Папские архивы

1. ПАПСКИЕ АРХИВЫ В ПЕРИОД С 4 ПО 17 вв.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
1.1. Первые упоминания о появлении Ватиканского архива
·
·
·
·
·
·
·
·
1.2. Ватиканская библиотека как прообраз ASV
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2. ВАТИКАНСКИЙ АРХИВ В 17-КОНЦЕ 19 вв
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2.1. Создание Секретного Ватиканского архива
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2.2. Период Наполеоновского нашесвия и возвращение
Ватиканского архива в Рим
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2.3. Привлечение внимания в Секретному архиву Ватикана акдемического мира
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2.4. Устройство и правила пользование архивом в 16-19 вв
·
·
·
·
·
·
3. ASV В ПЕРИОД ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ ФОНДОВ ДЛЯ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ (КОНЕЦ 19- 20 вв.)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3.1. Открытие фондов архива
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3.2. Секретный Ватиканский архив после его открытия для исследователей
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3.3. Содержание фондов, входящих в состав ASV
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3.4. Правила получения разрешения на исследовательскую работу
в ASV
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
3.5. Мичиганский проект
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Заключение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Литература
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Приложения
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·

ВВЕДЕНИЕ

Современная архивнаяя система Италии состоит из государственных архивов, архивов негосударственных административных и экономических учреждений (enti pubblici), частных архивов.
Секретный Ватиканский архив – одно из крупнейших хранилищ мира – содержит 50 тысяч линейных футов официальных папских записей и документов центральной администрации католической церкви. Это один из главных национальных и религиозных архивов мира, в котором хранятся записи с 9 века и непрерывная документация церковной администрации с 12 века до настоящего времени. Наиболее полно в нем освещены прошлые деяния пап и других руководителей католической церкви.
Официальное название Ватиканского архива
· Archivio Segreto Vaticano (в западных источниках общепринято следующее обозначение: ASV). Присутствие прилагательного
·segreto
· объясняется тем, что ASV является последователем Bibliotheca secreta Сикста IV. Однако, в сущности, это прилагательное обозначает, что ASV, как и изначальная Bibliotheca, является частным учреждением, которое по своей природе закрыто для общего пользования. Секретный Ватиканский архив всегда стоял обособленно от итальянских архивов, находясь в ведении кардинала-архивиста и управляясь непосредственно префектом. До середины 19 века документы в ASV не были доступны исследователям. Немало ценнейших материалов находилось и в Ватиканской библиотеке.
К сожалению и в настоящее время доступ исследователей в Секретный архив Ватикана строго контролируется. Каждый год число исследователей практически не превышает 500 человек; например, в 1968 году разрешение на работу в архиве было выдано 525 ученым, которые (197 итальянцев и 328 иностранцев) представляли 35 стран. Очевдно именно этим фактом объясняется отсутствие в отечественных исследований по истории Секретного Ватиканского архива. Имеются лишь упоминания об этом хранилище и, как правило, они были связаны с описанием источников, касающихся истории России, которые находились или находятся в ASV.
Все это обуславлиевает необходимость изучения ASV, как крупнейшего и наименее изученного источника, в котором на протяжении тысячелетия сосредотачивалась ценнейшие сведения о политической, экономической, культурной и общественной жизни всего мира.
Целью данной работы является исследование Секретного архива Ватикана.
Для этого нам необходимо решить ряд задач: рассмотреть предпосылки и этапы создания и развитияания ASV, проанализировать содержание фондов, входящих в Ватиканский архив, проследить изменение правила пользования архивом и порядок доступа в него отдельных лиц, выявить причины открытия фондов ASV для исследователей, и на основании изложенного определить значение Ватиканского архива для исторической науки и перспективы дальнейшей работы исследователей с хранящимися в нем уникальными документами.
Основными источниками по нашей проблематике вплоть до настоящего времени являются путеводители по Секретному архиву Ватикана.
Наиболее полным и всеобъемлющим англоязычным путеводителем по фондам ASV является книга Леонарда Бойле «Обзор Ватиканского архива и его средневековых фондов». Хотя в своем исследовании Бойле уделяет основное внимание описанию хранящихся в архиве записей периода средних веков, его путеводитель представляет собой обзор всех фондов Архива. Книга Бойле написана в типичном для путеводителей по ASV формате: в целом, фонды перечислены по принципу происхождения, и их обзор включает краткое описание документов на уровне серий с ссылками на существующие описи и опубликованные где-либо и когда-либо их описания. Самым главным является то, что описания Бойле включают правильные названия серий (что очень важно для поиска), дату приема на хранение документов и их объем.
