История и современное состояние парикмахерского дела

Содержание

“” . Введение
“” . История парикмахерского искусства
“” Древний Восток
“” Парикмахерское искусство Древней Греции
“” Парикмахерское искусство в Древнем Риме
“” Парикмахерское искусство в эпоху европейского Средневековья (V
· XIV века)
“” Парикмахерское искусство в эпоху Возрождения (XIV
· XVI века)
“” Парикмахерское искусство в эпоху стиля барокко (XVII
· сер. XVIII в.в.)
“” Парикмахерское искусство в эпоху стиля рококо (первая половина XVIII века)
“” Парикмахерское искусство в эпоху стиля классицизма (XVIII
· нач. XIX в.в)
“” Парикмахерское искусство в эпоху стилей ампир (1800-1815 г.г.) и бидермейер (сер. XIX в.)
“” Парикмахерское искусство в период эклектики (2-ая пол. XIX в.)
“” Парикмахерское искусство в России
“” . Помещение и оборудование парикмахерской, правила санитарии и гигиены
“” Оборудование парикмахерской
“” Освещение в парикмахерской
“” Вентиляция в парикмахерской
“” Водоснабжение в парикмахерской
“” Содержание и очистка помещений
“” Дезинфицирующие средства
“” Химические дезинфицирующие средства
“” Физические способы дезинфекции
“” Кровоостанавливающие средства
“” Правила личной санитарии и гигиены мастера
“” . Инструменты и оборудование
“” Инструменты для расчесывания волос
“” Расчески
“” Требования, предъявляемые к расческам
“” Строение расчески
“” Щетки
“” Содержание расчесок и щеток
“” Инструменты для стрижки волос
“” Ножницы
“” Строение ножниц
“” Ножницы зубчатые
“” Эксплуатация парикмахерских ножниц
“” Приемы держания ножниц
“” Бритвы
“” Строение бритвы
“” Приемы держания бритв
“” Безопасные бритвы
“” Филировочные бритвы
“” Подготовка филировочной бритвы к работе
“” Машинка для стрижки волос
“” Основные части и детали электрической машинки
“” Подготовка инструмента к работе
“” Инструменты для укладки волос
“” Щипцы для горячей завивки
“” Ручной фен
“” Устройство фена
“” Принадлежности, белье
“” . ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
“” Правила производственной техники безопасности
“” Электрооборудование, электроаппаратура и электроинструменты
“” Правила противопожарных мероприятий
“” Технологическая часть
“” Структура волоса
“” Химический состав волос:
“” Строение волоса
“” Деление кожного волосяного покрова головы на зоны
“” Горизонтальные и вертикальные проборы
“” Основные приемы и способы стрижки
“” Модели для девочек
“” «Каре»
“” «Сессун»
“” «Лесенка»
“” Коса из трех прядей
“” «Двойная коса»
“” «Шишка с пятью косичками»
“” «Коса с захлестом»
“” «Колосок»
“” «Хвост рыбы»
“” Коса из пяти прядей
“” «Два колечка»
“” «Шишка с перышками»
“” «Забавные улитки»
“” «Каламбур»
“” Ах, карнавал!!!
“” Модели для мальчиков
“” Спортивная стрижка
“” «Шапочка»
“” «Лесенка»
“” «Ежик»
“” «Лион»
“” «Ник»
“” Подготовительные и заключительные работы при обслуживании клиентов
“” . Экономическая часть
“” . Заключение
“” . Список литературы
“” приложение 1. Новые модели стрижек
1. Введение

Парикмахерское искусство
· одно из самых древних на Земле. Его история насчитывает несколько тысячелетий. Люди научились следить за волосами еще за 4000 лет до н.э. Развитие парикмахерского искусства шло параллельно с развитием человеческого общества. Понятия красоты в различные эпохи сменяли друг друга, используя опыт предыдущих и накапливая собственный. Менялись люди, менялся их внешний облик, менялись одежды и, конечно, прически.
По цвету волос, форме, эластичности можно судить об очень многом. Наши волосы говорят о нас самих на языке, который в каждой культуре имеет свой особый характер. В старину длинные густые волосы ценились наравне с драгоценными камнями, металлами и могли быть принесены в жертву богам. В настоящее время ни «бесполые» прически, ни стрижка под мальчика никого не удивляют. Классические модели по-прежнему в моде, и современные прически нередко напоминают знаменитые модели, которые в свое время занимали видное место в светской хронике.
Обращаясь к истории развития прически, можно заметить, что некоторые модели повторяются через определенное время. Достаточно только примеров эпохи Возрождения и стиля «ампир», культивирующих достижения античности. Но даже при возврате моды на какую-либо прическу последняя не копировалась полностью. Каждый стиль, эпоха вносили в развитие парикмахерского искусства что-то свое.
В своей работе я постаралась вспомнить историю становления парикмахерского искусства и его развития в разные эпохи, описать путь от костяного гребня до современного парикмахерского инструмента и оборудования парикмахерского салона. Я стремилась наглядно показать, что искусство парикмахера во все времена было необходимо людям и не только не утратило своей актуальности в наши дни, но и получило мощный толчок к дальнейшему развитию. Огромный потенциал, накопленный человечеством веками, открыл широкий простор творчеству современных мастеров-модельеров, предоставил нам огромный выбор самых разнообразных вариантов прически
· от классический косы до экстравагантной короткой стрижки, экзотических причесок из мелких «африканских» косичек или роскошных причесок в стиле «ретро».
2. История парикмахерского искусства

