Конституция

План

Предпосылки принятия французской конституции 1875 г.

Организация государственной власти

Политический режим Третьей республики

Литература

1. Предпосылки принятия французской конституции 1875 г.

Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, обязавшись пятимиллиардной контрибуцией, Национальное собрание Франции, избранное в феврале 1871 года, приобрело мир, хотя и позорный.
После того главной задачей Собрания стала выработка конституции. На это ушло 4 года.
Большая часть депутатов желала восстановления монархии, хотя бы конституционной. Они боялись, однако, реакции рабочего класса и республиканцев вообще. Трудности усугублялись еще наличием трех претендентов: легитимистского (старшая линия Бурбонов), орлеанистского (потомок Луи Филиппа) и бонапартистского.
В конституционной комиссии заседали 20 монархистов и 10 республиканцев. Главные усилия большинства были затрачены на то, чтобы оттянуть время до благоприятного момента.
В конце концов даже Тьер вынужден был высказаться за республику («раз нельзя усадить на один трон всех трех претендентов»). Его устранили (1873 г.), и временным президентом был избран монархист генерал Мак-Магон.
Сторонники легитимистского претендента, графа Шамбора, уже ожидали въезда короля в столицу, любовались его каретой и лошадьми. Легитимистские дамы, по свидетельству А. Франса, вышивали королёвские лилии на белых перевязях.
Но как раз разразился конфликт из-за цвета знамени. Шамбор потребовал белого и отказался от трехцветного. Не меньшее впечатление произвели его намерения применить силу «для восстановления общества на его естественном основании».
В начале 1875 г, несмотря на все усилия Мак-Магона и правых партий Собрания, все большее число депутатов стало склоняться к признанию республики. В стране уже раздавались голоса в пользу нового Собрания.
Предложение провозгласить республику, внесенное в июне 1874 года, было отклонено большинством в 30 голосов. В январе 1875 года это число сократилось до 20.
О том, чего это стоило, говорит речь самого Баллона: «Я не предлагаю провозгласить республику, но предлагаю продолжить правительство, которое в настоящее время существует и которое есть правительство республиканское». Таким образом Валлон оставлял место для монархического переворота Конституция 1875 года была замышлена как временная.
Поправка была утверждена большинством одного голоса. «Желал бы я знать, какому болвану принадлежит этот голос, который вернул нам эту пакостную республику»,
· выразился на своем казарменном языка «президент республики» Мак-Магон.
Конституция Третьей республики, разработанная консерватбрами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма.
В ней не было Декларации или вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам.
Характер французской конституции 1875 года определялся в конечном счете теми изменениями, которые произошли в экономической и социальной жизни страны.
Среди них следует раньше всего отметить завершение (или почти завершение) перехода к крупной машинной промышленности, предвещавшего наступление новой исторической эпохи.
Задуманная в качестве временной, конституция 1875 года оставляет без внимания такие непременные атрибуты, как функционирование правительства, положение судей, вотирование бюджета и пр.

2. Организация государственной власти

Учредительное собрание, которое всего лишь большинством в один голос подтвердило республиканский строй, стремилось создать систему государственных органов, напоминающих монархию.
29 января 1875 года, на следующий день после того, как республика была вновь отклонена, Собрание приняло «конституционную поправку», внесенную историком Баллоном. Она гласила: «Президент республики назначается на 7 лет».
Избрание президента производилось абсолютным большинством Национального собрания. Он мог быть переизбран на любой новый срок. Конституция наделяла его правом личного командования армией так же, как правом роспуска палат в любое желательное время. Он имел право помилования и потому, мог выручить из тюрьмы любого из своих единомышленников.
Жалованье президента должно было служить финансированию переворота. Ему платили 1 200 000 франков ежегодно, включая 600 000 франков на содержание двора и «представительство».
Именно поэтому избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерогативами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитировались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.