Бойле считает, что для ученого, пришедшего в Архив, важно, чтобы изложенная в путеводителе схема хотя бы давала ему представление о характере и диапазоне любых фондов, а также сообщала правильное название (заголовок), под которыми том из любого фонда может быть размещен и упомянут. Приводимая автором схема фондов ASV преследует именно эту цель.
У Болье пополнения к оригинальному ASV и более поздние дополнения перечислены по возможности наиболее хронологически точно. После заголовка каждого фонда в скобках указана дата поступления; для документов секретариатов и конгрегаций в скобках также указывается дата их основания. Для каждого фонда и для каждого подотдела внутри него приводятся одна или две полезные книги или статьи (как правило, их краткие заголовки
· полные приводятся в разделе «Общая библиография» в конце путеводителя).
Бойле попытался если не описать, то хотя бы упомянуть все, что содержится в Архиве. Но поскольку интересовали его, в первую очередь, средневековые документы, большая часть работы посвящана именно им и более ранним бумагам. Путеводитель содержит немного информаци о более ранних материалах, и почти ничего не сообщает о документах 19-20 веков. Так, во время работы в ASV команды Мичиганского университета над сериями записей Ватиканского Государственного секретариата было обнаружено, что почти половина серий не упоминается у Бойле. Дело в том, что многие из них попали в Архив сравнительно недавно. А Бойле, к сожалению, никогда не имел доступа непосредственно к полкам Архива, и его путеводитель составлен на базе существующих описаний, указателей, а также информации, полученной от сотрудников ASV.
Лучшим путеводителем по современным материалам, хранящимся в Архиве, является «Путеводитель по фондам, касающимся истории Латинской Америки: в архивах Святого Престола и в церковных архивах Италии» Лахоса Пастора. Основное внимание Пастор сосредоточил на записях, имеющих отношение к Латинской Америке. И при этом он описал все серии, которые включают информацию по теме, так что в целом работа Пастора содержит больше подробностей о документах 18 и 19 веков, чем работа Бойле.
Более ранний, ставший уже классическим путеводитель Карла Августа Финка – это еще одна попытка всестороннего описания одержимого Архива. Но, к сожалению, эта книга была написана в то время, когда все записи, появившиеся на свет после 1846 года, были еще закрыты, и поэтому не содержит их описание.
Еще было издано множество других путеводителей, где записи Архива отобраны по определенным признакам: по предметному, географическому или временному, но ни один другой современный путеводитель не направлен на освящение полностью всего содержимого Ватиканского архива.
Опубликованные путеводители Бойле, Пастора, Финка и другие отсылают исследователя к комнате указателей Архива, в которой содержатся различные рукописные описи, календари и краткие содержания фондов. Эти источники существенно различаются по качеству и разборчивости. Некоторые из указателей были составлены одновременно с созданием самих документов, другие были подготовлены архивистами и исследователями гораздо позднее.
Самый большой неопубликованный указатель –
·Schedario
· (
·Картотека
·) Гарампи: 124 тома, созданные архивистом Джузеппе Гарампи в 1700-е годы, представляют собой пристрастный указатель единиц хранения архива в том виде, в каком он существовал в 18 веке. К сожалению, использование указателя Гарампи значительно усложняется употреблением в справочнике разработанной лично Джузеппе Гарампи и ему одному известной системы аббревиатур.
Хотя большое количество разных специализированных путеводителей описывает различные части Архива, нехватка всеобъемлющей описи содержимого Архива делает доступ трудным для исслеователей. Группа архивистов из Мичиганского университета основала Проект, чтобы создать всеобъемлющую, основанную на принципе происхождения, систему доступа, работая с существующими путеводителями и описями.
Кроме путеводителей уведели свет несколько статей по отдельным вопросам ASV.
Автор статьи “Возможность заполнить пробел: значение Ватиканского архивного проекта для международного обмена архивной информацией”, напечатанной в 1992 году в журнале “Американский архивист”, Фрэнсис Блоуин мл. с 1981 года был директором Исторической библиотеки Бентли в университете Мичигана. Блоуин мл. окончил университеты в Нотрдаме и Миннесоте, в последнем он получил степень доктора философии исторической науки; является членом многих исторических и профессиональных архивных организаций, а также членом Общества американских архивистов; является автором многих работ по истории и архивной практике.
