Законодательно – нормативная база деятельности местной милиции

Содержание

“” Введение

“” Глава 1. Милиция общественной безопасности, ее функции и задачи
“” .1. Понятие, задачи и функции милиции общественной безопасности
“” .2. Организационное построение и правовая основа деятельности подразделений милиции общественной безопасности
“” .3. Взаимодействие милиции общественной безопасности с криминальной милицией и следственными органами

“” Глава 2. Правовые основы применения принуждения сотрудниками МОБ
“” .1. Правовые основания применения физической силы
“” .2. Основания и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками МОБ
“” .3. Основания и порядок применения сотрудниками милиции специальных средств

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Органы внутренних дел неоднородны. Они состоят из различных функциональных подразделений. Эти подразделения осуществляют ту или иную функцию по созданию условий для соблюдения законности, поддержания общественного порядка.
Органы внутренних дел – структура, способствующая поддержанию социального мира в обществе. Общество состоит из различных социальных групп и индивидов. У них разные, зачастую противоположные, интересы. Общество, что быть стабильным, должно соблюдать определенные правила, не выходить за определенные рамки. Обеспечением соблюдения этого “невыхода” и занимаются органы внутренних дел.
Милиция общественной безопасности практически во всех нормативно-правовых актах имеет в скобках добавление
· местная милиция. Согласно федеральному закону
·Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
· от 20.08.95
· 154-ФЗ термин
·местный
· и словосочетания с ним применяются в отношении предприятий, органов и иных объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления. Следовательно, местная милиция
· орган, осуществляющий какое-либо полномочие местного самоуправления. И такое полномочие имеется – охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью.
Отсюда вытекает некая двойственность, особый административно-правовой статус милиции общественной безопасности
· она является и органом внутренних дел (т.е. подразделением федерального органа исполнительной власти
· МВД) и органом, подконтрольным местной администрации.
Методическую основу дипломного исследования составляет комплекс методов научного познания, включающий в себя философский, историко
· правовой и сравнительно
· правовой методы. В основе философского метода научного познания лежит диалектический метод, системный подход, научно
· познавательные возможности которых позволяют всесторонне исследовать законодательно
· нормативную базу деятельности местной милиции.
Теоретической, нормативной и практической базой исследования послужили: Уголовный Кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР “О милиции” от 18 апреля 1991 года
· 1026-1, Федеральный закон
·Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
· от 20.08.95
· 154-ФЗ, Положение о милиции общественной безопасности. Приложение
· 1 к Указу Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г.
· 209, Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Утверждено Указом Президента РФ от 18.04.96
· 567 и другие нормативно
· правовые акты.
При подготовке работы использовались как труды, ставшие классикой российской цивилистики, так и материалы периодической печати, представленные в основном статьями юристов и практических разработчиков законов в форме комментариев отдельных положений и ответов на вопросы читателей. Среди них следует отметить работы Коренева А. П., Кондрашова Б.П. и других.
Широко использованы теоретические основы уголовного права, так как помимо анализа действующего законодательства, в работе предпринята попытка определить аксиому противоположных точек зрения на проблему функционирования милиции общественной безопасности.
Для более полного раскрытия темы был использован достаточно объемный материал специальной литературы, перечень которой приведен в заключительной части.
Объектом настоящего дипломного исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности милиции общественной безопасности.
Предмет исследования составляют нормативно
· правовое регулирование, практика применения правовых норм и правовые последствия осуществления деятельности милиции общественной безопасности в Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование особенностей регулирования деятельности милиции общественной безопасности по законодательству РФ.
Для этого нам необходимо решить ряд задач:
очертить круг задач и функций милиции общественной безопасности;
рассмотреть организационное построение и правовая основа деятельности подразделений местной милиции;
определить границы взаимодействия милиции общественной безопасности с криминальной милицией и следственными органами
исследовать Правовые основы применения принуждения сотрудниками местной милиции.
Научная новизна дипломной работы состоит в попытке объединить разрозненные проблемы, возникающие в практике осуществления деятельности милиции общественной безопасности в Российской Федерации, в т.ч. появляющиеся в результате совершения неправомерных действий как исполнителями, так и должностными лицами, призванными обеспечить точное применение законов на местах, и обосновать пути и способы их разрешения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в нормотворческой деятельности при совершенствовании законодательства о деятельности милиции общественной безопасности в РФ и правоприменении.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Местная милиция, в чистом смысле этого слова, в настоящее время встречается только в крупных городах. Причина
· малые муниципальные образования не могут финансировать соответствующие подразделения.
Эти, а также иные особенности образования и правового положения милиции общественной безопасности будут рассмотрены в настоящей работе.
Глава 1. Милиция общественной безопасности, ее функции и задачи
1.1. Понятие, задачи и функции милиции общественной безопасности

