народа и армии, единство целей, идей, чувств на протяжении всех лет войны было необычайно высоко. Сознательное участие в войне предполагало, чтобы народные массы ясно и четко понимали причины и характер войны, цели и задачи партии и советского государства. От степени сознательности каждого, от понимания смертельной опасности, нависшей над страной, от умения разобраться в новых сложных задачах зависели крепость духа миллионов людей, их уверенность в своей силе и победе. Справедливый, освободительный характер Великой Отечественной войны обусловил огромные духовные возможности народа.
Цели дипломной работы:
показать наиболее важные изменения, которые произошли в культурной деятельности советского государства на кануне войны;
раскрыть основные направления развития культуры в военный период;
выявить роль культуры в победе советского народа над фашизмом.
Основными задачами являются: определение места и роли советской интеллигенции на протяжении всей войны; изучить те области духовной культуры, роль которых особенно важна в военно-патриотическом воспитании народа; показать разностороннюю деятельность культурных учреждений в годы Великой Отечественной войны.

Глава 1. Перестройка работы учреждений культуры для военного времени.
1.1. Особенности предвоенного периода.
Пожар разгорающейся новой мировой войны: захват гитлеровской Германией стран Западной Европы, война в Испании, военный конфликт с Финляндией, бои в Монголии, вызывал угрозу для нашей страны и необходимость активной борьбы с фашизмом. В этих условиях главными направлениями деятельности Коммунистической партии и Советского государства стала борьба за мир и безопасность народов, всемерное укрепление позиций социализма, обеспечение советскому народу мирных условий для его созидательного труда и подготовка страны к военным действиям. Принимались необходимые меры по усилению мобилизационной готовности, военно-патриотическому воспитанию народных масс, по созданию могучей Красной Армии, укреплению границ. Знаменательными событиями предвоенных лет было воссоединение западных районов Украины и Белоруссии с союзными республиками в 1939 году, воссоединение Бессарабии с Советской Молдавией в 1940 году. В состав СССР были приняты Литовская, Латвийская и Эстонская республики. Воссоединение белорусского, украинского, молдавского народов и вступление прибалтийских республик в состав СССР укрепили безопасность западной и юго-западной границ советского государства.
В марте 1938 года состоялся ХУ111 съезд Коммунистической партии, который рассмотрел и утвердил третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1938
· 1942 годы. В связи с нарастающей военной опасностью основным направлением государственной политики была ускоренная подготовка страны к обороне, которая включала в себя кроме увеличения военно-промышленного потенциала, укрепления обороноспособности и военно-патриотическое воспитание трудящихся, особенно молодежи. Красная армия была увеличена по численности и оснащена новейшей военной техникой. Одновременно широко была развернута культурно-просветительная работа, которая стала составной частью идеологической деятельности Коммунистической партии, Советского государства, профсоюзов и комсомола. Она включала массово-политическую просветительную работу, трудовое, нравственное воспитание, оборонно-массовую работу, воспитание советского патриотизма и интернационализма, пропаганду производственно-технических и экономических знаний, организацию художественной самодеятельности и культурного отдыха трудящихся.
1.2. Усиление идеологической работы Коммунистической партии и улучшение руководства культурно-просветительной работой.
Для подъема идеологической работы Коммунистической партии необходимо было повысить уровень грамотности населения, что, в свою очередь, требовало дальнейшее развитие образования и подготовки новой интеллигенции. По данным переписи 1939 года грамотность среди населения составляла 81,2%. Было осуществлено всеобщее начальное образование, а в городах
· введено обязательное семилетнее обучение. Только за 1938
· 1940 годы в Советском Союзе было построено 6,3 тысячи новых школ на 1,6 миллиона ученических мест.
Большие успехи были достигнуты в деле развития высшего образования. К началу войны число высших учебных заведений выросло на 20% , а количество студентов почти вдвое. Изменения произошли и в географическом размещении вузов. До революции высшие учебные заведения были только в 16-ти городах, и более половины их находилось в Петербурге и Москве. В 1940
· 1941 учебном году они имелись в 156 городах страны и во всех союзных республиках.
Получило развитие и среднее специальное образование. В 1940 году имелось 3800 техникумов, в которых насчитывалось 974,8 тысячи учащихся, т. е. в 16 раз больше, чем в дореволюционной России. Быстрый рост сети учебных заведений, количества специалистов, развитие науки способствовало подъему культурного развития страны.
