Контроль расчетов с работниками по выплате заработной платы

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Задачи аудитора и программа проведения аудиторской проверки оплаты труда
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
“” .1. Теоретические аспекты аудита оплаты труда
“” .2. Нормативно
· правовое регулирование аудиторской деятельности
“” .3. Методика определения аудиторского риска
“” Глава 2. Ознакомление с “” деятельностью организации
· ОООЧОП «Эльконт»
“” .1. Общие положения
“” .2. Определение последовательности проверки расчетов по
“” оплате труда
“” .3. Проверка организации СВК
“” .4. Проверка соответствия записей первичных документов
“” регистрам бухгалтерского учета
“” .5. Проверка техники заполнения первичных документов
“” .6. Сбор аудиторских доказательств.
“” Глава 3. Формирование аудиторского заключения и предложения по улучшению состояния расчетов с персоналом по оплате труда в организации
“” .1. Принципы формирования аудиторского заключения
“” .2. Формирование аудиторской документации по результатам проверки СВК предприятия
“” .3. Мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля по оплате труда
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…
“” Заключение
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·…
“” Список использованной литературы
Приложения

Введение

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Собственники, и прежде всего коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ею и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги – это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации. Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Аудит – независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Аудит может проводиться как в целом по предприятию, при этом комплексно затрагиваются все сферы деятельности и их отражение в учете либо аудиту подвергается какой-то участок учета или вида деятельности. И кроме того, при проведении комплексного аудита проверка ведется по отдельным направлениям, одним из которых является, в частности, аудит оплаты труда.
Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента. Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Основная задача аудита оплаты труда – проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаний из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
Аудит труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за качеством и количеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера. Актуальность выбранной темы исследования объясняется зависимостью величины заработной платы от уровня жизни населения любой страны. Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.
Предметом исследования является внутренний аудит расчетов по оплате труда.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Эльконт», которое создано и действует на основе учредительного договора и устава, утвержденных общим собранием участников ОООЧОП «Эльконт» (протокол
·1 от 07.10 99 г.)
ОООЧОП «Эльконт» считается юридическим лицом с момента регистрации в отделе государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и лицензирования комитета по управлению муниципальным имуществом города Москвы от 05.10.99г.
· 454. Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права. Основной целью общества является получение прибыли.
Основным видом деятельности является охранная деятельность. Общество может также осуществлять и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.
В настоящей работе раскрывается понятие внутреннего аудита в двух аспектах
· сначала с точки зрения теоретических положений о значении , роли и месте аудита оплаты труда в аудиторской комплексной оцени баланса и потом о роле аудита в финансовом контроле, а во второй и третей главах рассматривается практическая сторона данного вопроса и приводится программа проведения аудита оплаты труда ОООЧОП «Эльконт», которая может быть рассмотрена как пример для проведения подобных проверок по оплате труда в специальной части и в целом при оценке финансово-хозяйственной деятельности по общим разделам.
Целью представленной выпускной квалификационной работы является изучение основных аспектов организации внутреннего аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
Чтобы раскрыть данную цель были поставлены следующие задачи:
– Рассмотреть теоретические аспекты проведения аудита оплаты труда и нормативно
· правовую базу, регламентирующую процедуру внутреннего контроля расчетов организации по оплате труда;
– Рассмотреть финансовую и хозяйственную документацию конкретного предприятия и определить источники проведения аудита оплаты труда;
– Привести методики проведения аудита оплаты труда на примере конкретного предприятия;
– Сформировать и привести аудиторское заключение по результатам проверки расчетов организации с персоналом по оплате труда;
– Предложить мероприятия по улучшению ситуации по оплате труда на примере конкретного предприятия.
Подробнее методики и мероприятия по проведению внутреннего контроля расчетов организации с персоналом по оплате труда будут рассмотрены в трех главах данной выпускной квалификационной работы.