Милиция представляет собой важнейшую составную часть МВД России. Она призвана защищать права и свободы человека и гражданина, объекты независимо от форм собственности, обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность. Закон
·О милиции
· в соответствии с международными правовыми стандартами устанавливает, что милиция защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ей запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах со стороны милиции допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Впервые юридической обязанностью милиции стало разъяснение гражданину во всех случаях ограничения прав и свобод оснований и повода для этого.
Перед органами внутренних дел ставятся новые задачи, которые во многом определяются изменившейся правоохранительной ситуацией. В обществе появились такие явления, как несанкционированные митинги, неформальные организации, общественные движения различной направленности, происходят острые конфликты на почве межнациональных отношений, повысилось значение средств массовой информации, ширится предпринимательское движение. Все эти реалии влияют на формы и методы практической деятельности милиции.
Задачами милиции являются:
обеспечение безопасности личности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
выявление и раскрытие преступлений;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Милиция является основным органом охраны общественного порядка. Сотрудники милиции ежедневно взаимодействуют с людьми, по поводу совершенных правонарушений и с профилактическими целями. Как ни один иной правоохранительный орган, милиция (в особенности – милиция общественной безопасности) плотно и постоянно контактирует с гражданами. При этом каждый такой контакт должен демонстрировать то, что милиция является государственным органом, призванным консолидировать общество против нарушений закона, демонстрировать защиту прав и свобод человека и активность по пресечению нарушения этих прав. Все это есть поддержание социального мира, так как любой социальный слой и любой гражданин знают о такой функции милиции и поступают во взаимоотношениях с сотрудниками милиции соответственно.
Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности – также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.
Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (местной милиции).
Основными задачами местной милиции являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений, раскрытие преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания, а также оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
В состав милиции общественной безопасности (местной милиции) входят: дежурные части; участковые инспектора милиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения патрульно-постовой милиции, в том числе ОМОН; подразделения ГИБДД, охраны объектов по договорам, охраны и конвоирования задержанных и арестованных, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частью детективной и охранной деятельности, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по раскрытию преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно, и др.
Законодательство определяет широкий круг обязанностей и наделяет необходимыми правами органы милиции в целях борьбы с правонарушениями, а также предусматривает условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Подробно урегулировано и правовое положение, прохождение службы, гарантии правовой и социальной зашиты сотрудников милиции.
В целях принятия комплексных мер по усилению борьбы с преступностью Указом Президента от 18 апреля 1996 г. утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, в соответствии с которым правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений.Огромную важность за последние годы приобрела проблема подростковой преступности. Во многом она связана с ослаблением контроля родителей, школ и других учебных заведений за несовершеннолетними. Сотни тысяч малолетних правонарушителей состоят на учете в органах внутренних дел. Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, образованные в соответствии с Указом Президента от 6 сентября 1993 г.
·О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав
·, ввиду слабой материальной базы не обеспечивают эффективной профилактики.
Постановлением Правительства от 14 октября 1996 г. утверждено Положение о Национальном центральном бюро Интерпола. Сфера Интерпола
· исключительно уголовная. На МВД России возложена обязанность осуществлять меры по повышению эффективности деятельности этого бюро в области сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государства
· членов Международной организации уголовной полиции (Интерпола).Значительное место в деятельности органов милиции занимают вопросы, касающиеся реализации положений о паспортной системе и прописке (регистрации) граждан. Основным нормативным правовым актом в этой области является Положение о паспортной системе в СССР от 28 августа 1974 г. Оно определяет порядок выдачи, обмена, изъятия паспортов и регистрационного учета.
Существенные изменения в паспортную систему были внесены Законом от 25 июня 1993 г.
·О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации
·. Закон отменил институт прописки и выписки граждан, заменив его их регистрационным учетом.17 июля 1995 г. Правительством было принято постановление
·Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за регистрацию
·. Ведомственные нормативные акты МВД СССР в части, касающейся регламентации вопросов прописки и выписки граждан, не применяются с 1 января 1996 г. Теперь каждый житель России сможет осуществить свое право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, закрепленное за ним ст. 27 Конституции.
Главное отличие прописки от регистрации состоит в том, что прописка носила характер разрешительный, а регистрация несет чисто уведомительную функцию. Теперь каждому россиянину для того, чтобы получить в паспорте регистрационный штамп, достаточно поставить местное отделение внутренних дел в известность о своем местожительстве. Если же гражданин приехал куда-либо на короткое время, ему выдается соответствующее свидетельство о временном проживании.