Накануне Великой Отечественной войны в стране была развернута большая идеологическая работа: организована широкая сеть партийных школ; в вузах введен курс основ марксизма-ленинизма; созданы Высшая партийная школа при ЦК ВКП (б) и Ленинские курсы в Москве и Ленинграде; усиление пропаганды марксисткой философии в периодической печати и лекционной пропаганды. Кроме того, как и раньше, повышение культурного уровня и воспитания трудящихся осуществлялось при помощи кино, театра, радио, библиотек, Домов культуры, музеев, клубных учреждений, выставок. В предвоенные годы увеличилось до 6 тысяч количество клубов и Дворцов культуры, до 15 тысяч библиотек, созданных на средства профсоюзов. На селе культурную работу проводили клубы, избы-читальни, библиотеки, Дома культуры, а так же привлекалась сельская интеллигенция: учителя, врачи, агрономы.
1.3. Идейно-политическое просвещение трудящихся.
В предвоенные годы в центре внимания всех учреждений культуры было идейно-политическое просвещение трудящихся. В этот период клубы и библиотеки систематически и повседневно вели пропаганду марксистско-ленинского учения. Они организовывали помощь самостоятельно изучающим историю и теорию Коммунистической партии, материалы партийных съездов, знакомили с успехами социалистического строительства и с задачами, стоящими перед страной, разъясняли решения партии и правительства и сложность международной обстановки.
В клубах, Домах культуры, избах-читальнях, красных уголках организовывались кружки по изучению истории Коммунистической партии, истории страны, новой Конституции СССР, проводились лекции и доклады по отдельным произведениям основоположников марксизма-ленинизма, громкие читки журналов и газет. Самообразование являлось важным средством повышения идейно-политического уровня трудящихся.
В связи с возросшим интересом трудовых масс к изучению классиков марксизма-ленинизма библиотеки укомплектовывались вновь изданной общественно-политической литературой. Составлялись различные каталоги, картотеки, библиографические указатели, рекомендательные списки произведений классиков и политической литературы, организовывались книжные выставки, теоретические конференции. Культурно-просветительная деятельность и политико-массовая работа клубных учреждений и библиотек сыграла большую роль в деле коммунистического воспитания народных масс.
Учреждения культуры принимали также активное участие во всех политических кампаниях, проводившихся в стране. Большую работу проделали клубы и библиотеки во время празднования 20-летия Советской власти и 20-летия Красной Армии, во время проведения выборов в Верховный Совет СССР в 1937 году, в местные Советы депутатов трудящихся в 1938
· 1939 годах. В клубах и Домах культуры создавали кружки по изучению Конституции СССР и Положений о выборах в Верховные Советы, проводились один раз в месяц политдни и собрания с докладами по вопросам о внутренней и внешней политике СССР, организовывались встречи кандидатов в депутаты с избирателями. Большинство клубов и библиотек в период избирательных кампаний выступали как активные агитаторы и пропагандисты. Впервые агитпункты были созданы в 1937 году на избирательных участках во время выборов в Верховный Совет СССР. Они вели массово-политическую работу и в последующие годы. Методы и формы работы агитпунктов были разнообразны. Проводились собрания избирателей, встречи с кандидатами в депутаты, беседы, лекции, митинги, консультативно-справочная работа, наглядная агитация, выпускались стенные газеты и бюллетени. Партийные организации обеспечивали агитпункты журналами, газетами, брошюрами, политическими плакатами и руководили их работой.
Важную роль в политическом и культурном просвещении трудящихся играли музеи. За годы довоенных пятилеток была создана широко разветвленная, разнообразная по типам сеть музеев: историко-революционные, исторические, мемориальные, антирелигиозные, краеведческие, отраслевые, естественнонаучные и др. Они наглядно демонстрировали достижения нашей страны в области народного хозяйства, ее природные богатства, рассказывали о крупных политических событиях в жизни государства, показывали историю борьбы и побед советского народа. Число посетителей музеев неуклонно росло. Наиболее популярными музеями в Москве были Центральный музей имени В.И. Ленина, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Исторический музей, Политехнический музей, Музей революции, в Ленинграде
· Эрмитаж, Русский музей и др. Одной из основных форм музейной работы стали передвижные выставки. Научные работники и экскурсоводы музеев читали циклы лекций по тематике музея, по истории родного края, о результатах научной работы. Они выступали на предприятиях, в учреждениях, колхозах, по радио и в печати.
