Особенности бухучета и налогообложения в коммерческих организациях

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. Понятие, признаки и характеристика упрощенной системы ведения учета и отчетности
1.2. Переход на упрощенную систему учета и отчетности
1.3. Особенности учета и отчетности при упрощенной системе
ГЛАВА 2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Особенности налогообложения при применении упрощенной системы
2.2. Единый налог при упрощенной системе
2.3. Расчет единого налога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Упрощенная система налогообложения, применяемая на основании Федерального закона от 29 декабря 1995 г.
· 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», представляет собой «альтернативный» вариант организации учета для субъектов малого предпринимательства. До недавнего времени существовало мнение о «невыгодности» (с точки зрения налогообложения) упрощенной системы (особенно для предприятий торговли), поэтому говорить о широком распространении и практике ее применения не приходилось.
Неожиданный импульс для более широкого применения упрощенной системы дало введение налога с продаж в ряде регионов России. Взимание дополнительных 5% при сохранении ранее действующих ставок основных налогов (прежде всего НДС и налога на прибыль) заставило небольшие предприятия задуматься о переходе на такую систему, которая в существующих экономических условиях во многих случаях является более «щадящей» с точки зрения налогообложения (при сохранении ее неизменных преимуществ
· простоты учета и отчетности).
Наметившаяся тенденция по переходу предприятий на упрощенную систему сделала эту тему еще более актуальной, поэтому в настоящей работе рассмотрим вопросы учета, отчетности и налогообложения малых предприятий.
Исходя из того, что отчетность при упрощенной системе не такая сложная по сравнению с обычной отчетностью, основное внимание в работе будет уделено принципам учета и особенностям налогообложения предприятий, перешедших на упрощенную систему.
Глава 1 УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1. Понятие, признаки и характеристика упрощенной системы ведения учета и отчетности
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах, предусматривает наряду с “общеупотребительной” системой налогов и сборов специальные налоговые режимы (ст. 18 гл. 2 раздела I Налогового кодекса РФ).
Одним из таких специальных налоговых режимов является упрощенная система учета, отчетности и налогообложения для субъектов малого предпринимательства (далее по тексту -упрощенная система), применяемая на основании Федерального закона РФ
· 222-ФЗ от 29.12.95.
Практическое применение предприятиями упрощенной системы в течение трех лет позволило выявить объективно существующие преимущества и недостатки ведения упрощенного учета и сделать некоторые выводы, которые, возможно, будут интересны тем, кто работает в этом специальном налоговом режиме или решает вопрос о переходе на него.
Все основные документы, регламентирующие порядок перехода на упрощенную систему и исчисления единого налога, были изданы в 1995-1996 гг.:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.95
· 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”;
2. Приказ Госналогслужбы РФ от 24.01..96
· ВГ-3-02/5 “Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства” (ред. от 13.02.96);
3. Приказ Минфина РФ от 22.02.96
· 18 “О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности”;
4. Приказ Минфина РФ от 15.03.96
· 27 «О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г.
· 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”».
Упрощенная система имеет определенные отличия от общепринятой системы учета и налогообложения, которые заключаются в том, что субъект малого предпринимательства, имеет:
относительно несложный процесс производства независимо от вида осуществляемой деятельности;
предельную численность работающих (в т.ч. по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек;
совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествовавшего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы менее 100000-кратного минимального размера оплаты труда;
может перейти на применение упрощенной системы, подав заявление установленной формы в налоговую инспекцию (подробнее о порядке перехода будет сказано далее).
Получив патент на право применения упрощенной системы учета, предприятие становится плательщиком единого налога, который заменяет собой практически все остальные (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на пользователей автомобильных дорог, большинство местных налогов и сборов).
Существенными недостатками, применения упрощенной системы, являются срок представления налоговых расчетов (20 число месяца, следующего за отчетным кварталом) и значительные отличия расходов, принимаемых для исчисления единого налога при упрощенной системе, от состава затрат, включаемых в себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) при общепринятой системе налогообложения. Следует отметить, что список расходов при упрощенной системе достаточно краток и не подлежит расширительному толкованию, что зачастую приводит к ошибкам при исчислении единого налога бухгалтером, долгое время работавшим по “классической” схеме формирования себестоимости.

