История культурно – просветительной деятельности в России конца XIX – начала XX века

ОГЛАВЛЕНИЕ
“” Введение
“” Глава I. Общая характеристика Российского государства конца 19 – начала 20 веков.
“” §1.Политическая ситуация в России конца XIX
· начала XX веков
“” §2. Экономика России конца XIX
· начала XX веков
“” §3. Культура и просвещение в России в конце XIX – начале XX в.
“” Глава 2. Основные направления и содержание культурно-просветительской деятельности конца XIX
· начала XX вв.
“” §1. Культурно
· просветительские организации
“” §2. Досуг высшего сословия
“” §3. Досуг среднего сословия
“” §4. Досуг низшего сословия
“” §5. Меценатство
“” Заключение
“” Список использованных источников
“” Приложение 1.
“” Приложение 2
Введение
Актуальность.
Сегодня, в начале 21 века, на границе двух эпох, необходимость комплексного исторического исследования культурно-просветительской деятельности в России конца XIX – начала XX в. как области культуры и общественного явления представляется несомненной, актуальной и давно назревшей. Культурно-просветительская деятельность в дореволюционной России – это не только часть истории культуры нашей страны, но и также часть социально-экономической и общественно-политической истории России, в которой как в капле воде отразились проблемы и противоречия того бурного и многоликого времени.
Отличие современной эпохи от предшествующих представляется в глобальности, интенсивности процессов коммуникации, в относительности долгими веками незыблемых ценностей, в предельном объеме информации. Другой важной чертой происходящего является процесс сближения прошлого, настоящего и будущего, приводящий к ускоренному переходу настоящего в прошлое, а будущего в настоящее.
Прошлое более цепко преследует настоящее, которое уже не в состоянии обеспечить себе большой временной разрыв с ним. Особенно это становиться заметным в области культуры и экономики (если ранее изобретения, приносящий серьезный экономический эффект, безусловно регистрировались в качестве патентов, то сейчас во многих случаях отпадает необходимость в такого рода действиях, в связи с небывало коротким жизненным циклом продукта). Не менее драматично выглядит и трансформация времени социальных отношений. События, накладываясь друг на друга, в котором отсутствует возможность определения начала или конца того или иного социального действия, определения своего места в нем и отношения к нему. Мозаичность культуры о которой предупреждал А. Моль, становится сегодня жизненной реальностью. Поскольку сокращается время жизни продуктов культуры в качестве культурных ценностей, все меньше времени отводится реципиенту на то, чтобы данную ценность освоить и ввести в структурную сетку своей культуры, постольку еще меньше времени остается на создание связи между осваиваемыми ценностями и формирование классической структуры культуры. Современный человек, как никогда ранее нуждается в исторической определенности, в понимании времени, в котором он живет, своего предназначения в мире, в осознании своей пользы, важности и необходимости для других людей. Однако жизненные обстоятельства, в которые он погружен, казалось бы, менее всего способствуют философствованию, абстрагированию или теоретизированию. Вместе с тем, без такого рода деятельности жизнь человека теряет смысл. К тому же есть науки, которые по определению должны ставить и искать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, истории России и ее культуры.
Актуальность исследования проблемы обусловлена еще и недостаточной изученностью исторического сознания в России конца XIX – начала XX столетий как феномена культуры. Ни в отечественной ни в зарубежной философской, исторической и культурологической литературе нет фундаментальных трудов, заявленной теме непосредственно. Вместе с тем, интерес к культурологическому осмыслению триады прошлое – настоящее – будущее, а в раной степени к философскому, литературному творчеству, к живописи и музыке, к культурно-просветительской деятельности возрастает. Именно сейчас Россия также находится на переломном этапе культурного и экономического развития, когда возникло много различных концепций исторической судьбы России, ее культурной ориентации. Изучение, анализ и сопоставление означенного периода с концом XX и началом XXI веков представляется полезным в плане ведущихся сегодня споров о путях развития России, о ее роли в мировой истории, о не совершении в будущем, ошибок прошлого.
Разработанность темы.
Изучение культурно-просветительной деятельности конца XIX начала XX века началось уже в первые годы Советской власти выразилось в создании нескольких работ, содержавших довольно обширный фактический и исторический материал.
