Институт гражданства РФ и перспективы его развития

Содержание

Введение 3

Глава 1. Развитие института гражданства в Советском Союзе и Российской Федерации в 1920
· х – 1990
· х годах 7
Возникновение института гражданства в России в марте 1917
· июле 1918 г. 7
Формирование института гражданства в СССР и его развитие в 1920
· х
· 1980
· х годах 11
Особенности развития института гражданства в Российской Федерации в 1991
· 2001 годах 17

Глава 2. Современный этап развития отечественного института гражданства 39
2.1. Принятие закона о гражданстве 2002 года и порожденные им изменения 39
2.2. Перспективы развития института гражданства в России 47

Заключение 59
Список литературы и источников 63
Введение

Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также зашита его государством, где бы он ни находился. Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица.
В Конституции Российской Федерации кроме заключенных в ней институтов – Конституционного строя, федеративного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. То есть гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства.
До 1 июля 2002 года в Российской Федерации основными документами, регулирующими правоотношения по вопросам гражданства, являлись Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года и Федеральный закон РФ от 28.11.1991г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Необходимо отметить, что Конституция РФ была принята позднее указанного выше закона, и, следовательно, содержит в себе изменения, которые произошли в сфере правоотношений по вопросам гражданства в период с 1991 по 1993 годы. В связи с этим, в правоприменительной практике выявлялось несоответствие между отдельными положениями этих двух документов. В вышеуказанный Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» неоднократно вносились изменения и дополнения, но, как показывала практика, они не смогли должным образом привести в соответствие нормы закона и реальные правоотношения по вопросам гражданства.
Исходя из этого, был принят разработанный Президентом РФ новый Федеральный закон РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, который вступил в силу с 1 июля 2002 года.
В настоящее время проблемы гражданства вышли на первый план политики Российской Федерации в отношениях с государствами, входившими ранее в состав Союза ССР в качестве союзных республик. Сегодня все эти республики обрели государственную независимость. Одни из них сохранили связи между собой в рамках Содружества Независимых Государств, другие – вышли за пределы и этих рамок. Все бывшие союзные республики получили международное признание. Поэтому по отношению к России они стали зарубежными странами, часто называемыми в российской печати государствами “ближнего зарубежья”. Этим термином подчеркивается прежде всего органическая необходимость сохранения тесных региональных связей между данными новыми суверенными независимыми государствами, которая вызывается объективными причинами их многолетнего сосуществования в едином государстве: наличием единых экономических и технологических связей в области производства и обмена продукцией и товарами, в сфере развития культуры, науки и образования и многими другими общими чертами. Правительства государств Балтии возражают против применения к ним термина “ближнее зарубежье России”, подчеркивая тем самым свою полную самостоятельность и независимость.
Процесс “суверенизации гражданства” далеко еще не закончен ни в тех бывших союзных республиках, которые вошли в состав Содружества Независимых Государств, ни в тех, которые встали на путь полной самостоятельности, рассчитывая на собственные силы. В связи с чем актуальность нашей работы, посвященной вопросам гражданства в Российской Федерации не вызывает сомнений.
Целью данной дипломной работы является изучение основных принципов института гражданства в РФ, а также перспектив развития института гражданства.
Исходя из цели работы в ней будут решены следующие задачи:
определено понятие гражданства;
исследован исторический аспект формирования нормативно
· правовой базы, регулирующей функционирование института гражданства в нашей стране;
рассмотрены основные принципы гражданства;
отображены перспективы института гражданства РФ.
В работе рассматриваются теоретические и нормативные вопросы гражданства Российской Федерации, дается характеристика Федерального закона РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”, который вступил в силу с 1 июля 2002 года, рассмотрено содержание института гражданства в Российской Федерации и его перспективы.
При написании работы использовалась Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” и другие нормативные акты, труды российских правоведов в области конституционного права, а также материалы постановлений Конституционного Суда РФ.
Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии). В данной работе я постараюсь раскрыть сущность института гражданства, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности данного правового института, проследить историю и перспективы его развития.

Глава 1. Развитие института гражданства в Советском Союзе и Российской Федерации в 1920
· х – 1990
· х годах
Возникновение института гражданства в России в марте 1917
· июле 1918 г.

Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей, находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства данного государства. Гражданство
· это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Закон СССР о гражданстве СССР 1990 года определял в преамбуле гражданство как политико-правовую связь гражданина с государством. Это был явный рудимент тоталитаризма. Получается, что если человек находится в политической оппозиции к государству, точнее
· к его правящим кругам, не разделяет их политики, то он вроде бы уже и не гражданин. На этом, в частности, строилась существовавшая до середины 80-х годов антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько-нибудь убедительно вменить совершение преступления. В действительности же гражданство
· именно правовая, а никоим образом не политическая связь человека с государством.
Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть, разумеется, только свободные люди. В период феодализма существовал главным образом институт подданства, означавший не просто подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него. В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.
В настоящее время термин «подданство» употребляется только в монархических государствах, причем ныне он обычно равнозначен термину «гражданство». В ряде монархий (например, в Испании, Бельгии, Нидерландах) термин «подданство» заменен в конституциях и законодательстве термином «гражданство». В некоторых языках понятие гражданства обозначается двумя терминами, один из которых указывает на принадлежность лица к данному государству, а другой
· на его положение как бы соправителя в государстве.
Гражданство, как считают ряд авторов, будучи основой правового положения человека в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Именно обладание гражданством предоставляет человеку возможность в полной мере реализовывать свои разнообразные права и свободы, включая участие в управлении, и вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность. Правом человека является и изменение гражданства.
Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, подробное же регулирование гражданства осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые специальных норм о гражданстве не содержат. Такова, например, Конституция Италии; гражданство в этой стране регулируется Законом о гражданстве 1912 года с позднейшими изменениями и Положением о гражданстве 1983 года. Конституция Республики Куба 1976 года, напротив, имеет целую главу о гражданстве, где содержатся и такие нормы, которые чаще всего встречаются в обычных законах. Законы о гражданстве регулируют порядок приобретения, изменения и прекращения гражданства.
Лица, находящиеся на территории данного государства, но не состоящие в его гражданстве, именуются иностранцами. Это могут быть либо граждане иностранного государства (иностранные граждане), либо лица, никакого гражданства не имеющие (лица без гражданства, аполиды, апатриды).
До 1917 г. в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 (10) ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование «граждане Российской Республики».
Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование
· граждан Российской Республики.
1 апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
С первых дней своего существования Советская Россия начала издавать правовые акты, направленные на установление нового института
· гражданства. До образования СССР и принятия первой общесоюзной Конституции 1924 года вопросы гражданства регулировались законодательством республик. Особое место среди законодательных актов, сыгравших заметную роль в складывании института советского гражданства занимает декрет от 1 апреля 1918 года
·О приобретении прав российского гражданства
·. Им устанавливалось правило, согласно которому иностранцы, проживающие на территории России, принимались в гражданство местными Советами по месту жительства. Конституция РСФСР 1918 года (ст. 20) признавала за местными Советами право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР для трудовых занятий, принадлежащих к рабочему классу или к непользующемуся чужим трудом крестьянству. В период с апреля по ноябрь 1918 года Саратовским губисполкомом было принято в гражданство 297 иностранцев.
Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

Формирование института гражданства в СССР и его развитие в 1920
· х
· 1980
· х годах