Глава 1. Задачи аудитора и программа проведения аудиторской проверки оплаты труда

Теоретические аспекты аудита оплаты труда

Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг:
-постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
-составление деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-анализ финансово-хозяйственной деятельности;
-оценка активов и пассивов экономического субъекта;
-консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства;
-обучение;
-и др.
Аудит – независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения. Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента. Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют. Основная задача аудита оплаты труда – проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Рассматривая вопрос проведения аудиторской проверки оплаты труда, следует определить основные задачи, которые решаются аудитором:
1). Проверяя правильность оплаты труда, аудитор должен проверить
-наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
-соответствие показателей аналитического учета по счету 70 с записями в Главной книге и бухгалтерском балансе на одну и туже дату.
2). При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить:
-соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;
-своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;
-утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;
-правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;
-правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).
Основная задача аудита оплаты труда
· проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда. Проверка носит комплексный характер и включает контроль соблюдения нормативно-правовых актов, касающихся трудового законодательства, правильности начисления различных видов оплат и удержаний, правильности ведения бухгалтерского учета расчетов как по физическим лицам, так и в целом по предприятию, а также начисления налогов и платежей с фонда оплаты труда (ФОТ) и выплат социального характера.
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить, относятся следующие: соблюдение положений законодательства о труде, состояние внутреннего контроля по трудовым отношениям; учет и контроль выработки и начисления заработной платы; расчеты удержаний из заработной платы физических лиц; сводные расчеты по заработной плате; расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с ФОТ.
Представленные комплексы задач охватывают типовые учетные задачи, а также общие принципы организации расчетов по соблюдению трудового обязательства. Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора по всем выделенным комплексам задач.
По данным заполнения справочника (вопросника) можно сделать выводы об организации системы внутреннего контроля (низкий уровень, высокий уровень и т. д.), бухгалтерского раздела (отвечает или не отвечает требованиям оперативности, достоверности).
Выводы, сделанные на основании информации справочника, позволяют аудитору назначить соответствующие процедуры для сбора аудиторских доказательств, обратить внимание на те или иные моменты при выполнении проверки отдельных расчетов.
В первую очередь при проведении аудита учета труда и его оплаты проверяют правильность соблюдения положений законодательства о труде, состояние внутреннего учета и контроля по трудовым отношениям. Прежде всего, целесообразно проверить, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. Аудитор должен проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.
Правильность оформления работников проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используется сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия.
Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работникам, состоящим на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы. По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работнику (дни отпуска, дни болезни и др.).
Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
Далее проверяется расчет по начислению повременных и прочих видов оплат. В этом комплексе аудитор проверяет, как производились начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, расчеты за дни пребывания в отпуске, расчет премий и других видов оплат. При несовпадении полученных аудитором данных с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и, если выяснится, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, то делают соответствующие замечания в отчете аудитора.
Далее происходит проверка расчетов удержаний из заработной платы. К основным видам удержаний относятся: налог на доходы физических лиц и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц аудитор должен руководствоваться Налоговым кодексом второй части. Учесть величину льгот если они есть, статус работника, величину налогооблагаемой базы.
Помимо контроля расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. С этой целью уточняют базу налогообложения для определения единого социального налога, перечисляемого во внебюджетные фонды.
Для проверки правильности формирования базы налогообложения, аудитор руководствуется Инструкцией Госкомстата РФ от 24.11.2000 г. «О составе фонда заработной платы и выплат социального характера». В завершении проверки проверяются сводные расчеты по заработной плате, т.е. проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов.
Для аудитора очень важно знание наиболее распространенных ошибок и нарушений, встречающихся при аудите расчетов по оплате труда. Наиболее характерные ошибки приведены далее:
Не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда.
Не ведутся табели рабочего времени.
Включение в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения оплаты труда за предоставление охранных услуг.
Не включались в совокупный доход работающих сумм премий и выданных подарков.
Неверно производилось начисление налога с доходов физических лиц.
Неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат.
Наряду с проверкой аналитических и синтетических данных расчетов по оплате, важное значение приобретает работа по улучшению организации этого участка учета. Для этой цели аудиторская фирма может порекомендовать: автоматизировать расчеты по оплате труда, использовать унифицированные формы документов, уточнить правильность выполнения расчетов, применять наиболее рациональные системы ведения аналитического учета по работающим и др.

