Культура при Петре

СОДЕРЖАНИЕ

“” Введение
“” § 1. Культурные начинания Петра 1
“” § 2. Организация национальной науки и системы образования
“” § 3. Особенности развития художественной культуры
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

М. П. Погодин, историк, современник А. С. Пушкина, писал о начинаниях новой культуры, персонифицируя ее в Петре 1, следующее:
«Мы просыпаемся. Каков ныне день? 1 января 1841 года
· Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться
· наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга
· Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее
· этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты
· Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи
· все они, от шелкового платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом… За обедом, от соленых сельдей и картофеля, который указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости – это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого… Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, табель о рангах, войско, флот, подати, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летоисчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академии
· суть памятники его неутомимой деятельности и его гения».

§ 1. Культурные начинания Петра 1

Действительно, в истории отечественной культуры имя Петра 1 связано со многими начинаниями, которые в последующие годы и десятилетия воплотились в разных формах развития новой культуры. В деятельности царя-реформатора воплотились процессы, весьма противоречивые, но имеющие явно прогрессивную тенденцию, предваряющие рождение национальной русской культуры. Это произошло на рубеже XVIII
·XIX вв., в эпоху русского Просвещения, однако предпосылки к формированию новой, буржуазной культуры в недрах феодальной культуры были заложены в ходе петровских реформ.
По отношению к культуре рассматриваемого периода, как ни к какой другой, конструктивным представляется ее изучение с позиций анализа организационных форм, стимулов, намерений и условий создания того или иного социального института Российского государства, связанного с культурной жизнью общества (например, организация науки и образования, размежевание светской и церковной властей и т. д.).
Если проследить эволюцию идеи «собирания Руси», то в годы царствования Петра 1 оно приобретает новые очертания
· подчинение предпринимательской и культурной деятельности цели укрепления рождающейся империи. Этому же была подчинена и военная политика Петра 1. За 1695
·1725 гг. возникло около 200 мануфактур разного профиля, т.е. в 10 раз больше, чем было их в конце XVII в. Характерной особенностью экономического роста начала XVIII в. была определяющая роль в нем государства, его активное проникновение во все сферы хозяйственной жизни. В годы Северной войны (1700
· 1721) государственное предпринимательство развивалось в двух направлениях: во-первых, расширялось производство в старых промышленных районах (Карелия, Воронежско-Тамбовский край, Центр), во-вторых, создавались новые промышленные районы (Урал, Санкт-Петербург). Одновременно с ростом металлургических, оружейных, полотняных и др. заводов шла организация государственной торговли внутри страны и вне ее.
Лишь после 1717 г. Петр 1 пошел на изменение торгово-промышленной политики, что было вызвано успехами в ведении Северной войны и надеждами на ее скорое завершение. Стало поощряться частное промышленное предпринимательство, была провозглашена свобода торговли, государственные мануфактуры стали передаваться в руки частных владельцев и целых компаний. Однако по-прежнему, как и в начале Северной войны, главной целью промышленного производства оставалось обеспечение армии изделиями промышленного производства. Это обязывало предпринимателей выполнять в первую очередь казенные заказы, что, с одной стороны, обеспечивало стабильность доходов и возможность реализовать излишки на рынке, но с другой
· закрывало перспективы технического прогресса в промышленности. Достаточно вспомнить печальную участь «огнедействующей машины» И. И. Ползунова, многих изобретений И. П. Кулибина и других изобретателей и ученых. В конечном счете, промышленное строительство при Петре 1 обеспечило создание мощной экономической базы и вместе с тем значительно сдерживало реализацию тенденций капиталистического развития страны, что имело место в других европейских странах.
Культура XVIII в. представляла собой культуру переходного периода от феодализма к капитализму, сохраняющую характерные черты культуры феодального строя. Действительно, до 1860-х годов оставались феодальными, пусть и модифицированными, такие социокультурные институты, как школа, армия, церковь, система государственного управления. Во многом феодальный характер носили господствующая идеология, право, мораль, система общественных ценностей и т. д.
Однако в ходе петровских реформ выявилась характерная черта новой культуры
· ее светскость, «обмирщение», предпосылки чего появились еще во 2-й пол. XVII в. Церковь в это время олицетворяла религиозную культуру, которая ориентировалась на вековые традиции православия и на отчуждение от неправославного мира. Падение церковного авторитета, усиленного к тому же церковным расколом, способствовало утверждению новой, светской культуры. Эти подспудные движения и были реализованы Петром 1.
Здесь выявился еще один феномен социального бытия
· аккультурация, взаимодействие культур России и Европы. Направленность светской культуры на рациональное отношение к окружающей природе и преобразование социальной действительности на основе принципов рационализма обусловливало необходимость общения культур различных народов. В России, писал сподвижник Петра 1 князь Куракин, люди «нынешних времен обычай имеют, каждый желает свету видеть». Тенденция аккультурации реализовалась в том, что развитие новой культуры содействовало включению России в экономическую, политическую и культурную системы европейских народов. Правда, эта тенденция прослеживается в ретроспективе, но тем интереснее, выявив эту тенденцию, прослеживать, как она впоследствии развивалась в «русской идее», евразийстве и т. д.