С образованием СССР его верховным органам предоставлялось право принимать основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев. (Конституция СССР 1924 года, ст. 1, п. X). В соответствии с этим были приняты Положения о союзном гражданстве от 29 октября 1924 года, Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 года, Положение о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931 года.
Положением 1924 года право приема иностранцев в советское гражданство было отнесено к ведению ЦИК союзных республик, которые также решали вопросы о выходе из советского гражданства.
По Положению 1930 года Президиум ЦИК СССР получил исключительное право решать вопрос о приеме в гражданство иностранцев, живущих за границей и окончательно решать вопрос о лишении гражданства.
29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей
Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года.
Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство, этой республики.
В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.
Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане
· рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев
· рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР
Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке.
Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.
В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР И восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства
Согласно ст. 2 Закона
·О гражданстве СССР
·, гражданами СССР являлись: а) все состоявшие к 7 ноября 1917 года поданными бывшей Российской империи и не утратившие советское гражданство, б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Закон устанавливал единое союзное гражданство, в силу чего гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
Согласно ст. 5 Закона вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, не имеющим гражданства СССР, не влечет изменение гражданства. Вместе с тем устанавливался порядок изменения гражданства детей. До 14-летнего возраста при изменении гражданства родителей, выходящих из гражданства СССР или приобретающих советское гражданство, дети следовали гражданству родителей. В возрасте от 14 до 18 лет для изменения гражданства детей требовалось их согласие. Из смысла ст. 6 Закона о гражданстве 1938 года явствовало, что дети советских граждан приобретают гражданство СССР с момента рождения. Однако правовой нормы в Законе об этом не содержалось. Настоящий пробел восполнили Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, принятые в 1968 году. В ст. 30 Основ, которая называлась
·Гражданство детей
·, содержалась следующая норма:
·Ребенок, оба родителя которого ко времени его рождения состояли гражданами СССР, признается гражданином СССР, где бы он ни родился
·. Часть 2 ст. 30 Основ посвящена разрешению вопроса о гражданстве ребенка, если советским гражданином является лишь один из его родителей. В этом случае ребенок признавался гражданином СССР, если хотя бы один из родителей во время рождения ребенка проживал на территории СССР. Если же в это время оба родителя проживали вне пределов СССР, гражданство ребенка определялось по их согласию.
Закон о гражданстве 1938 года устанавливал порядок натурализации. Иностранцы принимались в гражданство СССР по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета союзной республики, в пределах которой они проживали. К исключительной компетенции СССР в лице Президиума Верховного Совета СССР относился прием в советское гражданство иностранцев, проживающих за пределами СССР.
Закон о гражданстве решал вопрос об утрате гражданства, различая выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства разрешался Президиумом Верховного Совета СССР, лишение гражданства происходило по инициативе Президиума Верховного Совета СССР, а не соответствующего лица.
Закон о гражданстве СССР 1938 года впервые в истории советского законодательства ввел правовое состояние без гражданства (апатриды). К лицам без гражданства стали причислять тех, кто проживал на территории СССР, не обладая советским гражданством и не имея доказательств своей принадлежности к иностранному гражданству.
Закон о гражданстве 1938 года имел пробелы. Он не предусматривал право оптации. Но Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 октября 1946 года в соответствии с соглашением между СССР и Чехословакией установил, что переселяющиеся из СССР в Чехословакию лица, желающие принять гражданство Чехословакии, теряют с момента выезда советское гражданство, и, наоборот, переселяющиеся в СССР из Чехословакии лица русской, белорусской и украинской национальностей признаются с момента прибытия в СССР советскими гражданами.
В последующем появилась необходимость в издании ряда указов, регламентирующих порядок приобретения и восстановления гражданства. Основанием приобретения гражданства СССР могла быть репатриация. Так, согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1946 года лица армянской национальности, возвращающиеся из-за границы в Советскую Армению, признавались гражданами СССР с момента их прибытия в Советский Союз. Законодатель использовал и ренатурализацию. Указом Президиума Верховного Совета от 8 марта 1941 года в гражданство СССР были восстановлены жители Бессарабии, ранее являвшиеся поданными Российской империи.
В дальнейшем общесоюзные законы о гражданстве принимались в 1978 и 1990 годах.
Закон о гражданстве СССР 1978 года в ст. 18 закрепил положение о том, что лишение гражданства может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности страны. Аналогичные формулировки содержались в Консульском уставе СССР, в ст. 41 которого говорилось, что консул с согласия главы дипломатического представительства СССР в государстве пребывания может возбуждать ходатайство о лишении гражданства лиц, совершивших действия, порочащие высокое звание гражданина и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР. Согласно ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1979 года о порядке введения в действие закона о гражданстве 1978 года, лицо, лишенное гражданства СССР, могло быть выдворено из его пределов.

Особенности развития института гражданства в Российской Федерации в 1991
· 2001 годах

Закон о гражданстве СССР 1990 года ограничил круг лиц, которые могли лишаться гражданства. Так, в ст. 23 Закона говорилось, что лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей, если оно совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или государственной безопасности СССР. Как и в отношении кого нередко применялись эти нормы можно судить по указам о лишении гражданства известных всему миру людей. Это писатель А.И.Солженицын и его жена, правозащитник П.Г. Григоренко, музыкант М.Л.Ростропович и его жена певица Г.П.Вишневская, шахматист В.А.Корчной, писатель В.Н.Войнович, театральный деятель Ю.П.Любимов и многие другие.