Но исторические работы 20 – 50 годов, посвященные этой теме, носили по-приемуществу характер критических исследований и видели в истории прошлой культуры и во всем, что с ней связано главным образом негативные явления, что было обусловлено общей ненавистью трудящихся масс к самодержавию и буржуазии. Как писал, например, в 1923 г. В.А. Невский, внешкольное образование дореволюционной России – это “жалкий суррогат культуры, специально изготовленный для неприхотливых, задавленных масс
·”. При этом следует отметить, что в дореволюционной России, деятельность, направленная на просвещение и подъем образовательного уровня взрослых, обозначалась понятием “внешкольное образование”, а термин “культурно – просветительная работа” или “культурно – просветительская деятельность” в нашей стране до 1917 года не употреблялся, он появился позже, когда внешкольное образование было включено в общегосударственную систему народного образования.
В последнее время внимание исследователей было направлено на изучение всей значимости культурно – просветительской деятельности в России конца XIX – начала XX века, как для того времени, так и для наших дней; изучения направлены на раскрытие взаимосвязи социально-экономической, общественно-политической и культурной жизни России.
В разработке данной темы принимали участие не только историки, но и социологи и культурологи: Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д., Скворцова Е.М., Лотман Ю.М., Милюков П.Н., Краснобаев Б.И.
Также был написан ряд диссертаций: Казовская Т.М., Алексеева С.А., Горбатюк Д.А., Гертнер С.Л. и т.д.
Предметом исследования данной работы является история культурно – просветительной деятельности в России конца XIX – начала XX века, которая включает в себя историю популяризации и распространения научных и политических знаний, литературы и искусства, развитие научно-технического и художественного творчества в стране.
Объектом исследования дипломной работы является содержание, формы и методы культурно – просветительской деятельности.
Цель настоящей дипломной работы заключается в анализе культурно – просветительской деятельности России в период с конца XIX века по 20 годы XX века, в связи с чем основные задачи дипломной работы сводятся к следующему:
Определить роль России в мировой культуре;
Раскрыть и изучить культурно – просветительскую деятельность в стране в конце 19 начале 20 веков;
Установить предпосылки сложившейся ситуации как в политике, экономике, искусстве так и в целом в жизнедеятельности империи;
Показать положительные и отрицательные стороны культурно – просветительской деятельности того времени и выявить схожесть или различия происходящих процессов для сегодняшней молодой Российской Федерации;
Рассмотреть ситуацию, складывающуюся в истории на рубеже 19 – 20 веков и сравнить ее с ситуацией конца 20 – начала 21 веков.
Методы исследования.
При исследовании данной проблемы автор использовал анализ научной, научно практической, художественной литературы, периодических изданий, архивных материалов.
Социальная значимость.
Дипломная работа имеет следующую структуру: две главы, восемь параграфов, введение, заключение, список литературы и приложения.
Глава I. Общая характеристика Российского государства конца 19 – начала 20 веков. Эта глава посвящена анализу политической и экономической ситуации России в этот период. Здесь также рассматривается общая характеристика культурно – просветительской деятельности Российской империи в означенный период.
В первом параграфе первой главы рассматривается политическая обстановка России в конце 19
· начале 20 веков.
Второй параграф этой главы посвящен анализу экономики Российского государства на рубеже 19
· 20 веков. Здесь также рассматриваются особенности российского капитализма.
В третьем параграфе первой главы автор приводит основные характеристики всех сфер культурно-просветительской деятельности в России в рамках рассматриваемого периода.
Глава II. В этой главе автор рассмотрит основные направления и содержание культурно
· просветительской деятельности конца XIX
· XX века.
Первый параграф данной главы посвящен рассмотрению просветительских, культурных организаций Российской империи.
Во втором параграфе автор детально рассматривает досуг высших слоев населения (дворянства и интеллигенции) России.
Третий параграф посвящен досугу средних слоев.
В четвертом параграфе автор рассматривает досуг крестьянства и рабочих.
В пятом параграфе подробно рассматривается деятельность меценатов в период конца 19
· начала 20 веков.
По мнению автора данная структура исследования раскрывает культурно
· просветительскую деятельность России в конце XIX
· начала XX веков.
Глава I. Общая характеристика Российского государства конца 19 – начала 20 веков.
В данной главе автор рассматривает состояние Российской империи на рубеже 19
· 20 веков в политике, экономике и культуре. Для этого периода российской истории характерны резкие контрасты передового и отсталого во всех сферах деятельности.