Блоуин был директором разрабатывавшегося в Мичиганском университете Ватиканского архивного проекта. В рамках этого проекта ученые занимались созданием компьютеризированной системы доступа для Ватиканского Архива. Проект являлся первой попыткой применить формат USMARC AMC в главном архиве Европы. Основной целью Проекта было предоставление пользователям возможности получить доступ к фондам. База данных, созданная на основополагающих архивных принципах, включает два элемента: полный список всех фондообразователей Ватикана всех времен с их историческим описанием, в котором акцент сделан на функции учреждений; и полный комплект описаний серий записей. Работка в рамках проекта каснулась различных вопросов, связанных с применением новой технологии и возможностями научного сотрудничества при создании архивных систем доступа.
Одно из наиболее интерсных и подробных описаний деятельности Секретного Ватиканского архива, на мой взгляд, содержится в книге Оуэна Чедвика «Католицизм и история». Профессор Чедвик прослеживает судьбу папских записей до начала 19 века, когда они были перевезены в Париж по приказу Наполеона. Их возвращение (большей части) в Рим и последовательная история отношений между их хранителями и потенциальными пользователями, переданные в легкой повествовательной форме, представляют как человеческий, так и исторический интерес.
Автор показывает, как развивались споры в самом Ватикане между государственными чиновниками, желавшими ввести строгие ограничения при рассекречивании архивов, и историками, которые выступали за свободный доступ. Рассказываемая Оуэном Чедвиком история раскрывает множество удивительных фактов, касающихся развития либеральных отношений внутри римской католической церкви, а также о людях и движущей силе архивистов, таких как Марини и Тейнер, историках Актоне и Стивенсоне.
Эта ценная научная работа Чедвика о том, как новые отношения и технические приемы истории повлияли на церковь, основана на прочитанных автором в 1976 году лекциях в Оксфордском университете.
Леонард А. Кумбс, автор статьи “Новая система доступа для Ватиканского архива”, подытоживает историю Секретного ватиканского проекта и описывает план работы над проектом.
Однако отрывочность вышеприведенных материалов, огромный массив документов Секретного архива и отсутствие отечественной литературы по обозначенной проблематике оставляет широкое поле для дальнейших исследований ASV.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой глав мы рассматриваем период с первых упоминаний о Секретном аврхиве Ватикана и до образования (объединения) разрозненных хранилищ документов святого престола в единый архив.
Во второй главе нами исследуется период, с создания централизованного архива Ватикана и до открытия фондов (16
· сер. 19 вв.).
В третей главе мы рассмотрим современное состояния архива Ватикана, правила пользования фондами и их структуру, а также Мичиганский проект, направленный на усовершенствование системы использования фондов архива и работы по исследованию хранящихся в нем документов.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПАПСКИЕ АРХИВЫ В ПЕРИОД С 4 ПО 17 вв.

1.1. Первые упоминания о появлении Ватиканского архива

Еще до папских времен церковь хранила записи, отражающие ее присутствие и деятельность в миру. Сохранить эту информацию не только для того, чтобы передать потомкам, но и для того, чтобы не прерывалась во времени связь с первоисточником и, в первую очередь, с создателем, было не просто необходимостью, присущей природе и миссии церкви, но и важным фактором ее организации.
До нас не дошло прямых свидетельств существования архива римской церкви в течение первых трех веков. Те же, которые обычно приводятся (взятые из некоторых текстов Тертуллиана, Эузебио ди Чезареа, святого Джироламо, из «Liber Pontificalis» и других источников), как правило, являются лишь косвенными. В этих свидетельствах содержатся также знания об организации христианской общины в ранний период существования. К примеру, в них приводятся сообщения и соответствующие им даты, касающиеся практики добровольных пожертвований и их назначения, данные о епископе, о клире, о жертвователях, о мучениках, о количестве и о списках бедняков (matriculae) и находящихся на попечении, о ведомостях церквей, по которым «внутреобщинно» велась переписка. Также названные свидетельства содержат ценнейшую информацию, взятую, очевидно, из незарегистрированных документальных фондов, которые содержала христианская община.
Однако возможность существования ранних документальных хранилищ церкви можно рассматривать и с иной точки зрения. Христианство, уже освобожденное от связи с иудейским миром, столкнулось с особенностями другой культуры – римской (которая в тот момент находилась на пути обращения в новую веру)
· и последняя, более или менее сознательно, стала внедряться в его социально-культурную реальность. Так, постепенно христианская община, по образу и подобию империи, разделяется на «провинции» и «диоцезы» (епархии). Наивысшим авторитетом для любого епископа становится римская церковь, епископ которой признается приматом католической церкви «в силу высочайшего авторитета», которым епископ наделен, будучи преемником Петра. То же самое римское право, социальные устои и, что очень важно для нашей темы, опыт использования и хранения общественных и частных документов, постановлений, записей, воспоминаний стали приводиться в соответствие с юридической пастырской доктриной, которой собиралась обеспечить себя церковь. Важно отметить, что в римской культуре и вообще в древних цивилизациях большое значение придавалось архиву или «tabularium».