Древний Восток

Древние египтяне уделяли большое внимание красоте лица и тела. В конце XV
· начале XIV века до н.э., в эпоху Нефертити, расцвело искусство создания различных составов (мазей, благовоний) для умащения кожи. Не последнюю роль в рождении прекрасного образа играла и прическа. Представления о ней дают портретные скульптуры Древнего Египта, к которым предъявлялись жесткие требования абсолютной схожести с оригиналом. По ним можно судить о характерной для того времени прическе трапециевидной формы
· прародительницы современного «каре». Пряди волос заплетались в косички и подстригались на уровне чуть ниже ушей, затем они вместе с челкой убирались назад, где их укрепляли с помощью обручей, диадем и других металлических украшений. Для создания столь сложных форм использовались услуги специально обученных рабов, которые выполняли различные виды работ парикмахерского искусства. При этом наблюдалось строгое разграничение полномочий специалистов: одни могли только мыть и окрашивать волосы, другие выполняли стрижку, третьи укладывали ее.
Из украшений (помимо названных) популярны были гребни, шпильки, заколки.
Составы лаков, красок и мазей применялись с той же целью, что и современные косметические средства. Правда, рецепты многих из них не сохранились. Известно, например, что пожилые женщины Древнего Египта подкрашивали волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для укрепления волос и улучшения их роста втирали в кожу головы жир льва, носорога или тигра. Помимо перечисленных средств для окраски волос часто использовали хну. Эталоном красоты были черные или темно-коричневые волосы.
И мужское и женское население Древнего Египта носило парики в соответствии с общественным положением. Дорогие, искусно сделанные парики были достоянием жрецов и фараона, который надевал на приемах парик и накладную бороду, простолюдины же носили просто свободные волосы. Иногда для того, чтобы увеличить объем прически, на головы знатных граждан надевались сразу два парика.
Существовали в то время и различные приспособления для бритья бороды, сделанные из камня или металла. Натуральные волосы на лице мужчин сбривались. В моде были искусственные бороды из овечьей шерсти, залакированные и украшенные плетениями из металлических нитей.
В Ассирии оформлению головы уделялось не меньше внимания, чем в Египте. Правители собирали длинные волосы в пучок и вплетали в него золотые нити.
Мужчины носили бороды и усы, которые специально завивали. У знатных господ борода имела определенную длину, ее заплетали в косички, у низших слоев бороды были короткими и носились распущенными.
Микенские прически не просто украшали голову, а заключали в себе какой-либо символ. Например, волосы, сплетенные в виде змей, являлись знаком мифической медузы и Эринии
· олицетворением власти над жизнью и смертью. Свободные женщины Микен распускали длинные волосы. Именно с того времени распущенные волосы
· обязательный элемент для женщин, выступающих за права и свободу.
В Индии во все времена отдавали предпочтение длинным волосам. Черные женские волосы сравнивали с темными ночами, опускавшимися на землю Индии после яркого жаркого дня. Внимательно присмотревшись к женским прическам индианок, можно заметить, что толстые косы напоминают змей, затейливо извивающихся по спине. Змеи в Индии священны, поэтому уложить косы наподобие свернувшейся в кольцо кобры или узел удава-нага считалось почетным и оригинальным. Волосы окуривали ароматическими дымками, маслом из бенгальской розы и жасмина. Профессионально выполненные прически, сложные, разнообразные, свидетельствуют о том, что в богатых домах держали штат парикмахеров. Мода часто менялась: то носили «креп-дели», то «ракушки», то низко уложенные па шее узлы. Волосы укладывали рядами, то вертикально, то горизонтально, то поднимались высоко на макушку, то конусом они взмывали вверх. Все это опровергает мнение о том, что индийская мода однотипна и не менялась десятилетиями. Это не так!
С незапамятных времен женщин Таити считают самыми прекрасными женщинами южных морей. На полотнах Гогена мы видим таитянок, волосы которых, длинные, густые и мягкие, украшены цветами… Не удивительно, что одно из созвездий, по которому ориентировались полинезийские моряки, было названо «Волосы таитянки». Россыпь мелких звездочек напоминала звездочетам пряди волшебных струящихся волос красавиц. В праздник волосы украшали цветами, но главным украшением считали узкий резной гребень из панцыря черепахи или из дерева. По количеству гребней можно было определить достаток их обладательницы. Пять гребней в прическе могла носить только королева.
Существовал танец, при исполнении его танцовщица плавными движениями рук вынимала гребень из прически, и волосы, туго скрученные в узел, водопадом скользили по стройному телу.
В Древнем Китае в области причесок мужчины отдавали предпочтение длинным волосам, заплетенным в косы, женщины
· волосам, собранным в узел. Специально изготовленные палочки поддерживали тяжелый узел из волос. Прически сложные, с несколькими проборами, высокими пучками и валиками. Дополнением служили легкие прядки челки. В торжественных случаях волосы украшали шелковыми повязками, золотыми жгутами. Спать с такой прической было весьма неудобно: для этого под шею подкладывали специальные подушечки, которые располагались на деревянных подставках. В торжественные дни мужчины собирали длинные волосы в оригинальный пучок и завязывали его красивыми шнурами.
Волосы на лбу и подбородке у мужского населения выбривались. Искусственные бакенбарды и усы наклеивались или рисовались.
Чтобы придать волосам блеск и упругость, сделать их крепкими и эластичными, древние китайцы использовали различные масла, основой которых чаще всего был сок алоэ.
По сложности и силуэту прически японок несколько напоминают китайские. Настоящим певцом женской красоты был Китагава Утамаро (1753 – 1806). Его гравюры: «Десять женских портретов», «Дни и часы женщин», «Большие головы» покорили весь мир. Они многое рассказали о японских женщинах, и о прическах. От природы жесткие черные волосы никогда не красили, только в праздники знатные дамы посыпали их фиолетовой пудрой. Как правило, прически были симметричными, состояли из нескольких элементов – валиков, пучков, петель. Для сохранения ярусной прически на ночь голову клали на специальные скамеечки с углублением для шеи. Прическа оставалась на весу и сохранялась несколько недель. Завивать волосы запрещалось.
Особенно трепетно ухаживали за волосами гейши, красивые образованные женщины, в совершенстве владевшие искусством очарования. Длинные волосы они укладывали в высокие прически. При этом воротничок кимоно оставлял открытой лебединую шею. Украшением причесок были цветы и длинные шпильки, скрепленные крест-накрест, с крохотными веерами на концах. Это было отличительным знаком гейши.
Скифы. О прическах женщин-скифов известно немного. Но гребень, найденный в кургане Солоха (Нижний Днепр, IV в. до н.э.) с длинными зубьями и золотой резной отделкой, дает несомненную возможность предположить, что в почете были длинные волосы, заплетенные в косы.
В книгах Ветхого Завета говорится о значении наличия длинных волос для мужской красоты и силы. Секрет могущества Самсона заключался в его волосах, и, лишившись их, Самсон лишился силы.
Прекрасные волнистые женские волосы восхищали и наполняли сердца трепетной нежностью
· вспомним вдохновенную «Песнь песней»…
Облик царевича Авессалома
· это юноша с пышными густыми волнистыми волосами. Мужчины носили длинные, зачесанные назад волосы. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи
· в кольца.