Культурные учреждения вели и научно-атеистическую пропаганду. В предвоенные годы ее уровень поднялся. Клубы и библиотеки организовывали лекции о происхождении религии, ее классовой сущности, об устройстве Вселенной, о происхождении солнечной системы и Земли, о возникновении жизни на Земле. Одним из активных средств антирелигиозной пропаганды являлись громкие читки научно-атеистической и художественной литературы, выставки на антирелигиозные темы, экскурсии в музеи и планетарии.
Важным итогом культурно-просветительной работы, развернутой в советском государстве Коммунистической партией, явилось формирование социалистического сознания миллионов народных масс.

1.4. Оборонно-массовая и физкультурная работа культурных учреждений.
В условиях нарастания военной опасности партия и государство большое значение придавали физической закалке и военной подготовки трудящихся, особенно молодежи и ее патриотическому воспитанию. Клубы, музеи, Дома и Дворцы культуры пропагандировали успехи социалистического строительства, популяризировали подвиги советских пограничников, летчиков, успехи ученых, стахановцев, знакомили с историей государства и армии. Формы оборонно-массовой работы были различны. Читались лекции, проводились встречи с бойцами и командирами Советской Армии, устраивались фотовыставки, литературно-художественные вечера, показывались соответствующие кинофильмы и пьесы.
В то же время, культурные учреждения вместе с организациями Осоавиахима вели массовую работу по распространению оборонных знаний и овладению техникой военного дела. Они создавали различные оборонные кружки, организовывали доклады и лекции по вопросам противовоздушной и противохимической обороне, проводили военизированные игры, популяризировали значение сдачи норм ПВХО, ГТО, участвовали в организации стрелковых и других соревнований между предприятиями, колхозами и совхозами. Молодежь широко изучала летное и парашютное дело в аэроклубах и на планерных станциях Осоавиахима.
В целях военно-политического воспитания трудящихся все клубные учреждения активно использовали кино. Мастера советского киноискусства в предвоенные годы создали много интересных и содержательных кинофильмов, которые прославляли революционные и боевые традиции народа, знакомили с историей государства. Видное место на экранах занимали фильмы: «Петр 1», «Александр Невский», «Суворов», «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», трилогия о Максиме и другие. Широко использовались так же драматические и музыкальные произведения, особенно песенное творчество. Хоровые кружки и ансамбли исполняли лучшие песни того времени: «Широка страна моя родная», «Москва майская», «Конармейская», «Три танкиста», «Катюша», «Прощание», «Если завтра война» и другие.
Разностороннюю работу вели и библиотеки. Составляли каталоги военной, исторической, художественной литературы, организовывали постоянные выставки книжных новинок по военному делу, о героическом прошлом нашей страны, о Красной Армии. Крупные библиотеки организовывали лекции о международном положении, читательские конференции, пропагандировали и распространяли художественную литературу на исторические темы. Очень большое значение для воспитания молодежи имели такие произведения, как: «Чапаев» Д.А.Фурманова, «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Тихий дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого и др. У детей большой популярностью пользовались книги А.Гайдара «Военная тайна», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий». Лучшие литературные произведения передавались по радио, читались в клубах, библиотеках, красных уголках профессиональными артистами и участниками художественной самодеятельности.
Экспозиции выставок, музеев в предвоенные годы были дополнены новыми интересными материалами о героическом прошлом и настоящем страны, об истории и мощи Красной Армии и Военно-Морского флота. Одновременно с этим музеи составляли тематические экскурсии на оборонные темы и организовывали передвижные выставки о героическом прошлом русского народа. В мае 1938 года в Москве, в Центральном доме Красной Армии, была открыта художественная выставка «20 лет РККА», которая функционировала восемь месяцев. На выставке было представлено 570 произведений живописи, графики и скульптуры. Выставку посетило более миллиона человек. Центральный военно-морской музей Ленинграда в 1939 году организовал в Москве, в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького, выставку «Военно-Морской Флот СССР». За три месяца ее посетило 200 тысяч человек.
Пропаганда военных знаний, героического прошлого нашей Родины способствовала патриотическому воспитанию и содействовала повышению боевой готовности советских людей. При содействии культурных учреждений многие рабочие, колхозники, служащие овладевали военным делом, учились оказывать первую санитарную помощь, знакомились с основами противовоздушной и противохимической обороны.