Из всего вышесказанного видно, что церковь старалась сохранить свидетельства своей евангельской, благотворительной и административной деятельности, оберегая Святое Писание, тексты писаний, письменные свидетельства, синодальные акты, сказания о мучениках и вообще – все документы, относящиеся к ее духовному и мирскому правлению. Поэтому нет сомнения в том, что у Римской Церкви был свой «Архив-библиотека», как и было принято в те времена. Но от этих документов, хранившихся с начала IV-го века, практически ничего не осталось, – за исключением остатков неримских библиотек, что, в основном, объясняется преследованиями императора Диоклециана (284-305), который в 303 году приказал уничтожить церковные записи. Об этом также говорит Эузебий ди Чезареа: «Мы своими глазами видели разрушенные до основания молитвенные дома, сжигаемые на площадях священные книги божественного Писания, пасторов Церкви, некоторые из них скрывались, другие же были тайно арестованы врагами и подвергнуты осмеянию».
Итак, нам известно о попытках Диоклециана уничтожить силой христианскую религию, предпринимавшихся им в 303-305 годах; правда, свидетельства Эузебия только отчасти подтверждают этот факт, поскольку он ссылается только на первый из четырех указов императора о преследовании христиан. Таким образом, церкви империи, за исключением церквей Галлии, из-за преследований потеряли, к сожалению, большинство из хранившихся у них документов.
Начиная с IV-го века, свидетельства о сохраненном архивном фонде становятся все более существенными, подтверждая тем самым факт его существования. Надо отметить, что мы рассматриваем наиболее благоприятный период христианства. С момента примирения Константина (307-337) в 313 г. с церковью после того как западная империя вновь воссоединилась, христианам больше не пришлось скрываться; церковь получила привилегированный юридический статус, который до этого предназначался языческой религии. На монетах на месте языческих появились христианские символы; в юридических текстах была введена христианская терминология; отныне следственные приговоры выносились церковным судом, он же занимался поручительствами, дарами, завещаниями, освобождением рабов. Юридическими делами занимались служащие архива церкви, и они же вели документацию по этим делам. Подобные дела, терминологию, юридические формулы мы встретим еще не раз в папских и церковных документах.
Романский мир, на самом деле, постепенно подходил к тому, что и личные дела все чаще выносились на суд общественности (например, дело Lex Cornelia de falsis). Вследствие этого архивы, а в нашем случае – папский архив, имели большую значимость: они были инструментом в защите прав, гражданских и духовных распоряжений. Архив Римской Церкви будет назван «Scrinium Sanctum» согласно постановлению Папы Юлия I (337-352), которое сохранилось для потомков в Liber Pontificalis (как было уже отмечено, его следует интерпретировать с соответственными оговорками).
IV век – это период великого расцвета теологии и искусства. В Риме строятся первые базилики: в Латерано, собор Св. Петра в Ватикане и базилики на территории старинных владений рода Латерано, где в эпоху Константина была резиденция императрицы Фаусты (некоторые источники утверждают, что в доме Фаусты в Латерано (in domo Faustae in Laterano) в 313 году проходил собор антидонатистов – противников идеи «Константинова дара»), создаются произведения и постройки для римского епископа, его подданных и для его ведомств. Так, в Латерано сформировался административный и правительственный центр, который при этом курировал и другие церкви империи. Все яснее проявляется управляющая и объединяющая роль римского папства, особенно с момента правления Папы Дамазо (366-384), который первым назвал Римскую Церковь «Папским престолом». Он же перевел все церковные архивы из Латерано в другое специально для этого приготовленное место – в зону, прилегающую к Помпейскому театру, рядом с Базиликой Св.Лоренцо. В подтверждение вышесказанного цитировалась одна эпиграмма Папы Дамазо, взятая из единственного манускрипта Ватиканской библиотеки (Pal. lat. 833). Приходилось прилагать огромные усилия, чтобы понять смысл слова в последней третьей строфе (arcis hic
· «архив здесь» – передано как archibis, archivis, arcubus), что вызывало уверенность в том, что Папа Дамазо учредил центр папского архива рядом с новой Базиликой Св. Лоренцо. Однако, недавние исследования подтвердили беспочвенность подобного вывода.
