Регистрационная система РФ

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Понятие регистрационной системы и процесса регистрации
“” Глава 2. Регистрационная система РФ и типы регистрации
“” .1. Регистрация юридических лиц
“” .2. Регистрация физических лиц по месту жительства
“” .3. Регистрация автотранспорта
“” .4. Регистрация оружия
“” .5. Регистрация отдельных видов деятельности
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Регистрация осуществляется государственными и муниципальными органами в очень многих областях общественных отношений. Поэтому весьма важным представляются цели, задачи и основания регистрации и регистрационного процесса в Российской Федерации.
Актуальность данного рассмотрения весьма высока. В настоящее время в связи с политикой Правительства, направленной на дебюрократизцию экономики, осуществляется упрощение регистрационных процедур в отношении отдельных видов деятельности. В связи с процессом демократизации нашей страны институт прописки заменен институтом регистрации граждан по месту жительства.
Целью моей дипломной работы является изучение административно
· правового регулирования регистрационной системы Российской Федерации .
Исходя из цели дипломной работы , в ней будут решены следующие задачи :
изучено понятие регистрационной системы и процесса регистрации ;
проанализировано законодательное регулирование регистрационной системы России ;
В данной работе мы рассмотрим некоторые виды регистрации в Российской Федерации, предварительно приведя понятие регистрации и регистрационного процесса, а также законодательные подходы к обоснованию наличия самих регистрационных процедур в Российской Федерации.

Глава 1. Понятие регистрационной системы и процесса регистрации

Регистрационная система – это урегулированная правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.
Цель регистрационной системы – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т. д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить большой вред обществу. Поэтому на данные виды деятельности объявляется относительный запрет: ею могут заниматься только те, кто получил на это разрешение компетентного органа.
В регистрационной системе можно выделить:
1) наличие относительного запрета, закрепленного правовой нормой. Чаще всего это делается косвенно: устанавливается, что заниматься определенной работой можно только при наличии разрешения на это;
2) деятельность по выдаче разрешений, осуществляемую субъектами функциональной власти в отношении граждан, организаций, организационно им не подчиненных. Для невластной стороны это означает получение разрешения. Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: права на управление (автомобилем, катером и т. д.), допуск (к государственной тайне, к определенной работе), квалификационный аттестат, квота и т.д.;
3) надзор за соблюдением субъектами, получившими разрешения, правил и условий при осуществлении соответствующей деятельности;
4) применение принудительных мер для прекращения нарушений правил, условий разрешенной деятельности и привлечение виновных к юридической ответственности.
Субъектами регистрационных правоотношений являются граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и организации (в том числе юридические лица).
Компетентный орган дает разрешение конкретному субъекту на каждый лицензируемый вид деятельности. Если разрешение выдано федеральным органом государственной власти, оно носит экстерриториальный характер. Это означает, что деятельность может осуществляться на всей территории РФ.
По общему правилу, если лицензия выдана органом субъекта РФ, соответствующая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта. До 2005 г. деятельность на основании лицензии, выданной органами субъекта РФ, на территории иных субъектов РФ может осуществляться после регистрации такой лицензии уполномоченными органами соответствующих субъектов.
Федеральными актами может быть установлено бессрочное действие разрешения (лицензии). Но, как правило, срок их действия определяется положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, но не может быть менее трех лет. На меньший срок разрешение выдается только в индивидуальном порядке по заявлению соискателя лицензии.
Очевидно, что включение любой деятельности в орбиту регистрационной системы означает ограничение свободы осуществлять ее. Поэтому это должно делаться только на основании федерального закона. Отрадно, что закон все более и более становится правовой основой регистрационной системы, ограничивая подзаконное правотворчество в этом важном деле.
Наличие правовых актов, регулирующих особый порядок хотя и многих, но перечисленных законом видов деятельности, реализация таких актов означает существование специального административно-правового режима – регистрационного. Его важнейшая часть – нормы, регулирующие регистрационное производство.
В регистрационном производстве выделяются следующие стадии:
1) предварительная (возбуждения дела);
2) анализа ситуации (обследования);
3) принятия решения;
4) исполнения решения;
5) надзора за соблюдением лицами, получившими разрешение, установленных требований и условий;
6) аттестации, аккредитации разрешенной деятельности;
7) переоформления, продления разрешений;
8) применения мер принуждения за допущенные нарушения правил и условий.
Последние стадии (6, 7, 8) являются факультативными.
Относительный запрет и личный (частный) интерес побуждают заинтересованное лицо подавать заявление о выдаче разрешения (лицензии). Это становится началом регистрационного производства.
У невластного субъекта есть право обратиться с заявлением. Но до этого субъект обязан готовиться к лицензированию путем создания организационных, материальных, кадровых предпосылок желаемой деятельности, сбора необходимых документов. Во многих случаях взимается плата за рассмотрение заявления соискателя.
Субъект власти обязан принять заявление, проверить наличие и качество документов, оплату пошлины и зарегистрировать заявление. Если представлены не все необходимые документы, не внесена необходимая сумма, в приеме заявления может быть отказано.