Конец XIX – начало XX в. стали переломным периодом в отечественной истории. Страна вступила в полосу широкомасштабных политических потрясений, причины которых, по мнению автора, были во многом обусловлены отчетливо наметившимся на рубеже двух столетий своеобразием ее социально-экономического развития. После отмены крепостного права в России ускоренными темпами утверждается капитализм, причем уже с конца XIX в. наметились симптомы его перехода в монополистическую стадию. Однако процесс капиталистического развития России по многим существенным параметрам заметно отличался от классического, западноевропейского варианта становления буржуазных структур.
§1.Политическая ситуация в России конца XIX – XX начала веков
В данном параграфе автор рассматривает сложный и противоречивый процесс капиталистической эволюции России, который породил мощные политические катаклизмы, потрясшие страну в первые десятилетия XX в. На внутрироссийской политической арене выступали три основные силы – самодержавие, либеральная оппозиция и революционный лагерь. В острой борьбе этих сил решалась дальнейшая судьба страны.

Со второй половины 19 века заметно ускорился процесс преобразования российского патриархального, традиционного общества в индустриальное. “Дворянская Россия с 1861 года безостановочно разлагается. Самодержавие не в силах оторваться от дворянской почвы и гибнет вместе с ней. Замороженная на двадцать лет Россия явно гниет под снегом”. Династия Романовых с трудом приспосабливалась к новой эпохе. “Наши цари со временем переведутся: это мамонты, которые могли жить лишь в допотопное время. Наши цари были полезны как грозные боги, небесполезны и как огородные чучелы. Вырождение авторитета с сыновей Павла. Прежние цари и царицы
· дрянь, но скрывались во дворце, предоставляя эпическо набожной фантазии творить из них кумиров. Павловичи стали популярничать. Но это безопасно только для людей вроде Петра I или Екатерины II. Увидев павловичей вблизи, народ перестал их считать богами, но не перестал бояться их из-за жандармов. Образы, пугавшие воображение, стали теперь пугать нервы. С Александра III , с его детей вырождение нравственное сопровождается и физическим. Варяги создали нам первую династию, варяжка испортила последнюю”. Супруге императора полагалось из государственной казны 200 000 рублей в год. На содержание государевых детей выделялось 33 000 рублей. Наследник получал 100 000 в год, а его жена
· половину этой суммы. Младший армейский офицер имел 600 рублей годовых, столичный рабочий
· 400, батрак
· 60. Родственники и друзья Романовых занимали наиболее выгодные государственные должности. Российское общество оставалось по-прежнему кастовым. Привилегии дворян ущемляли права крестьян, казаков, “инородцев”.
Поражение в Крымской войне 1853-1856 годов побудило Александра II к реформам. Еще в 1785 году Екатерина II разрешила дворянам не служить и заниматься предпринимательством. Аналогичные права получили мещане. Однако переход к индустриализму требовал большего. Главным препятствием на пути индустриального развития страны оставалось рабство, которое политики и историки-этатисты мягко называли “крепостным правом”. Рабство не проходит бесследно. «Забудем ли давно известную истину, что в немалой степени именно крепостничество и самодержавие
· а не любимые наши широкие дали и плавные реки
· полтыщи лет воспитывали “русское”, и полтыщи лет “русское” служило подножьем рабству, хамству и насилию. И все, что противилось этому “русскому”, тоже было характерно и насквозь русским”. В. Ключевский справедливо отмечал, что подневольный труд убивает энергию, ослабляет предприимчивость, развращает нравы и даже портит расу физически. В последнее десятилетие перед реформой прекратился естественный прирост крепостного населения. Подневольный труд в равной степени развращал и крестьян, и помещиков. Мужики уклонялись от работы на барина. Помещиков больше привлекали изящные искусства нежели сельская экономика. После 1861 года немногие помещики смогли приспособиться к новым условиям.
Крестьяне
· основной массив населения России
· оставались государственной собственностью, переданной помещикам во временное пользование. В таких условиях не мог сложиться рынок рабочей силы, один из важнейших компонентов индустриального развития. Реформа 1861 года позволила зажиточным крестьянам выкупать свой надел и становиться собственниками. Однако не многие имели необходимый капитал. Более того, условия выхода инициативных, зажиточных семей из общины, со своим наделом, были крайне затруднены. Таким образом, реформа учла интересы помещиков и зажиточных крестьян. Получив свободу, избыточное сельское население устремилось на заработки в города. Реформа сняла напряжение, предотвратила социальный взрыв.
