Создание и ликвидация ООО

Содержание

Введение 3

Глава 1. Общество с ограниченной ответственностью, его понятие ,
порядок создания и законодательное регулирование 6
1.1. Понятие и порядок создание Общества с ограниченной ответственностью 6
1.2. Законодательство Российской Федерации , касающееся ООО 15

Глава 2. Организация деятельности Общества с ограниченной ответственностью как института гражданского права 21
2.1. Уставный капитал и имущество ООО 21
2.2. Органы общества 27
2.3. Управление в ООО 31
2.4. Филиалы и представительства 34
2.5. Компетенция общего собрания участников общества 37
2.6. Ответственность общества 39
2.7. Правовое положение участника ООО 40

Глава 3. Ликвидация ООО 56
3.1 Понятие и основания ликвидации ООО как юридического лица 56
3.2 Порядок ликвидации ООО 59
3.3. Банкротство как способ ликвидации 63

Заключение 75
Список литературы 78

Введение

В настоящее время резко возросла необходимость в правовом регулировании экономико-хозяйственной деятельности нашей страны. Принятие новых законов часто не успевает за потребностями жизни. Поэтому можно сказать, что вступление в силу в феврале 1998 года федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” стало важным шагом на пути к установлению цивилизованного рынка в нашей стране.
В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью в Российской Федерации является самой популярной формой хозяйственных обществ. В первую очередь это вызвано тем, что Общество с ограниченной ответственностью является наиболее простой и доступной формой юридического лица.
Необходимо отметить, что глава 4 Гражданского Кодекса РФ посвящена Обществу с ограниченной ответственностью. В частности ст 87 устанавливает основные положения об Обществе с ограниченной ответственностью. Там сказано, что Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники Общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Кроме того, отличительной особенностью Общества с ограниченной ответственностью является наличие Фирменного наименования, которое отражает его специфику, указывает на его индивидуальность, и в соответствии с законодательством, должно содержать слова с «ограниченной ответственностью».
Законодательство об Обществах с ограниченной ответственностью складывается из положений Гражданского Кодекса и Федерального Закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью».
Большинство предпринимателей в России предпочитают создание и развитие именно Обществ с ограниченной ответственностью, так как для их создания Законодатель устанавливает менее низкую сумму уставного капитала чем, допустим, для Акционерных обществ.
Управление в Обществе с ограниченной ответственностью, на практике осуществляется также по более простой схеме, нежели в других формах хозяйственных обществ. Это вызвано тем, что Общества с ограниченной ответственностью являются коммерческими организациями, создаются с целью извлечения прибыли от своей деятельности и действуют в сфере малого бизнеса.
Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая уставной капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков (утраты вкладов). Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечают по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада (п. 1 ст. 87 ГК РФ).
Общество с ограниченной ответственность является одной из господствующих, наряду с акционерными обществами, организационно-правовых форм коммерческих организаций. Именно этим объясняется важность и актуальность изучения обществ с ограниченной ответственностью, их гражданско-правового положения, то есть статуса.
Общество с ограниченной ответственностью подлежит, как и другие юридические лица, обязательной государственной регистрации. ГК указывает, что таковая регистрация производится органами юстиции в соответствии с федеральным законом. На практике за все время действия части 1 ГК РФ значительное количество времени ООО регистрировались городскими регистрационными палатами, которые и сегодня не во всех субъектах Российской Федерации переданы в ведение Министерства юстиции. Дело осложняется также и тем, что с 1 июля 2002 года вступил в силу федеральный закон «О порядке регистрации юридических лиц» устанавливающий пятидневный срок государственной регистрации, но, де-факто, передающий функции единого государственного органа, ведущего реестр всех юридических лиц Министерству по налогам и сборам Российской Федерации.
Целью настоящей дипломной работы будет рассмотрено гражданско
· правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответственностью, порядок его создания и ликвидации в РФ.
Исходя из цели представленной работы , в ней будут решены следующие задачи:
изучено понятие ООО, порядок его учреждения;
– исследовано гражданское законодательство о функционировании ООО;
– рассмотрен уставный капитал и имущество Общества;
– проанализировано законодательство об ликвидации исследуемой правовой формы.
Глава 1. Общество с ограниченной ответственностью, его понятие , порядок создания и законодательное регулирование
1.1. Понятие и порядок создание Общества с ограниченной ответственностью