Все документы принимаются по описи, лицензирующий орган обязан вручить (направить) заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.
Регистрация заявления означает, что заведено регистрационное дело и порождает обязанность субъекта власти его рассмотреть, а значит, кроме всего прочего проверить соблюдение обязательных общих и специальных лицензионных требований. Общие требования – это соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемических, противопожарных правил. Специальные требования обусловлены спецификой отдельных видов деятельности.
По общему правилу расходы государственного органа, связанные с обследованием, приемом экзаменов, подготовкой к лицензированию несет заинтересованная сторона.
В соответствии с Законом о лицензировании после регистрации заявления решение должно быть принято в срок, не превышающий 30 дней. Возможны лишь два варианта этого акта: о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Лицензионный орган обязан в течение трех дней уведомить соискателя о содержании принятого акта, а в случае отрицательного решения и о мотивах отказа.
Чтобы защитить права соискателей от возможных ошибок и злоупотреблений, законы, регулирующие вопросы выдачи разрешений, как правило, закрепляют основания отказов в их выдаче. В общей форме они сформулированы в ст. 10 Закона о лицензировании:
«Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям».
Для отказа в выдаче лицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, помимо общих, специальным основанием является отсутствие условий обеспечения безопасности хранения и учета этих средств.
Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном или административном порядке. При подаче административной жалобы соискатель лицензии имеет право требовать независимой экспертизы.
За лицензии, выдаваемые в соответствии с Законом о лицензировании, размер сбора не должен превышать десяти МРОТ. Соискатель разрешения обязан уплатить лицензионный сбор. Этот факт, конечно, в связи со многими другими, влечет возникновение права на получение документа, подтверждающего наличие лицензии. Как правило, право на осуществление деятельности возникает с даты выдачи разрешения.
В некоторых случаях получение документа о наличии лицензии не завершает стадию исполнения разрешения. Например, законом «Об оружии» предусмотрена такая процедура: граждане, получившие лицензию, имеют право приобретать огнестрельное длинноствольное оружие; затем оружие подлежит регистрации в ОВД в двухнедельный срок; при регистрации в ОВД по месту жительства выдается разрешение на хранение оружия.
После исполнения решения о выдаче лицензии (разрешения) лицо получает право заниматься тем, на что выдано разрешение, а компетентные субъекты публичной власти – осуществлять надзор за соблюдением лицензиатами соответствующих правил и условий.
Лицензирующие органы при осуществлении надзора вправе:
проводить проверки соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по возникающим вопросам;
составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие устранить выявленные нарушения и устанавливать сроки их устранения;
выносить предупреждение лицензиату;
осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.
А субъект, получивший разрешение, обязан обеспечивать условия для проведения проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
Получение разрешения на определенную деятельность не всегда полностью легализирует ее результаты. Во многих случаях выпускаемая продукция, используемые средства, результаты работы должны быть аттестованы (сертифицированы).
Так, по закону РФ «О защите прав потребителей» товары, услуги, на которые установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, подлежат обязательной сертификации. Продажа такого товара, оказание таких услуг не допускается без информации о проведении обязательной сертификации.
15 декабря 1998 г. Правительство РФ утвердило Правила аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции. В них сказано: «Поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории субъекта Российской Федерации осуществляют организации независимо от организационно-правовой формы, имеющие лицензии на оптовую реализацию алкогольной продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию».
Если в названных случаях создана двухступенчатая система легализации отдельных видов деятельности, то в образовании возведены целых три ступени. По законам образовательная деятельность обязательно лицензируется.
Аттестация вуза проводится государственной аттестационной комиссией по его заявлению, а государственная аккредитация вуза осуществляется на основе аттестации.
Аттестация – одна из форм надзора за качеством деятельности. Но ее специфика в том, что она проводится по заявлению вуза и является необходимым условием его аккредитации.
В связи с допущенными нарушениями правил и условий лицензионной деятельности могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения: предостережение, изъятие документов, имущества, запрещение эксплуатации, отстранение от работы, приостановление действия лицензии и др. Виновные граждане и организации могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана, аннулирована лицензия.
Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат: нарушает лицензионные требования и условия, не выполняет предписания лицензирующих органов, обязывающие устранить выявленные нарушения.
Приостановление лицензии разрешается: с целью добиться устранения недостатков деятельности лицензиата и как начальный этап процедуры отзыва (аннулирования) разрешения.
Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновление действия лицензии.
В соответствии со ст. 13 Закона о лицензировании аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.
Основаниями для принятия судом решения об аннулировании лицензии являются:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
незаконность решения о выдаче лицензии.
К сожалению, в ряде случаев разрешение аннулируется во внесудебном порядке. Так, в принятом в июле 1999 г. ФЗ «Об экспортном контроле» говорится: «Лицензия или разрешение могут быть аннулированы без предварительного уведомления … государственным органом, которым указанные документы были выданы».
Глава 2. Регистрационная система РФ и типы регистрации
2.1. Регистрация юридических лиц

Учитывая основные положения ГК РФ и последние изменения в законодательстве, мы будем рассматривать регистрацию юридических лиц в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г.