Парикмахерское искусство Древней Греции

Родиной первых квалифицированных парикмахеров считается Древняя Греция. Греческие мастера умели не только завить, уложить волосы, но и выбрать прическу к лицу, скрыв природные недостатки, выдержать пропорции, гармонию между прической и одеждой, а также покрасить волосы в другой цвет. Слово «косметика» греческого происхождения и означает «искусство украшать». Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщинами и мужчинами применялись различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами. Делались прически долго, поскольку были сложны и многодельны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами. В отличие от египтян, красивших волосы в черный цвет, особенно модным для темноволосых гречанок были золотистые или пепельные тона. Тяжелые и густые волосы гречанок искусно убирались с большой изобретательностью в узлы на затылке, украшались прически диадемами, бусами, обручами и лентами. Украшения одежд и стиль одежд и причесок соответствовали всему укладу жизни эллинов. Представление о прическах гречанок мы можем получить, рассматривая произведения искусства древних греков: пышные волосы, завитые в локоны, разделены на прямой пробор, со лба и боков зачесаны назад и убраны на затылке в узел.

Парикмахерское искусство в Древнем Риме

Имея опыт древнеегипеткого и древнегнеческого мастерства в области парикмахерского дела, Рим не только обошел стороной уже известное и общепринятое, но и внес много нового в развитие этого искусства.
В Древнем Риме очень высоко ценились светлые волосы и светлые парики. Не исключено, что белокурые красавицы из германских племен не давали покоя римлянкам. Римские женщины многое заимствовали у гречанок, но предпочитали покупать на рынках срезанные белокурые волосы рабынь, привозимых из северных стран. Из их длинных волос плели парики, вплетали волосы в сетки.
Повальное увлечение париками давало повод поэтам-сатирикам язвить по этому поводу.