Научные и художественные взгляды

2

Определение картины мира
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·….3

Художественная картина мира
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·7
Научная картина мира
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.10

Заключение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..15

Список используемой литературы
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·14

Введение
В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.
Познание – прежде всего человеческая деятельность. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность. Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя – науку и искусство.
Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Не история, именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира. Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека.Определение картины мира
Картина мира как предпосылка и результат философского знания. В повседневной деятельности, на производстве, в науке, приходится решать различные задачи и применять для этого специальные знания. Чтобы забить гвоздь, нужно знать, что молоток вобьёт его в древесину, но не справится с бетоном или металлом. Но иногда для решения подобных задач приходится выходить за рамки накопленного опыта, переступать границы смежных наук, привлекать сведения из самых неожиданных областей. Как, всё-таки, вбить крюк в бетонную стену? Что заменить, молоток или гвоздь? Чем заменить? А, может быть, не вбивать, а вкручивать? Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, следует привлечь знания более широкого круга, чем раньше. Так, от задачи вбивания гвоздя, связанной с твёрдостью тех или иных предметов, мы постепенно переходим к проблеме прочности и сопротивления материалов. В подобных ситуациях у человека появляется потребность вырабатывать общее представление о мире в целом, о месте в нём и возможностях человека, о системной стратегии поведения в этом мире. Такое общее представление о мире называется картиной мира и оно – исходный пункт и результат работы мировоззрения.
Картина мира не есть “живописная картина”. Это – проективная сумма, целостность накопленных знаний, обобщение исторического опыта, зафиксированное в «довербальных» понятиях. «Картину мира» можно представить в виде своеобразной мысленной матрицы, в свернутом виде задающей направленность и общий характер всей последующей жизненной стратегии личности и/или общества. Чтобы построить картину мира каждой личности или каждому обществу приходится максимально непротиворечиво связывать, объединять знания и навыки из разных сфер деятельности и опыта, т.е., по сути на основе сформированного уровня категориального мышления создавать обобщенный образ мира. С решением подобной задачи разные люди справляются по-разному. Так, у К.Чуковского в книге “От 2-х до 5-ти” ребёнок даёт вполне эмпирически обоснованный и логически правдоподобный ответ:
– Почему ветер дует, – спрашивают его.
– Потому что деревья качаются!
Ответ правилен и неправилен одновременно. Ведь мы, действительно, когда хотим охладить разгорячённое лицо в жару или в духоте, можем воспользоваться веером опахалом. Но эта аналогия ведёт к неправильному выводу, потому что сделана на основании обобщения очень узкого, ограниченного опыта. Именно поэтому “1-2 примерчика ничего не доказывают”. «Научно» правильный ответ на данный вопрос можно дать лишь сопоставив не только механические процессы (ветерок от промчавшегося рядом автомобиля, движение веера, вентилятора и т.п.), но и следствия температурных изменений в разных средах; изменения уровня влажности и т.д.
Сравнивая и анализируя общее и различное у растущего дерева, мчащегося поезда, повторяющихся морских приливов, процесса взросления человека и т.п., человек вырабатывает общие понятия «взаимодействие», «взаимовлияние», «развитие», «изменение», «движение». Это – категории, ибо в них отражены свойства неограниченно широкого круга явлений и вещей, способных так или иначе изменяться в течение времени. Категории и используются для обобщения, или синтеза (“синтез” в переводе с греческого – соединение, сочетание), исторического опыта и знаний людей в единую картину мира.
Каждый человек с раннего детства строит свою картину мира. Но далеко не всегда, – в силу своих возрастных, интеллектуальных или культурных особенностей, – строит единым для всех остальных людей образом. Так, 3-4 летний ребёнок обычно ещё не способен системно целостно описать даже впечатлившее его событие или “явление”, поскольку мыслить «абстракциями первого уровня» и рассказывает примерно следующим образом: «Мы ехали на синем автобусе; бабушка чужая ругалась; мама сказала, что сливы зелёные, а ягоды грязные, а потом пошёл дождь», вместо того, чтобы сказать: “Мы ездили с мамой на базар, но ничего не купили, потому что дорого”. Не может он, соответственно, системно целостно обобщить и свое общее воззрение на мир.