Еще одна тенденция новой культуры, возникшая со времени петровских реформ,
· ускорение темпов развития культуры, смены стилей в архитектуре, литературе. Это происходило за счет не только внешней, но и внутренней аккультурации. Петровские реформы положили начало строительству новых городов, в том числе новой столицы
· Петербурга, освоению новых географических пространств Причерноморья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. В свою очередь, появление новых городов
· это развитие городской культуры в ее «овеществленных» формах: школы, Академия наук, библиотеки, типографии, театры, музеи, архитектурные сооружения и т. д. Формируется общенациональный русский язык, который впервые был закреплен в «Словаре Академии Российской», изданном в 90-х годах XVIII в.
Все эти тенденции обусловили изменения в организационной структуре культуры. Это, в частности, выразилось в том, что общеевропейская тенденция превращения науки эпохи Просвещения в высшую культурную ценность реализовалась и в системе русской культуры XVI II в.
Новая культура, по мысли Петра 1, должна была внедряться в русский быт с помощью «воспитывающего» законодательства и совершенной структуры государственного правления. Началось это с бритья бород и переодевания Петром своих подданных после его возвращения из заграничного путешествия в 1698 г. Царским указом от 4 января 1700 г. боярам, окольничим, стольникам и др. предписывалось носить платья венгерского покроя. А в известном указе от 16 января 1705 г. предписывалось, чтобы все служивые, купцы и посадские «впредь с сего его великого государя указа бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, с тех имать». В указе указывалась сумма налога
·от 30 до 100 рублей, а с крестьян же взималось «по две деньги» при въезде в город. Уплатившему налог выдавался «бородовой знак».
Великие преобразования, ориентированные на приобщение России к западноевропейской культуре и образу жизни, проявлялись поначалу в такой радикальной форме, что, естественно, это встречало сопротивление хранителей древнерусских, церковных традиций. Е. В. Ани-симов приводит пример нижегородца А. Иванова, который в 1704 г. добровольно сдался пыточному ведомству в Москве, заявив при этом на допросе: «Пришел я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть…». Этот нижегородец, погибший от пыток, был носителем многовековых традиций: бритье считалось признаком ереси, безбородый не может войти в царствие небесное, бритый покойник даже лишался права на захоронение по христианскому обряду. Петровские указы регламентировали не только внешний облик человека, вид одежды, жилища (например, потолок должен был быть оштукатурен), а всю жизнь человека от рождения до смерти. Каждый родившийся на свет заносился в метрическую книгу, заведенную при церквах, чтобы его можно было вовремя определить в школу, полк, канцелярию, назначить подушную подать; умершего даже хоронить было надо в гробу установленного образца.
Одно из начинаний Петра 1
· создание всепрони-кающей полицейской системы, охватывающей все гигантское здание российской государственности. Важно иметь в виду, что полиция того времени понималась не только как учреждение, но и как система отношений, образ универсального мышления, в котором культ государственной власти был доведен до предела. В регламенте Главного магистрата 1724 г. глава «О полицейских делах» звучала следующим образом:
«Полиция особливое свое состояние имеет, а именно: оная споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне и приносит довольство во всем потребном к жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишество в домовых расходах и все явные погрешении, призирает нищих, бедных) больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных по заповедям божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце над всеми сими полиция
· есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».
В этом положении о полиции воплотилась идея Петра 1 о введении в повседневную жизнь российского общества «регулярства» (единообразия, унификации на основе западноевропейских принципов гражданского устройства).
Идея «регулярства» была главным элементом военной реформы. Военные успехи в Северной войне позволили распространить эту идею на реформу гражданской, повседневной жизни и быта (классическим примером тому служит изданное в 1717 г. «Юности честное зерцало, или показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов»). Идея «регулярства» воплотилась в организующей роли государства по отношению к культуре, ее финансированию, подготовке кадров. Многие деятели культуры находились на государственной службе, получали жалование. Достаточно вспомнить М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Ф. Г. Волкова и др.
Центром культурных преобразований, зарождения новой культуры явилась новая столица государства
· Петербург. Он был любимым детищем и гордостью Петра, символом эпохи преобразований. Любые культурные начинания из Петербурга получали распространение по всей России. Северная столица была уникальным городом не только по своему архитектурному облику, но и по жизненному укладу, быту.
Только в Петербурге возводились начиная с 1714 г., кирпичные здания, вымощенные камнем улицы освещались фонарями, разбивались городские парки. В 1714 г. царь утвердил разработанные архитектором Доменико Трезини типовые чертежи домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. В 1716 г. царь приглашает французского архитектора Ш. Б. Леблона для составления проекта генерального плана застройки города. Этот план отражал замысел Петра о назначении города как столицы империи, резиденции царя и его семьи, крупнейшего торгово-промышленного центра и порта.
Петербург становится культурным центром империи. По замыслу Петра 1 в нем открываются первые культурно-просветительные учреждения, первое высшее учебное заведение (Морская академия), Академия наук. Кунсткамера и другие центры культурной жизни.