Важное значение имела земская реформа. Для страны, в которой вся жизнь народа находилась под опекой правительства, появление любых параллельных негосударственных структур трудно переоценить. Земства становились всесословными организациями. В отличие от законодательных собраний штатов США, земства не имели законодательных прав. Царь разрешил деятельность земств только на уездном и губернском уровне. Создать всероссийский земский центр монарх не позволил. Тем не менее император предоставил земским депутатам (гласным) довольно широкое поле деятельности: здравоохранение, начальное образование, статистика, социальная защита. Земское движение принесло огромную пользу России, воспитало тысячи активных, сознательных граждан, способных объединять людей вокруг конкретных, полезных дел.
В 1863 году царь отменил публичные наказания, в следующем году согласился на суд присяжных. В 1870 году в 509 городах учреждались городские думы. Их депутаты избирались на 4 года. С 1882 года вводилась государственная фабричная инспекция. Закон ограничил рабочий день до 11 часов 30 минут. Закон 1903 года обязывал предпринимателей выплачивать искалеченным на производстве от половины до двух третей прежнего заработка. Кроме того, русские рабочие получили право выбирать фабричных старост, как в Англии. В России создавались женские гимназии, расширялись права вузов. Одним словом, велась большая реформаторская работа, которая приближала Россию к западной индустриальной культуре.
Стремление во что бы то ни стало ускорить преобразования в стране породило крайний экстремизм в среде молодых интеллигентов, не нашедших себе достойного дела в России того времени. Идеи мессианства, цареубийства стали навязчивыми для революционеров
· террористов. Они устроили восемь покушений на монарха. 1 марта 1881 года Н. Рысаков и И. Гриневицкий бросили бомбы в карету царя. На месте гибели Александра II в Петербурге воздвигнут храм “Спас на крови”. Александр III окончательно отверг всякие конституционные замыслы своего предшественника и подчеркнул незыблемость самодержавия. Опасаясь террористов, новый царь более двух лет откладывал поездку в Москву, на коронацию. Александра III воспитывал Победоносцев, позднее получивший должность обер-прокурора Святейшего Синода. Профессор-законовед утверждал: “Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции, и проникла, к несчастию, в русские безумные головы”. 1 ноября 1891 года Победоносцев писал Александру III: “Нельзя скрывать от себя, что в последние годы крайне усилилось умственное возбуждение под влиянием сочинений графа Толстого и угрожает распространением страшных извращенных понятий о вере, о церкви, о правительстве и обществе, направление вполне отрицательное, отчужденное не только от церкви, но и от национальности. К Толстому примкнул совершенно обезумевший Соловьев, выставляя себя каким-то пророком и, несмотря на явную нелепость того, что он проповедует, его слушают, читают, ему рукоплещут”. Венцом антитолстовских деяний стало созданное Победоносцевым дело об отлучении от православной церкви великого писателя. В православные храмы разослан был текст “определения Святейшего Синода от 20
·22 февраля 1901 года
· 557 с посланием верным чадам Православныя греко-российския церкви о графе Льве Толстом”. Текст этот был подготовлен самим обер-прокурором и стал, увы, началом падения его влияния на политику Российской империи. Спустя 4 дня обер-прокурору пришлось в приватном письме объясняться с Николаем II..
При Александре III и Николае II  важную роль играл С. Витте
· министр путей сообщения, финансов, первый премьер-министр России. Он ввел золотой стандарт. Бумажные купюры свободно обменивались на золотые монеты. Премьер много сделал для привлечения иностранного капитала, для ускоренной индустриализации страны. За 10 лет производство чугуна, проката и стали утроилось. Добыча нефти увеличилась в 5 раз. К концу 1900 года Бакинский регион давал почти половину мировой продукции нефти. Во многом это была заслуга иностранного капитала. В 1801 году шотландец Чарльз Гаскойн построил завод. Затем предприятие купил Н. Путилов. Он разбогател во время крымской войны, поставив для армии в сжатые сроки партию паровых судов. Н. Путилов много задолжал и умер. Предприятие стало акционерным. За 1898 год завод выпустил 160 паровозов. В октябре 1901 года путиловцы собрали уже тысячный паровоз. Трехдюймовая пушка образца 1902 года создала заводу всемирную славу. В 1900-1904 годах предприятие поставило для армии около половины пушек.
К началу ХХ века около 1 900 дворян Европейской России (без Польши и Финляндии) владели 2 092 фабриками и заводами. Князья Демидовы – Сан-Донато, графы Строгановы, Шуваловы, Абамелек-Лазаревы, Стенбок-Ферморы и другие распоряжались десятками мелаллообрабатывающих предприятий, приносивших большие доходы. Миллионеры П.Г. фон Дервиз, К.Ф. фон Мекк, К.К. Унгерн-Штернберг нажили состояния на железнодорожных концессиях; князья В.И. Васильчиков и С.В. Кочубей, Л.Л.Голицын и В. Тенищев
· на финансовых операциях при учреждении Юзовского, Брянского, Выксунского заводов. В сахарной промышленности, наряду с новой знатью, процветали представители старой, титулованной
· князья Барятинские, Долгорукие, Юсуповы, графы Бобринские, Орловы, Браницкие, Потоцкие, Шуваловы и другие, которые, помимо этого, оставались и крупнейшими латифундистами. В число богатейших железнодорожных, углепромышленных “королей” вошли представители поместного дворянства Иловайские, Депрерадовичи, Карповы и другие. Из чиновников вышли А. И. Путилов, А. И. Вышеградский и другие воротилы финансового, промышленного мира.
В конце 19 века правители России активизировали свою дальневосточную политику. В 1891 году началось строительство железной дороги от Челябинска до Владивостока. Через 5 лет Китай уступил часть своей территории. Рельсы потянулись от Читы к Харбину. В 1898 году Россия взяла в аренду у Китая порт на берегу Желтого моря. Борьба за сферы влияния в Маньчжурии привела к русско-японской войне 1904-1905 годов. Россия потерпела тяжелое поражение. Достаточно вспомнить Цусиму, где погибло 5 045 моряков, более 800 было ранено и контужено. В августе 1905 года , в США, С. Витте подписал мирный договор с Японией. Корея признавалась сферой японских интересов. Россия отдавала Японии Порт-Артур, треть КВЖД и южную часть Сахалина. Дальнейшее продвижение России на восток приостановилось.
Поражение в войне усилило недовольство людей царем, бюрократией. Заметно возросла социальная напряженность. В годы царствования Николая II политические убийства приняли широкий размах, стали в известном смысле приметой времени. Заговоры, покушения, убийства следовали друг за другом. В 1902 году был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин, в 1904 году та же участь постигла его преемника В. К. Плеве, в 1905 году бомба террориста разорвала на части великого князя Сергея Александровича, в 1911 году выстрелом в упор был смертельно ранен премьер-министр П. А. Столыпин. Разгул терроризма сильно тревожил царский двор.
Расстрел мирной манифестации 9 января 1905 года в Петрограде вызвал мощные демонстрации протеста. В феврале 1905 года монарх обещал созвать Государственную думу. Только через полгода появился ее проект. Политические забастовки протеста достигли пика в октябре 1905 года. В декабре 1905 года в одном из районов Москвы (Пресня) дело дошло до баррикад, до перестрелки с войсками. Николай II пошел на уступки. 17 октября был обнародован манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”. Впервые в России власть провозглашала свободы: совести, слова, собраний, союзов. Весной 1906 года указы императора уточнили состав Госдумы и порядок ее работы. Сложилась новая структура политической власти. Отныне “никакой закон не может последовать без одобрения Государственной думы и воспринять силу закона без утверждения государя императора”. Однако Романовых явно не устраивала перспектива конституционной монархии. Уступки, сделанные обществу во время социального взрыва, Романовы существенно урезали как только положение стабилизировалось. Николай II реорганизовал подвластный ему Государственный совет, наделил его равными правами с Думой. Кроме того, царь мог отклонить любой законопроект Государственной думы либо вообще ее распустить . Легализация профсоюзов и резкое повышение заработной платы рабочим сопровождалось политикой попустительства погромщикам-монархистам.
Весной 1906 года, через 35 лет после появления городских дум, открылась первая Государственная дума. В выборах ее депутатов приняла участие только половина избирателей. Николай II в Зимнем дворце устроил официальный прием. После этого народные избранники отправились в Таврический дворец на первое заседание думы. Николай II встал на путь конфронтации с представителями сословий. Депутаты просили, требовали отменить смертную казнь, объявить амнистию. Царские министры отвергли все предложения Думы. Они часто заявляли: “Слава Богу, у нас нет парламента”. В июле император уже распустил Государственную думу и ужесточил избирательный закон. Из 395 депутатов только 178 подписали протест против досрочного роспуска Думы. Крестьяне, жители городов не поддержали избранных ими депутатов. Также досрочно царь распустил и вторую Думу, которая оказалась более радикальной, чем первая. В нее вошли социалисты, трудовики, и кадеты.