1.2. Переход на упрощенную систему учета и отчетности

Несмотря на соблюдение всех формальных признаков не все организации в силу особенностей процессов производства и реализации могут применять упрощенную систему учета и отчетности. Исключение составляют:
предприятия и организации, занятые производством подакцизной продукции;
организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
кредитные организации;
страховые организации;
инвестиционные фонды и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
организации игорного и развлекательного бизнеса.
Ограничения по переводу вышеперечисленных организаций на упрощенную систему связаны прежде всего с тем, что для этих хозяйствующих субъектов ввиду особого вида их деятельности установлен специальный порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, “упрощение” которого недопустимо. Кроме того, на упрощенную систему не могут быть переведены хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета.
Условием для перехода на упрощенную систему является подача заявления в налоговую инспекцию с просьбой предоставить право применять упрощенную систему осуществляется по установленной форме
· 1 “Заявление на выдачу патента”, которая приведена в вышеназванном Приказе Госналогслужбы РФ от 24.01.96
· ВГ-3-02/5. При рассмотрении заявления важно, чтобы:
все расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период были сданы в полном объеме; для вновь зарегистрированных предприятий, не сдававших отчеты, достаточно подать заявление, так как вновь созданное предприятие считается субъектом упрощенной системы с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация (см. письмо Госналогслужбы РФ от 06.02.96
· НП-6-02/77 «О порядке применения федерального закона РФ от 29.12.95
· 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства”»);
предприятие не было недоимщиком по платежам в бюджет (т.е. у него отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов, а также начисленных штрафных санкций и пеней);
предельная численность работников организации (в т.ч. работающих в филиалах и подразделениях) не превышала 15 человек;
совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором было подано заявление на право перехода на упрощенную систему, не превышал 100000-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления. Расчет последнего показателя производится по данным Отчета о прибылях и убытках (форма
· 2 по ОКУД) суммированием данных по строкам 010, 060, 080, 090, 120 (на момент подготовки данной публикации величина совокупной валовой выручки должна быть меньше, чем 10 000 000 руб. = 100 х 100 000).
Если до подачи заявления организация работала менее года, то предельный размер валовой выручки должен быть скорректирован пропорционально продолжительности деятельности организации. Т.е. у организации, проработавшей с момента регистрации только 2 квартала (6 месяцев) и подавшей заявление о переходе на упрощенную систему, предельный размер валовой выручки должен быть менее 833 333 руб. (по расчету 10 000 000 руб. : 12 месяцев х 6 месяцев).
При выполнении всех вышеперечисленных условий в случае подачи заявления за тридцать дней до начала очередного квартала и наличия подготовленной Книги учета доходов и расходов налоговый орган принимает решение о выдаче Патента на право применения упрощенной системы (форма
· 4, утв. Приказом Госналогслуж-бы РФ от 24.01.96
· ВГ-3-02/5). Налогоплательщику возвращается Книга учета доходов и расходов, скрепленная печатью налоговой инспекции (естественно, что Книга должна быть предварительно подготовлена налогоплательщиком самостоятельно разлинована, пронумерована и сброшюрована).
Патент содержит данные о размере обязательных платежей в бюджет (годовой стоимости патента), которые вносятся равными долями ежеквартально, не позднее последнего дня отчетного квартала. Плата за патент вносится не позднее 31 марта (за 1 квартал), 30 июня (за 2 квартал), 30 сентября (за 3 квартал) и 31 декабря (за 4 квартал) и засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога, что напоминает авансовые платежи по налогу на прибыль.
Плата за патент не включается в состав расходов, т.е. выплачивается из дохода, остающегося после уплаты единого налога.

1.3. Особенности учета и отчетности при упрощенной системе
В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.95 г.
· 222- ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» бухгалтерский учет на предприятиях перешедших на упрощенную систему ведется с использованием Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме (Рисунок 1). Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, заверенных подписью руководителя организации (предпринимателя), и ставится печать налогового органа.
Эта Книга предусматривает отказ от применения способа двойной записи и плана счетов бухгалтерского учета. Порядок отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций при упрощенной системе налогообложения утвержден приказом Минфина РФ от 22.02.96г.
·18. В Книге в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде. Работа по заполнению Книги – несложная, и поэтому учет может вести практически любой работник предприятия, которому это поручено письменным распоряжением руководителя.
В гр. 4 «Доходы» раздела I «Доходы и расходы» фиксируют все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров и имущества за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и др. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи.
До 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, субъект малого предпринимательства представляет в налоговую инспекцию Книгу учета доходов и расходов (для проверки), патент и копии платежных поручений об уплате стоимости патента для обозрения), выписку из Книги учета доходов и расходов об итоговых суммах валовой выручки, расчетов и совокупного дохода (в произвольной форме). Расчет единого налога. Кроме того, полностью сохраняется отчетность о суммах начисленного и одержанного подоходного налога с физических лиц » отчетность во внебюджетные фонды.
Регистрация

· п/п
Сумма , дата и номер первичного документа
Содержание операции
Доходы – всего
в том числе не принимаемые для расчета налога
Расходы – всего
в том числе не принимаемые для расчета налога

I
2
3
4
5
6
7

Итого за 1-й квартал

Наименование показателя
Код строки
2001 год

1-й квартал
6 месяцев
9 месяцев
1 год

1
2
3
4
5
6

Валовая выручка

Расходы

Совокупный
Доход

Рис. 1. Книга учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Особенности налогообложения при применении упрощенной системы
Статьей 18 части первой НК РФ упрощенная система налогообложения отнесена к специальным налоговым режимам. Причем тот факт, что статья 18 вводится в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса и признания утратившим силу Закона Российской Федерации
·Об основах налоговой системы в Российской Федерации
· является достаточно спорным. Все дело в том, что слова
·признания утратившим силу Закона Российской Федерации
·Об основах налоговой системы в Российской Федерации
· появились во Вводном законе к первой части Налогового кодекса в результате поправки, изложенной в статье 6 Вводного закона ко второй части Налогового кодекса.
С 01.01.01 вступают в силу два федеральных закона:
Федеральный закон от 05.08.00
·117-ФЗ (вторая часть Налогового кодекса);
Федеральный закон от 05.08.00
·118-ФЗ (Вводный закон ко второй части Налогового кодекса).
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Из столь краткого определения следуют весьма значительные выводы.
Во-первых, при использовании специального налогового режима применяется особый, а не общий порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Стало быть, если при определении общего порядка исчисления и уплаты того или иного налога не определен этот особый порядок для специального налогового режима, то он определяется особенностями этого специального налогового режима, а отнюдь не общим порядком. Указанная норма говорит о превалировании особого порядка над общим порядком. Это важное свойство специального налогового режима
· порядок исчисления и уплаты налогов отличается от общего порядка.
Во-вторых, этот особый порядок применяется только в тех случаях, когда об этом специально говорится в законодательстве о налогах и сборах. Обратите внимание, что норма статьи 18 пересекается с нормой статьи 1, которая относит к законодательству о налогах и сборах Налоговый кодекс и федеральные законы, принятые в соответствии с ним.