1.2. Нормативно
· правовое регулирование аудиторской деятельности

Вопрос о необходимости аудита в современной истории России возник с начала рыночных преобразований. В законе РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР” упоминается необходимость проведения проверки для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями силами аудиторских организаций РСФСР, а также проверки аудиторской организацией ликвидационного баланса предприятия при его ликвидации.
Был разработан первый проект закона об аудиторской деятельности, который собирались принять в 1992 году, но в результате политического кризиса в нашей стране закон тогда так и не был принят. В период, когда в нашей стране отсутствовал законодательный орган, указом Президента были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Как следует из названия, разработчики предполагали, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго. На самом деле временные правила оказали значительное влияние на российский аудит и просуществовали без малого восемь лет.
В 1995 году работа над законом об аудиторской деятельности возобновилась, и через несколько лет Правительством был подготовлен очередной проект.
Менялись законодательные органы нашей страны, и только в апреле 2002 г. в обстановке групповых протестов, коллективных обращений, эмоциональных газетных публикаций законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе.
Реально закон были принят Государственной Думой 13 июля 2001 года, на одном из последних заседаний весенней сессии, 20 июля (также на последнем в ту сессию заседании) закон прошел Совет Федерации, 7 августа он был подписан Президентом РФ и был официально опубликован в Российской газете 9 августа.
Закон начинается с определения аудиторской деятельности и аудита. “Аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей
·” (ст. 1, п. 1). “Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации” (ст. 1, п. 3, первый абзац).
Самое главное отличие заключается в том, что цель аудита как “установление достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности” экономических субъектов” изменилась на “выражение мнения о достоверности”. Другими словами, признано, что аудитор не может абсолютно гарантировать достоверность отчетности клиента, он может отвечать лишь за свое мнение о такой достоверности. Такой подход соответствует принятому в цивилизованном мире, например в Международных стандартах аудита (МСА) говорится: “Аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность, во всех существенных аспектах, в соответствии с установленными основами финансовой отчетности”.
Есть и еще один нюанс: согласно Временным правилам аудитор должен также установить “соответствие совершения ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации”, т.е. здесь речь идет о всем мыслимом российском законодательстве – гражданском, уголовном, административном. В законе говорится о “соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации”, т.е., например, проверка соблюдения налоговых или валютных нормативных актов вменяется в обязанность аудитору постольку, поскольку соответствующие нарушения затрагивают достоверность бухгалтерской отчетности аудируемых лиц.
Наконец, в законе дается определение и того, что можно считать достоверностью отчетности. Это та степень точности данных финансовой отчетности, которая позволит пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о деятельности аудируемого лица и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (ст. 1, п. 3, второй абзац). Такое положение также лежит в русле международных подходов, но отличается от того, что было во Временных правилах (там вопрос о достоверности как само собой разумеющийся был вообще обойден) и в действующих российских ПБУ, где достоверной и полной признается (с некоторыми оговорками) бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Можно указать и еще на некоторые нюансы в определении аудита. Во Временных правилах было дословно написано “аудиторская деятельность – аудит”, т.е. данные два понятия объединяло тире и предполагалось, что и аудит, и деятельность – тождественные понятия. В ходе развития терминологии многие российские специалисты пришли к выводу, что логично называть аудитом собственно проверку отчетности на предмет ее достоверности, а аудиторской деятельностью – совокупность аудита и сопутствующих ему услуг. В явном виде данный принцип в законе не прописан, но в ст. 1. п. 1 написано “аудиторская деятельность, аудит”, т.е. данные два понятия даны через запятую, что позволяет толковать их как общее и частное понятия и открывает возможность для трактовки аудита как частного случая аудиторской деятельности.
Закон рассматривает определение и особенности обязательного аудита.
Следует отметить несколько положительных отличий закона по сравнению с Временными правилами.
Во-первых, во Временных правилах к обязательным проверкам были отнесены не только ежегодные проверки экономических субъектов, отвечающих определенным критериям (как это принято в экономически развитых странах мира), но и проверки по поручению государственных органов. Как известно, такие проверки “по поручению” обычно не ставят своей целью выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, а призваны служить поиску конкретных злоупотреблений или правонарушений, следовательно не могут быть вообще отнесены к аудиту в узком смысле этого слова. В законе в данный вопрос наконец удалось внести ясность.
Во-вторых, во Временных правилах была записана норма о том, что обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации.
Сам перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту претерпел некоторые изменение по сравнению с тем, который содержался в указанных постановлениях Правительства и привычен российским аудиторам. В законе сохранились открытые акционерные общества, банки, страховые компании, биржи и фонды.
Статья 9 закона касается такого важного вопроса, как правила (стандарты) аудиторской деятельности.