Формирование личности и особенности механизма преступного поведения

Содержание

Введение 3

1. Понятие личности преступника 4
2. Особенности формирования личности преступника 12
3. Основные черты криминологической характеристики механизма девиантного поведения 16
4. Классификация и типология преступников 20

Заключение 27
Список использованной литературы 28

Введение

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных криминологических проблем является вопрос о личности преступника.
Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, ее причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализируются. С ними имеет дело жертва и негласный сотрудник, сотрудники правоохранительных органов государства, представители общественных объединений и религиозных организаций
Ученые, при разработке нашей проблемы пользуются всем комплексом криминологической методологии, в т.ч. и специальной (типологии или изучение отдельного преступника).
·Лозунгом
· ученых до середины ХХ века было выражение Листа:
·Не преступление, а преступник, не понятие, а человек
·. И хотя с тех пор прошло много лет, вопрос о том, кто является преступником остался. И что лукавить, чем
·дальше
· и
·глубже
· исследования, тем этот вопрос больше…
Целью представленной работы является исследование вопроса о формировании личности преступника и особенностях механизма девиантного поведения.
1. Понятие личности преступника

Изучение особенностей личности преступника породило целое научное направление, из которого сформировалась наука криминология.
Личность человека, совершившего преступление, является объектом пристального изучения многих наук криминалистического профиля. Очевидно, что при несовпадении «угла зрения» той или иной науки должен быть найден общий методологический подход в решении проблемы о сущности и понятии личности преступника. Формирование такого подхода включает в себя решение логически взаимосвязанных вопросов: что такое личность преступника; есть ли она вообще; какие признаки составляют ее содержание; какова ее роль в совершении преступления; как воздействовать на нее, чтобы предотвратить преступление.
Криминологическое учение о личности преступника исходит из следующих положений материалистической философской концепции человека. Личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отношений, т. е. является продуктом социализации человека. В то же время человек
· продукт двойной детерминации, поскольку его природа биосоциальна. Соотношение природного и социального в человеке таково, что биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем не непосредственно, как у других животных существ, а в преобразованном, «очеловеченном» виде. Отсюда следует, что природа и сущность человека
· не тождественные понятия. Если первое включает в себя генетические и социальные связи человека, то второе охватывает лишь существенные социальные признаки. Хотя, конечно, социальные признаки интегрируют в себе особенности биологического, психологического порядка, и поэтому последние не исчезают, не «сняты» общественной сущностью человека.
Человеку как общественному существу свойственно сознание и самосознание. Для того чтобы быть личностью, безусловно, необходимо осознавать не только окружающую действительность, но и себя в этих отношениях с действительностью.
Из правильного утверждения, что личность невозможна без сознания, не вытекает, что сознание равно личности. В конечном счете действует не сознание, а личность, которая регулирует свои действия с его помощью. Поэтому справедливо будет признать сознание внутренней (интраиндивидуальной) сущностью личности.
Другая сторона сущности личности неразрывно связана с социальной деятельностью человека. Вообще говоря, человек как личность главным образом характеризуется как действующий субъект, который, живя в обществе, во взаимодействии с другими людьми создает условия для своего существования и творит самого себя. Через деятельность соотносится внутреннее и внешнее, точнее, внешнее проникает во внутреннее (общественные отношения преобразуются в черты личности), а внутреннее выносится вовне, проникает во внешнее (личность опредмечивает себя, изменяя общественные отношения и духовный мир).
Подход к определению сущности личности как сознательно действующего существа, как совокупности двух сторон
· внутренней (сознание) и внешней (деятельность)
· сформировался в философии давно. Так, К. Маркс в своих экономико-философских рукописях 1844 г. описал его следующим образом: «Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность
· сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности».
Было бы неправильно рассматривать деятельность как безличную субстанцию, а сознание (в широком смысле
· внутренний мир человека) как нечто второстепенное, зависимое от внешней детерминации. «Дуализм» сущности личности предполагает обе ее стороны как равноправные. Таким образом, в механизме формирования личности человека сознание выступает в качестве его субъективной основы.