Право на обращение граждан РФ в государственные органы и органы местного самоуправления: сущностная характеристика и правовое регулирование

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Общетеоретические и правовые аспекты права на обращения граждан в России в государственные органы и органы местного самоуправления
1.1. Законодательство России о праве граждан на обращения
1.2. Сущность конституционного права граждан на обращения
1.3. Понятие и виды обращений
Глава 2. Правовая характеристика процесса рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан по законодательству России
2.1. Организация процесса приема и рассмотрения обращений граждан
2.2. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан
2.3. Особенности обеспечения гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением
Глава 3. Актуальные проблемы реализации российскими гражданами права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и пути их решения
3.1. Проблемы реализации гражданами права на обращения
3.2. Совершенствование правового регулирования порядка рассмотрения обращений граждан
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире право на обращение претворяет одну из общепризнанных демократических констант, является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности, обеспечивающей участие граждан в управлении государством, способствующей защите их прав и законных интересов. Статья 33 Конституции России гарантирует гражданам право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В повседневной жизни российские граждане широко применяют предоставленное им законом право обращения во властные структуры.
Подавляющее большинство обращений направляют конкретные граждане, движимые надеждой, что им помогут отстоять нарушенные нередко самими же властными структурами их права и законные интересы. Поэтому работа с обращениями граждан, в том числе на личном приеме, является важнейшим направлением деятельности государственного органа, органа местного самоуправления.
Таким образом, обращения граждан следует рассматривать как важнейший институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между личностью и государством, в котором право на обращение выступает одним из фундаментальных и действенных способов устранения возможных нарушений закона, средством предотвращения правонарушений.
В данном контексте работа с обращениями граждан в органах власти должна постоянно находиться в поле зрения высших органов власти. Волокита и неполнота проверочных действий при рассмотрении обращений граждан, формализм, а также непринятие достаточных мер со стороны государственных и муниципальных органов в соответствии с установленной компетенцией зачастую являются основанием для многочисленных жалоб граждан.
Это говорит о повышении уровня социальной активности граждан, а с другой – о наличии негативных явлений в деятельности государственных структур и должностных лиц, несовершенстве организации работы по рассмотрению ими обращений.
В настоящее время в правовом регулировании механизма реализации института обращений в государственные и муниципальные органы существуют пробелы, затрудняющие обеспечение возможности участия граждан в управлении делами государства. Совершенствование законодательства, регулирующего отношения в сфере обращения граждан РФ в органы государства и органы местного самоуправления, безусловно, является важным и актуальным.
Указанные факторы и необходимость широкомасштабного подхода к рассматриваемым вопросам права на обращения граждан РФ в органы государства и органы местного самоуправления свидетельствуют об актуальности данной работы.
Это и обусловило выбор темы данного исследования.
Степень изученности темы и научная новизна исследования.
Целью исследования является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования права на обращения граждан РФ в органы государства и органы местного самоуправления в РФ.
Цель и логика исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих основных задач:
– собрать и систематизировать материал по исследуемой теме;
– исследовать законодательство России о праве граждан на обращения;
– проанализировать сущность конституционного права граждан на обращение;
– охарактеризовать понятие и виды обращений;
– рассмотреть процесса рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан по законодательству России;
– охарактеризовать объекты страхования;
– исследовать особенности обеспечения гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением;
– определить проблемы реализации гражданами права на обращения, а также меры, направленные на совершенствование правового регулирования права на обращения граждан РФ в органы государства и органы местного самоуправления.
Объектом исследования выступают нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие право граждан РФ на обращения в органы государства и органы местного самоуправления в РФ.
Предмет исследования составляет правоотношения, возникающие в сфере обращений граждан РФ в органы государства и органы местного самоуправления в РФ и урегулированные нормами законодательства РФ.
Методологическая база исследования. Методологической базой настоящего исследования являются диалектический, анализа, метод исследования правовых процессов и явлений, позволяющих видеть их в развитии, взаимодействия и развития; частно-научные и специальные методы познания; системный, комплексный, сравнительно-правовой, нормативно-логический, конкретно-исторический, системно-структурный, функциональный.
Нормативно-правовая база исследования. Правовые основы обращений граждан РФ в органы государства и органы местного самоуправления в РФ закрепляются в Конституции РФ, Федеральных законах «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ», «О персональных данных», «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Научная и практическая ценность исследования. Научная и