В период поздней Античности и раннего средневековья архив (scrinium о chartarium Romanae Ecclesiae) все больше обогащается. Об этом свидетельствует Св. Джироламо в Lettera contro Rufino d’Acquileia (письмо против Руфино Аквилейского) в начале V века, а также биографии понтификов, заслуживающие особого внимания – от биографии Челестино I (422-432) до биографии Никколо I (858-867), которые являются составной частью Liber Pontificalis. В архиве хранились также регистры (registri) или «polyptica» св. Леона Великого (440-461), с которыми перекликаются веком позже журналы св. Григория Великого (590-604).
Непонятно, сколько всего регистров (журналов) принадлежало этим двум понтификам, но об их существовании мы точно знаем из современных и позднейших источников. В Латерано архив сохранился вплоть до начала ХШ века, несмотря на некоторые перемещения в связи с неспокойной обстановкой в городе. Материал, который в нем хранился, не был полностью, как сейчас принято говорить, только архивным: в scrinio на самом деле хранились с различными поправками также повествующие источники и рукописи библейского, литургического и патриотического содержания.
Таким образом, архив всегда был «архивом-библиотекой»; нет сомнений в его ценности не только по причине наличия справочных материалов, но и поскольку в нем были проведены подготовительные работы, редактирование и регистрация документов. Этой работой занимались нотариусы и писари (notarii е scriniarii) во главе с главным нотариусом (primicerius notariorum), который потом станет канцлером /канцелярием или библиотекарем (cancellarius о bibliothecarius)/ – в широком смысле этого слова. Этот материал, хранящийся тогда в архиве, священники и в особенности настоятель Теофилат, использовали против еретиков во время римского собора 649 года.
С ранних времен Папе, как главе крупной администрации, были нужны документы и книги. Возможно, по примеру римской императорской государственной службы в Константинополе, в Риме Папа хранил все имеющиеся бумаги в Латерано.
Важное свидетельство о существовании архива в Латерано с VII-VIII век находится в Liber Diurnus Romanorum Pontificum (Летопись/дневник Римского Понтификата), где есть упоминание о папском указе, который – как утверждает текст – занесен в «архив Святой Римской Церкви», т.е. в «священные записи Латерано».
Из выше указанных свидетельств следует, что архив теперь занимал достойное место. Впрочем, известно, какую важность придавали тогда местонахождению архива, описывая его, как «место, где хранятся государственные акты»: этой концепции «места» в юридической доктрине придерживались не только в период средневековья, но и потом – в то время как сегодня важнее его конкретное содержание, чем просто состав.
Впоследствии в Риме существовали и другие, более надежные хранилища, куда помещались документы, которые были равноценны как для архива, так и для сводов законов. Это касается, например, архива Св. Петра, с Х века известного как «sacrum scrinium s. Petri» (священное писание св. Петра). Он хранился в Базилике Ватикана, где под большим секретом рядом с могилой апостола находились professiones fidei (профессиональные обещания) епископов, составленные ранее нотариусами латеранского архива. Другие документы хранились в Башне («chartularia») рядом с Аркой Тита на Палатинском холме («iuxta Palladium»), где к концу XI века кардинал Деусдедит смог собрать материал для своей Канонической Коллекции (Collectio Canonum). Не исключено, что другие церковные документы находились также в старейшем помещении
· Хранилище или Гардеробе Романской церкви (Vestiarium Sanctae Romanae Ecclesiae), где хранилась вся одежда, предназначенная для совершения службы, ценная церковная утварь, священные золотые и серебряные вазы, преподнесенные в дар базилике понтификами, императорами, патрициями и благодетелями. Это хранилище располагалось тогда в Латеранском дворце, но с течением времени пришло в негодность.
Таким образом, мы можем убедиться в существовании множества различных хранилищ архивов Римской Церкви. К сожалению, до нас мало, что дошло из того ценного и разнообразного старейшего документального богатства папских архивов. Этому способствовали, помимо всего прочего, уязвимость письменного материала, использовавшегося для составления документов (прежде всего папирус), а также вынужденные и часто связанные не только с мятежом перемещения понтификов (то есть борьба империи и папства), потеря архивов (некоторые были утеряны по вине часто переезжавших с места на место понтификов), войны, нашествия, грабежи (печально известное ограбление в Риме в 1084г при участии Роберто Гуискардо), междоусобные войны древних родов римских патрициев за дорогу, ведущую к папству. Вероятно, не были налажены систематизированный сбор и хранение писем и их копий. Такое положение дел сохранялось до периода правления папы Иннокентия III (умер в 1216 г.), который был юристом.