Обществом с ограниченной ответственностью (далее
· общество или ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Данный вид корпораций – это изобретение германских юристов, сделанное в конце XIX века и вызванное самостоятельными требованиями практики, показавшей недостаточную эластичность акционерных компаний, с одной стороны, и ограниченные возможности полных товариществ, препятствующих их широкому распространению, с другой. В 1892 году Рейхстаг принял Закон “Об обществах с ограниченной ответственностью” (Gesellschaft mit beschrenkter Haftung – GmbH). Этот правовой институт сочла возможным заимствовать и Австрия, сохранив все существенные черты германского закона. Несколько позднее общества получили распространение и в России.
Следует отметить, что в США, Англии, Голландии, Бельгии обществ с ограниченной ответственностью в то время не существовало. Там давно укоренились акционерные общества, которых становилось больше. Германия и Россия стали исключением. Германия и Россия в силу своих географических особенностей опоздали в территориальном переделе мира. Они практически не имели колоний, которые позволили бы накопить богатство. Концентрация капитала в этих странах уступала сосредоточению материальной мощи в Англии и подобных ей странах. Вот почему акционерные общества, пригодные для использования довольно большой массы капитала, в странах континентальной Европы возникли позднее, да и, возникнув, они первоначально были экзотическим явлением. Сейчас в Германии, Франции число обществ с ограниченной ответственностью значительно превышает число акционерных обществ.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, общества относятся к категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Сообразуясь с этим положением такие организации (за исключением унитарных предприятий и других предусмотренных законом) обладают общей (универсальной) правоспособностью. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Универсальная правоспособность может трансформироваться в специальную (предметную), что регламентируется ГК РФ и Законом, где говорится, что универсальная правоспособность может быть “определенно ограничена” Уставом общества, утвержденным учредителями при создании общества. Интересно, что, если разрешенная законом универсальная правоспособность может перейти в специальную, то установленная законом для некоторых категорий юридических лиц специальная правоспособность не может по решению учредителей трансформироваться в общую.
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) по российскому законодательству признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.
Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова “с ограниченной ответственностью”.
Общество вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке и на других языках. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова “с ограниченной ответственностью” или аббревиатуру ООО.
Фирменное наименование является также одним из признаков юридического лица и выполняет идентификационную функцию. Юридическое лицо имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования и вправе требовать от третьих лиц, неправомерно его использующих, прекращения данных действий и возмещения убытков.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Общество вправе иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с законом, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого оно создано, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основания признания обществ зависимыми и дочерними по комментируемому Закону не содержит дополнительных особенностей для ООО по сравнению с ГК РФ.
Взаимная ответственность основного и дочернего обществ также определяется в соответствии ГК РФ, то есть действует принцип раздельной ответственности данных юридических лиц по своим обязательствам. Исключение составляют случаи солидарной ответственности основного общества по долгам дочернего при заключении последним сделок во исполнение указаний основного общества, а также случаи субсидиарной ответственности основного общества при банкротстве дочернего, если арбитражный суд установит в этом вину основного общества. Интересным представляется положение о том, что участникам дочернего общества предоставляется самостоятельное право требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Думается, что правильнее было бы говорить о праве самого общества как юридического лица (со всеми вытекающими из этого последствиями) требовать возмещения убытков другим лицом, по вине которого ему были причинены убытки. Кроме того, неясно, как участник общества может самостоятельно подавать такой иск в юрисдикционный орган.
Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов долей уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.
Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью. Таковой предел установлен п. 3 ст. 7 федерального закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”. Предельное число
· пятьдесят участников.
В противном случае ООО подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать:
наименование общества;
место его нахождения;
порядок управления деятельностью общества;
порядок совместной деятельности по созданию общества;
условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности;
условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков;
порядок управления деятельностью ООО;
порядок выхода учредителей (участников) из его состава;
условия о размере уставного капитала общества;
условия о размере долей каждого из участников;
условия о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;
об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов;
условия о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Общество с ограниченной ответственностью подлежит, как и другие юридические лица, обязательной государственной регистрации. ГК указывает, что таковая регистрация производится органами юстиции в соответствии с федеральным законом. На практике за все время действия части 1 ГК РФ значительное количество времени ООО регистрировались городскими регистрационными палатами, которые и сегодня не во всех субъектах Российской Федерации переданы в ведение Министерства юстиции. Дело осложняется также и тем, что с 1 июля 2002 года вступил в силу федеральный закон «О порядке регистрации юридических лиц» устанавливающий пятидневный срок государственной регистрации, но, де-факто, передающий функции единого государственного органа, ведущего реестр всех юридических лиц Министерству по налогам и сборам Российской Федерации.
В связи с тем, что с 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001
· 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», возникла необходимость привести нормы действующего законодательства в соответствие с новой системой регистрации. Результатом этой работы законодателя стало принятие Федерального закона от 21.03.2002