§ 2. Организация национальной науки и системы образования

Учреждение по указу Петра 1 в 1724 г. Петербурской академии наук положило начало организационному оформлению научной деятельности в России. Академическая наука изначально рассматривалась как своеобразный научный департамент, который руководствовался потребностями государства. Академия наук и художеств (так она называлась в проекте Петра 1) состояла из «трех классов наук»: математического, включавшего теоретическую математику, механику, астрономию, географию и навигацию; физического, включавшего теоретическую и экспериментальную физику, химию, анатомию и ботанику. В гуманитарном классе планировалось обучать красноречию, новой и древней истории, праву, политике и этике.
В Академии не предусматривалось проведение исследований в области богословия, она изначально носила светский характер. Это же касалось и преподавания в созданных Академической гимназии и Академическом университете, в которых предусматривалась подготовка будущих академических работников. Поначалу же Академия формировалась из иностранных ученых. Первыми приглашенными из-за рубежа членами Академии были ученые с мировым именем
· математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, астроном Г. Делиль и др. Первым русским академиком был избранный на должность профессора (академика) химии в 1745 г. М. В. Ломоносов. Позже членами Академии стали С. П. Краше-нинников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин и др.
·в основном дети ремесленников, солдат, низшего духовенства. При Академии были образованы библиотека, музей (Кунсткамера), обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, художественные классы, мастерские, типография. В 1748 г. по инициативе М. В. Ломоносова была построена химическая лаборатория, которая явилась прообразом первого научно-исследовательского института.
Каково значение организации Академии для развития русской культуры? Во-первых, было положено начало формированию отечественных научных кадров, науки как вида человеческой деятельности и социального института.
Во-вторых, в академических мастерских стали изготавливаться различные приборы, механизмы, инструменты для научных исследований. Уже в 1741 г. физический кабинет насчитывал около 400 инструментов и приборов, с помощью которых велись исследования в области механики, оптики, магнетизма, теплоты и т. д. Большое значение имели для исследований коллекции Кунсткамеры и Минералогического отдела.
В-третьих, в ведении Академии находилось почти все гражданское книгоиздание.