Цель регистрационного учета
· обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Зарегистрированному гражданину, как и в период действовавшей прописки, будет затруднительно скрыться и от уплаты алиментов, и от своих кредиторов.
Органами регистрационного учета в городах, поселках и т.п., в которых имеются органы внутренних дел, являются именно эти органы, а в остальных населенных пунктах
· органы местного самоуправления. К ответственным за регистрацию относятся должностные лица, связанные с выполнением обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями специального назначения: жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов; жилищно-строительных, жилищных кооперативов и т.д.
Регистрация граждан, прибывших для временного проживания, производится в трехдневный срок по предъявлении установленных документов. Это документы, удостоверяющие личность, соответствующие заявления, а также документы, являющиеся основанием для временного проживания. Местом пребывания признается место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база.
Регистрация граждан по месту жительства также производится в трехдневный срок. В случае перемены места жительства гражданин обязан в семидневный срок представить соответствующие документы. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных условиях, предусмотренных законодательством. Это
· жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.
За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина. Естественно, существуют ограничения для регистрации. Гражданину может быть отказано в регистрации по месту жительства, если: дом (жилое помещение) грозит обвалом; размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего, окажется менее нормы жилой площади, установленной жилищным законодательством,
· при заключении договора найма (поднайма), аренды (субаренды); в судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста; ордер на вселение или сделка, документ на право владения, собственности на жилье признаны недействительными. Ограничения распространяются на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, зоны стихийных бедствий и экологических катастроф, места расположения военных городков, приграничные районы. Есть и ограничения, диктуемые жилищным законодательством (например, согласие взрослых на проживание).
Снятие граждан с регистрационного учета производится в случаях изменения места жительства, призыва на военную службу, осуждения к лишению свободы, признания безвестно отсутствующим, смерти или объявления умершим, выселения из занимаемого жилого помещения.
15 августа 1996 г. принят Федеральный закон
·О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию
·, согласно которому каждый может свободно выезжать за пределы страны, а гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Законом определен порядок оформления и выдачи документов. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина, по которым граждане России осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних – в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.
Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Милиция, как говорилось выше, делится на криминальную и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция, как следует из ее названия, занимается преступлениями и всем, что с ними связано. Иными словами – криминальная милиция есть орган реагирования на совершенное правонарушение (преступление). Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей и является органом дознания.
Криминальная милиция начинает действовать после совершения преступления. Милиция общественной безопасности производит профилактическую работу, хотя и функции дознания выполняет также. Но основные ее задачи позволяют говорить о том, что это основной орган в структуре МВД, занимающийся общественной безопасностью.
Численность милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащейся за счет республиканского бюджета Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ. Численность местной милиции, содержащейся за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Перечень подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет указанных бюджетов, определяется Правительством РФ. Устанавливаемая их численность не должна быть ниже нормативов, утвержденных Министерством внутренних дел РФ. Решения о создании, реорганизации и ликвидации изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет бюджетов субъектов РФ, и местных бюджетов, осуществляются исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.
Начальники милиции общественной безопасности (местной милиции) районов, городов, районов в городах, субъектов РФ утверждаются в должности и освобождаются от нее исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению начальников соответствующих органов внутренних дел и министров внутренних дел республик и являются по должности заместителями этих министров или начальников.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать в пределах имеющихся в их распоряжении средств расходы на содержание милиции. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов и закрытых административно-территориальных образований могут устанавливать дополнительную численность милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств собственных бюджетов. Увеличение численности милиции общественной безопасности оформляется соответствующим постановлением или решением органа государственной власти, а также приказом министерства внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управления (главного управления) внутренних дел. При этом следует полагать, что указанные районы в городах, сельские населенные пункты и поселки являются самостоятельными муниципальными образованиями.