· 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который также вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Прежде всего, переработке подвергнуты нормы Гражданского кодекса РФ, основные в регулировании процесса создания и прекращения деятельности юридических лиц. Окончательно решены вопросы об определении момента создания и места нахождения юридического лица. Согласно новой редакции статьи 51 юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эта же норма о моменте приобретения прав юридического лица вновь созданной организацией приводится и в других нормативных актах.
В отношении места государственной регистрации юридического лица, которое и определяет место его нахождения, положения статьи 54 повторяют норму Закона «О государственной регистрации юридических лиц»: оно определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Существенные изменения внесены в Законы «Об общественных объединениях», «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях», а также в другие нормативные акты, затрагивающие вопросы государственной регистрации юридических лиц.
Если для основной массы юридических лиц по-прежнему сохраняется уведомительный принцип государственной регистрации, то для общественных объединений, религиозных организаций, торгово-промышленных палат, политических партий, кредитных организаций предусмотрен специальный порядок.
Так, государственная регистрация торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных организаций будет проходить в два этапа. Первоначально решение о государственной регистрации принимается федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (в настоящее время – Министерством юстиции РФ) или его территориальным органом в зависимости от территориальной сферы деятельности создаваемых организаций.
При этом для отдельных организаций предусмотрены специальные основания для отказа в государственной регистрации. Однако отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица, как и в настоящее время, не допускается.
После того как решение принято, орган юстиции направляет в регистрирующий орган (уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» федеральный орган исполнительной власти) необходимые сведения и документы, на основании которых последний в срок не более чем пять рабочих дней со дня их получения вносит сведения в единый государственный реестр юридических лиц. Не позднее трех рабочих дней после получения информации о внесенной записи соответствующий орган юстиции выдает организации документ, подтверждающий факт внесения записи о ней в единый государственный реестр.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также регистрация организаций в связи с их ликвидацией или реорганизацией осуществляется в том же порядке. Об изменении сведений, которые подлежат занесению в государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях, организация обязана информировать орган, принявший решение о ее регистрации, в течение трех дней с момента такого изменения.
Аналогичный порядок предусмотрен и для регистрации политических партий, с одним отличием – в Законе не назван конкретный орган, полномочный принимать решение об их государственной регистрации (орган юстиции в качестве такого органа уже не упоминается).
В отношении кредитных организаций решение об их регистрации (а также ликвидации и реорганизации) будет принимать Центральный банк РФ, который проверяет соответствие создаваемой организации установленным требованиям (размер уставного капитала, состав акционеров и др.). Однако на основании решения Банка России сведения о кредитных организациях вносятся в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным регистрирующим органом. Банк России в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Он же после получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала и выдает документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц. В случае неоплаты или неполной оплаты уставного капитала в установленный срок Банк России обращается в суд с требованием о ликвидации кредитной организации.
Что касается права на осуществление банковских операций, то кредитная организация по-прежнему будет приобретать его только после получения лицензии, которая выдается Банком России в установленном порядке уже после государственной регистрации организации.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ «О государственной пошлине», за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, будет взиматься государственная пошлина в размере 2000 рублей. От ее уплаты освобождаются органы государственной власти и местного самоуправления, а также профсоюзы, их объединения (ассоциации) и первичные профсоюзные организации.
Остается добавить, что и во вновь принятом Законе не решен основной вопрос об уполномоченном органе исполнительной власти, который будет заниматься государственной регистрацией юридических лиц.
В связи с введением в действие с 1 июля 2002 г. федерального закона от 8 августа 2001 г.
· 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» изменяется вся существующая система регистрации указанных лиц. Нормативные акты, устанавливающие особенности государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, приводятся в соответствие с указанным законом. Поэтому был принят федеральный закон от 21.03.2002
· 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который устанавливает следующее.
Утрачивает силу закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Вносятся изменения и дополнения в Законы «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «Об общественных объединениях», «О государственной пошлине», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и др.
Также вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ. Новым является положение о том, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Ранее юридическое лицо считалось созданным со дня его государственной регистрации. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

1.2. Законодательство Российской Федерации , касающееся ООО

Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерческой организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая уставной капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков (утраты вкладов). Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечают по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада (п. 1 ст. 87 ГК).
Ранее действовавшим законодательством (ст. 11 Закона о предприятиях) общества с ограниченной ответственностью, как известно, именовались товариществами и отождествлялись с акционерными обществами закрытого типа. В настоящее время это абсурдное, по сути, положение не действует. Сказанное, однако, не означает необходимости скорейшего внесения изменений в учредительные документы таких коммерческих организаций. Эти документы продолжают действовать в части, не противоречащей правилам нового ГК.