· 129-ФЗ, несмотря на то, что он вступит в силу только с 1 июля 2002 года.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Вплоть до самого недавнего времени (до 08.08.2001 г.), законодательство о государственной регистрации юридических лиц состояло из Гражданского кодекса Российской Федерации и огромного множества иных нормативно-правовых актов, часто противоречащих не только друг другу, но и ГК РФ. Отсутствовала единая система законодательства, определяющая порядок и процедуру государственной регистрации юридических лиц. Не было единого государственного реестра и т.д.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
До недавнего времени федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» принят не был, не смотря на то, что на него ссылаются помимо п. 1 ст. 51 ГК РФ, и ряд других действующих законов РФ:
ст. 13 федерального закона РФ «Об акционерных обществах»;
ст. 13 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
п.1 ст. 6 федерального закона РФ «О производственных кооперативах»;
ст. 28 федерального закона РФ «О товариществах собственников жилья».
В соответствии со статьей 8 федерального закона РФ от 30.11.1994г.
· 52 «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применялся действующий порядок регистрации юридических лиц.
Процедура регистрации была сложна и запутана, препятствовала быстрому и эффективному формированию субъектов гражданского права, их реорганизации и ликвидации, а также не обеспечивала интересы развития рынка. Причинами этому являлись отсутствие единого государственного реестра, а также множественность органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц. Не было единого подхода к вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации, почтовом адресе. Отсутствовал четкий перечень конкретных оснований отказа в регистрации, нормальное регулирование последствий признания регистрации недействительной, единый подход к вопросам платы за услуги по регистрации.
Следует ли удивляться перечисленным трудностям, если основной массив актов, регулирующих процедуру регистрации, был принят до вступления в силу главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации («Юридические лица»)?
Улучшить ситуацию в сфере государственной регистрации юридических лиц возможно было только путем принятия единого документа – федерального закона, который бы четко устанавливал порядок регистрации и определял права и обязанности участников правоотношений в сфере государственной регистрации юридических лиц.
13 июля 2001 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц», разработанный Правительством РФ. Указанный законопроект входил в пакет законодательных инициатив Правительства РФ, направленных на дебюрократизацию экономики. Он был внесен в Государственную Думу 14 марта 2001 года. В первом чтении данный законопроект был принят 7 июня. Одобрен Советом Федерации 20 июня 2001 г.
8 августа 2001 года произошло знаменательное событие в недолгой новой истории предпринимательства России – президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц».
Документ предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется в единой системе регистрирующих органов по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра.
Рассмотрим наиболее важные положения данного закона.
Закон определяет порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц, устанавливая, что он содержит данные об образованных, реорганизованных и ликвидированных юридических лицах. Согласно закону, этот реестр представляет собой единый банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет единства принципов, методов и форм его ведения. В соответствии с законом, ведение Государственного реестра осуществляется регистрирующими органами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Закон устанавливает исчерпывающий перечень данных, содержащихся в реестре, и закрепляет положение о том, что все эти данные являются открытыми для всеобщего ознакомления, за исключением паспортных данных и идентификационных номеров налогоплательщиков физических лиц. В государственном реестре будут содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
е) копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Пунктом 4 статьи 5 рассматриваемого Закона предусмотрена обязанность юридического лица сообщать регистрирующему органу в трехдневный срок обо всех изменениях вышеперечисленных сведений, включаемых в государственный реестр. Указанная обязанность не относится только к сведениям о лицензиях, поскольку эти сведения будут представляться лицензирующими органами в пятидневный срок с момента выдачи лицензий.
Из анализа вышеперечисленных сведений, включаемых в реестр, можно сделать вывод, что у лица, знакомящегося с реестром, составится достаточно цельная картина о юридическом лице, чьи сведения включены в реестр.
Рассматриваемый Закон подробно регламентирует порядок регистрации. В нем определены сроки и место регистрации, порядок представления документов при регистрации. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц могут устанавливаться федеральными законами.
Одним из новшеств Закона является то, что подпись заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально удостоверена. Нотариальное удостоверение документов, представляемых на регистрацию, будет требоваться только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Здесь следует сделать упоминание о том, что в проекте рассматриваемого Закона было предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение всех подписей физических лиц на документах, представляемых на регистрацию. Однако это положение затруднило бы регистрацию для заявителя, поэтому обязательное нотариальное удостоверение подписи было оставлено законодателем только для заявителя.
Особо следует остановиться на месте нахождения юридического лица, толкование которого порождало много споров. Настоящий Закон не стал трактовать место нахождения юридического лица. Законодатель сделал проще. В статье 13 Закона установлено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. То есть законодатель пошел по пути, предложенному Высшим Арбитражным Судом РФ, который трактовал место нахождения юридического лица как место нахождения его органов.
Теперь складывается логичная правовая ситуация. Гражданский кодекс РФ определяет в ст. 54, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не предусмотрено иное (например, в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому местом нахождения ООО может быть место нахождения постоянно действующего исполнительного органа или основное место деятельности). А согласно п. 1 ст. 13 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа.