Бухучет на предприятиях различных форм собственности

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Принципы организации бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности 6
1.1. Принципы отечественной системы бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности 6
1.2. Бухучет на предприятиях с государственной формой собственности
· в бюджетных организациях 12
1.3. Организация бухгалтерского учета на предприятиях частной собственности на примере малых предприятий 18
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности 24

Глава 2. Особенности ведения бухгалтерского учета на предприятии частной формы собственности на примере ООО «Абрис-В» 36
2.1 Характеристика объекта исследования 36
2.2 Учетная политика и принципы учета в ООО «Абрис-В» 39
2.3 Организация бухгалтерского учета в ООО «Абрис-В» 44

Глава 3. Рекомендации и предложения по совершенствованию учета в ООО «Абрис-В» 51
3.1 Предложения по совершенствованию организации и ведения бухгалтерского учета 51
Предложения по автоматизации бухгалтерского учета 60
Заключение 65
Библиография 69

Приложения

Введение

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств
· крупных, средних и мелких. За последние годы выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений, кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Бухгалтерский учет в целом ( в организациях любых форм собственности ) и учет в бюджетных организациях в частности представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В процессе бухгалтерского учета решаются следующие основные задачи:
Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности для оперативного руководства и управления, а также внешним инвесторам, кредиторам, налоговым, финансовым и банковским органам и иным заинтересованным организациям и лицам;
Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;
Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Бухгалтерский учет выступает звеном, соединяющим хозяйственную деятельность организации и лиц, принимающих решения. Данные о хозяйственной деятельности являются «входом» в систему бухгалтерского учета, а полезная информация для лиц, принимающих решения
· «выходом» из системы. Объектом исследования для написания отчета о производственной практике и состоянии бухгалтерского учета является научно
· исследовательская лаборатория при ИОФ РАН. Источниками информации являются первичные документы, бухгалтерская документация и отчетность.
Целью моей дипломной работы является рассмотрение принципов организации бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности.
Объектом исследования является малое предприятие частной формы собственности – общество с ограниченной ответственностью «Абрис-В» (ООО «Абрис-В»). Организация создана на основании учредительного договора участников от 15 ноября 1996 г. ООО «Абрис-В» является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на доли участников, определенные учредительными документами. ООО «Абрис-В» является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Основным видом деятельности ООО «Абрис-В» является розничная торговля непродовольственными товарами (галантерейного типа).
Так как ООО «Абрис-В» – является магазином розничной торговли, то следовательно основными видами деятельности общества являются:
– розничная торговля непродовольственными товарами;
торгово-закупочная деятельность;
оказание посреднических услуг.
Задачи, стоящие перед бухгалтерским учётом в торговом предприятии, могут быть выполнены только при правильной его организации. Так как ООО «Абрис-В» является торговой организацией, то в основе её хозяйственной деятельности лежат процессы приобретения, хранения и реализации товаров. Поэтому основными целями бухгалтерского учёта являются
· контроль за сохранностью товаров, своевременное предоставление руководству предприятия информации о товарообороте и валовом доходе, издержкам предприятия, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
В ходе выполнения данной дипломной работы были поставлены следующие задачи:
– рассмотрение вопросы нормативно
· правовой организации и проведения бухгалтерского учета в организациях различных форм собственности ;
изучение нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях частной формы собственности на примере малых предприятий;
анализ организации бухгалтерского учета в ООО «Абрис
·В» (рассмотрение учёта поступления товаров, издержек обращения, реализации товаров на рассматриваемом малом предприятии);
разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию учёта на ООО «Абрис-В».

Глава 1. Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности
1.1. Принципы отечественной системы бухгалтерского учета и международные стандарты финансовой отчетности

В мировом сообществе проблеме реформирования бухгалтерского учета отводится очень важная роль. В 2001 году начал работу Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), отвечающий за разработку Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Созданный в рамках этой работы Совет в составе 19 известных доверенных лиц, председателем которого является бывший руководитель Федеральной резервной системы США г-н Пол Волкер, осуществляет общий контроль за соблюдением общественных интересов, обеспечивать привлечение необходимого финансирования и назначать членов нового Правления КМСФО, в исключительную компетенцию которого входит разработка МСФО.
Важность этого процесса заключается не только в унификации систем бухгалтерского учета во всем мире, несмотря на всю ее значимость. Его значение заключается в том, что внедряемые стандарты (МСФО) направлены на обеспечение.[18]
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета
· приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии) ;
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:
переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
регулирования финансового учета;
органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.
Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
В целях обеспечения поставленных задач предлагается:
подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон “О бухгалтерском учете”, в том числе по вопросу” проведения аттестации бухгалтеров; и иные нормативные правовые акты;
в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
С 1 января 2001 г. Министерством финансов Российской Федерации введен в действие новый План счетов бухгалтерского учета. Это событие является еще одним шагом в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), принятой Правительством Российской Федерации в марте 1998 г.
Среди основных факторов, предопределивших необходимость пересмотра Плана счетов,
· упрочение рыночных отношений в народном хозяйстве, развитие методики бухгалтерского учета, активная работа по гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международно-признанной бухгалтерской практикой.
Названные причины обусловили цели изменения системы счетов[13]:
более высокая степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации;
рационализация порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни;
значительное снижение затрат на формирование отчетной финансовой информации в соответствии с МСФО.
Пересмотр Плана счетов проводился в несколько этапов. Условно его начало можно отнести ко второй половине 1997 г., когда Методологический совет по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрел и определил Концепцию пересмотра Плана счетов, а также сформировал специальную группу по работе над этим важнейшим документом. В первой половине 1998 г. Правительством Российской Федерации в Плане мероприятий по выполнению Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО было предусмотрено задание пересмотреть План счетов бухгалтерского учета. Во второй половине 1998 г. Методологический совет по бухгалтерскому учету одобрил основные принципы построения нового счетного плана, после чего началась работа по его непосредственному составлению и подготовке Инструкции по применению плана. Все это время в Институте профессиональных бухгалтеров России, на Страницах журнала «Бухгалтерский учет» велась активная дискуссия по проблемам пересмотра Плана счетов, что позволило определить мнения научной и практической общественности, которые были учтены при работе над Планом счетов.
Основные подходы к пересмотру счетного плана сложились в результате глубокого анализа практики применения Плана счетов 1992 г. Более того, большинство решений, реализованных в новом Плане счетов, выработано этой практикой или стало ответом на потребности современной хозяйственной жизни. При построении Плана счетов 2001 г. были учтены следующие факторы:
независимость содержания финансовой информации, формирующейся в бухгалтерском учете, от структуры Плана счетов;
относительная независимость процесса систематизации и накапливания информации о фактах хозяйственной жизни процесса формирования данных для целей налогообложения;
относительная независимость учетного процесса от какого-либо определенного вида бухгалтерской отчетности (официальной, по МСФО и др.);
обеспечение возможности хозяйствующим субъектам свободно конструировать рабочие планы счетов, соблюдая общие методические принципы бухгалтерского учета;
практическое удобство работы с Планом счетов;
преемственность в построении Плана счетов.
Немаловажным является вопрос о порядке перехода к применению нового Плана счетов. Очевидно, что это не единовременный акт, а достаточно длительный и сложный процесс, включающий комплекс подготовительных мероприятий. Поэтому Министерством финансов Российской Федерации установлено, что, несмотря на введение в действие нового Плана счетов с 1 января 2001 г., организации не обязаны перейти к его применению именно с этой даты: переход должен происходить по мере готовности к нему организаций. В течение 2001 г. параллельно будут действовать и старый, и новый Планы счетов; причем каждая организация должна будет вести учет по одному из этих документов. Поскольку переход от одного Плана счетов к другому
· сложный процесс, организации, не сумевшие подготовиться к применению нового счетного плана с 1 января 2001 г., сделали это с 1 января 2002г. Именно 1 января 2002 г. является датой, с которой все организации без исключения обязаны использовать новый План счетов.
Некоторые подготовительные мероприятия осуществляли Министерство финансов Российской Федерации, Институт профессиональных бухгалтеров России, журнал «Бухгалтерский учет» и другие профессиональные издания[16].
Таким образом, переход к применению нового Плана счетов потребовал значительных усилий со стороны бухгалтерских служб и другого управленческого персонала организаций. Лишь глубоко изучив новый План счетов, проведя необходимые подготовительные мероприятия, можно было перейти к его практическому использованию.

1.2. Бухучет на предприятиях с государственной формой собственности
· в бюджетных организациях
Приказом
· 92н Минфин РФ утвердил Положение по бухгалтерскому учету “Учет государственной помощи”. Данное ПБУ устанавливает порядок в соответствии с которым коммерческие организации должны отражать в бухгалтерской отчетности информацию о получении и использовании государственной помощи. ПБУ применяется в отношении государственной помощи, полученной после 1 января 2000 года, а также к той части ранее предоставленной помощи, которая относится к периоду после 1 января 2001 года. В соответствии с п.4 ПБУ 13/2000 организации должны раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов. Согласно п.22 ПБУ 13/2000 в бухгалтерской отчетности организации должна быть раскрыта как минимум следующая информация о полученной ею государственной помощи:
величина и характер бюджетных средств, учтенных в отчетном периоде;
назначение и величина бюджетных кредитов, полученных организацией;
характер прочих форм государственной помощи, от которых организация получает экономические выгоды;
не выполненные на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
ПБУ 13/2000 устанавливает два способа принятия к учету. Первый способ заключается в отражении в бухгалтерском учете организации одновременно дебиторской задолженности по бюджетным средствам и возникновение целевого финансирования. В соответствии с п.5 ПБУ 13/2000 данный способ можно применять только в том случае, если одновременно выполняются следующие условия:
организация уверена, что сможет выполнить условия предоставления бюджетных средств;
организация уверена, что она получит бюджетные средства.
Второй способ заключается в том, что бюджетные средства принимаются к учету по мере фактического поступления ресурсов. Выбор того или иного способа учета должен быть отражен в принятой учетной политике предприятия. Теперь следует сказать несколько слов о правовом регулировании статуса государственных предприятий.
1. Государственное предприятие учреждается органами управления РФ, входящих в ее состав республик, автономных областей, автономных округов, краев и областей, уполномоченными управлять государственным имуществом.
2. Имущество государственного предприятия или вклад государства в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет бюджетных ассигнований и (или) вкладов других государственных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности РФ или входящей в ее состав республики, автономной области, автономного округа, края, области. Указанное имущество может передаваться в хозяйственное ведение предприятию в лице трудового коллектива.
3. Государственное предприятие отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия. Государство и его органы не несут ответственности по обязательствам государственного предприятия. Предприятие не отвечает по обязательствам государства и его органов.
4. Государственное предприятие является юридическим лицом, имеется собственное наименование с указанием организационно-правовой формы предприятия.
Издание Новой Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (утверждена приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г.
·107н) по своему значению не уступает Положениям по бухгалтерскому учету
·1-
·12.
  В отличие от принятых правил (стандартов), дающих коммерческим организациям существенную возможность самостоятельного выбора способов ведения и организации учета, Новая Инструкция для бюджетных учреждений направлена на усиление централизованного руководства бухгалтерским учетом и контроля за расходованием средств. Из нее исключены существовавшие ранее возможности выбора способов ведения бухгалтерского учета. Так до 2000г. учет в книге “Журнал-главная” мог вестись по субсчетам, а по решению учреждения — и по счетам. Теперь, согласно Инструкции, учет в книге “Журнал-главная” должен вестись только по субсчетам. Исключено право министерств и ведомств переводить учреждение на журнально-ордерную форму учета.  В тексте Новой Инструкции обращают на себя внимание регулярные напоминания об обязательном соблюдении законодательства и об ответственности со стороны руководителя и главного бухгалтера, которые раньше отсутствовали: Упор заметно смещается с ответственности исполнителей на ответственность руководителей[7].
          Новая Инструкция заставляет более внимательно отнестись и к документам, связанным с трудовым законодательством (пункт 15). Перечень лиц, с которыми возможно заключение договоров о полной материальной ответственности утвержден Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977 г.
·447/24 “Об утверждении перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности”.
Правда, многие ссылки можно считать лишь методом психологического воздействия, поскольку зачастую, во-первых, повторяются нормы, содержащиеся в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г.
·129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, во
· вторых – затрагиваются вопросы, выходящие за рамки порядка ведения бухгалтерского учета. Это отчетливо видно в таблице 1 сравнения норм ответственности новой и старой редакции инструкции.
Таблица 1. Сравнения инструкций по нормам ответственности
Прежня Инструкция (Приказ
·122)
Новая Инструкция (Приказ
·107н):

Норма отсутствовала

·Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”
·
·. и настоящей Инструкцией
· (пункт 4),


·Руководители министерств, ведомств, учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы. (пункт 9)

·Руководители учреждений несут ответственность за организацию бухгалтерского учета в учреждениях, соблюдение действующего законодательства при выполнении финансово-хозяйственных операций и хранение бухгалтерской документации
·. (пункт 8),

·Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств
· (пункт 7).

·Учреждения расходуют бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством
·
· (пункт 9).


·Главный бухгалтер (руководитель бухгалтерской службы) устанавливает служебные обязанности для работников бухгалтерии с тем, чтобы каждый работник знал свои обязанности и нес ответственность за их выполнение
· (пункт 11)

·Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер утверждает должностные инструкции для работников бухгалтерии
·
· (пункт 10),


·В обязанности бухгалтерских служб входит: обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с настоящей инструкцией и отдельными указаниями
·
· (пункт 10)

·В обязанности бухгалтерских служб входит: ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, настоящей Инструкции.
· (пункт 11)

Норма отсутствовала

·В случае разногласий между руководителем учреждения и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя учреждения, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность
·.( пункт 13)

·С лицами, ответственными за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности в установленном порядке
· (пункт 15)

·С лицами, предусмотренными действующим законодательством, ответственными за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей, заключаются в установленном порядке письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности
· (пункт 15)


·Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером
· (пункт 25).