1.5. Производственно-техническая пропаганда и решение кадровой проблемы в промышленности.
Задачи третьей пятилетки, обострение международного положения определили особенности производственно-технической пропаганды. Усилилась связь культурных учреждений с производством, а в культурно-просветительной работе одно из важных мест занимали вопросы воспитания у трудящихся социалистического отношения к труду, к государственной и общественной собственности, укрепления производственной дисциплины. Клубы и библиотеки постоянно информировали население о достижениях народного хозяйства, об успехах социалистического соревнования и стахановского движения в стране, организовывали слеты передовиков производства, проводили техническую учебу рабочих, организовывали встречи с передовыми рабочими, фотовыставки, производственные вечера и встречи соревнующихся бригад. Широко практиковались и такие формы работы, как создание стахановских школ, технических станций, университетов культуры.
Особую тревогу в предвоенные годы вызывала проблема кадров для промышленности. Подготовка кадров шла по двум направлениям: повышение квалификации всех рабочих через курсовую систему без отрыва от производства и одновременно квалифицированных рабочих готовили школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). За годы довоенных пятилеток они дали стране 2,5 миллиона рабочих. Однако с бурным ростом промышленности рабочих не хватало. За три предвоенных года ежегодный выпуск всей промышленной продукции возрастал на 13%, а оборонной
· на 39%. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР 2 октября 1940 года издал указ «О государственных трудовых резервах СССР». В мае 1941 года в стране насчитывалось уже более 2-х тысяч школ и училищ трудовых резервов, в которых обучалось свыше 700 тысяч человек.
Клубные учреждения и библиотеки активно помогали партийным, хозяйственным, профсоюзным организациям организованно и планомерно обучать и воспитывать многомиллионное пополнение рабочего класса.
Подъем работы городских культурно-просветительных учреждений положительно сказывался и на деятельности сельских клубов и библиотек. На селе клубы и избы-читальни активно вели агро- и зоотехническую пропаганду, показывали достижения социалистического сельскохозяйственного производства, разъясняли решения партии, помогали местным Советам в деле мобилизации крестьянства на выполнение заданий и обязательств перед государством. В колхозах создавались так же хаты-лаборатории, которые стали центрами агротехнической учебы крестьянства.
1 августа 1939 года в Москве была открыта Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которая разместилась на площади в 140 гектаров. Экспозиция выставки строилась по отраслевому и территориальному принципам. Выставка стала настоящей школой передового опыта. За 85 дней работы ее посетило свыше 3-х миллионов человек, было прочитано свыше 300 лекций и показано 126 научно-технических фильмов. По решению ЦК партии выставка продолжала работать в 1940 и1941 годах. Она явилась своеобразным народным университетом. Участники и посетители выставки, возвращаясь в родные села, выступали в местных клубах как пропагандисты достижений социалистического сельского хозяйства, распространяли опыт передовиков.

1.6. Роль культурных учреждений в развитии художественной самодеятельности и организации отдыха трудящихся.
Художественная самодеятельность как творчество многомиллионных масс людей труда, не занимающихся искусством профессионально, является детищем Советской власти. В России художественное творчество трудящихся является органической частью искусства. По словам В.И. Ленина, «
·самодеятельное творчество своими глубочайшими корнями уходит в толщу широких трудящихся масс и объединяет чувства, мысль и волю этих масс
·».
Накануне войны в 71500 кружках художественной самодеятельности активно принимали участие около одного миллиона человек. Наряду с хоровыми, драматическими, музыкальными кружками, создавались кружки фотолюбителей, радиолюбителей, кройки и шитья, художественной вышивки, рисования, литературные, шахматно-шашечные и другие. Особенно быстро росли массовые виды художественной самодеятельности и прежде всего – различные музыкальные коллективы. В 1940 году их насчитывалось свыше 110 тысяч, а число участников достигало 2-х миллионов.
Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности. Они способствовали выявлению народных талантов, приобщали к народному творчеству новые слои трудящихся. Самодеятельное творчество развивалось у всех народов Советского Союза. Начиная с 1936 года, в Москве ежегодно проводились декады национальной литературы и искусства, на которых демонстрировались достижения союзных республик в области культуры.