Участковые

Содержание

Введение
1. Анализ оперативной обстановки участковыми инспекторами милиции
2. Планирование работы участковыми инспекторами. Служебные документы.
3. Виды взаимодействия участковых инспекторов милиции и граждан
4. Порядок рассмотрения участковыми заявлений и жалоб граждан
Заключение
Список литературы

Введение

Опросы населения показывают: около 70% граждан предпочитают обращаться именно к участковому инспектору милиции. Это обусловлено территориальной близостью и возможностью быстрого реагирования, то есть оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением правопорядка. Служба участковых инспекторов милиции, как по объему, так и по важности задач, поставленных перед органами внутренних дел, по той роли, которую они играют в охране правопорядка, занимает одно из ведущих мест в системе органов внутренних дел.
Участковый инспектор является полномочным представителем милиции на определенной территории, ближе других сотрудников органов внутренних дел стоит к населению, выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех служб, подразделений, аппаратов органов внутренних дел. Такое должностное положение во многом предопределяет универсальный характер его деятельности, требует высокого профессионализма, знания оперативной обстановки на участке, умения использовать в своей работе не только арсенал милицейских средств и методов, но и психолого-педагогических навыков.
Сегодня участковым инспекторам принадлежит ведущая роль в решении задач, возложенных на милицию, и не только потому, что они составляют одну из наиболее многочисленных ее служб, но и потому, что находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

1. Анализ оперативной обстановки участковыми инспекторами милиции

Изучение и оценка оперативной обстановки – обязательное условие, для правильной организации выполнения участковым инспектором его обязанностей. Без этого он не сможет определить главное в работе, правильно спланировать и выбрать наиболее эффективные формы ее осуществления. Сбор, накопление информации об оперативной обстановке на участке, ее изучение и оценка – процесс непрерывный. Он начинается при приеме участка, а затем становится постоянным и систематическим.
Для рационального использования служебного времени и повышения эффективности труда участковый инспектор милиции должен владеть оперативной информацией о положении дел на обслуживаемом участке. Он должен хорошо знать территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и работу предприятий, в том числе и акционерных организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, аптек, больниц и других мест, где имеются какие-либо элементы оборота наркотических средств, порядок и состояние их охраны; места стоянок автомототранспортных средств, а в сельской местности, кроме того, все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания дикорастущих и культурных наркосодержащих растении.
Он должен хорошо знать и учитывать в своей работе:
характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения обслуживаемой территории;
количество и характер раскрытых и нераскрытых преступлений, совершенных на территории участка, обстоятельства, способствующие их совершению;
лиц, поведение которых контролируется милицией в соответствии с законом и установленными в отношении их ограничениями;
приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших, похищенных вещах; места концентрации антиобщественного элемента, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления;
обстоятельства, способствующие данным криминальным проявлениям;
силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления правопорядка.
Информацию о состоянии оперативной обстановки участковый инспектор милиции получает путем непосредственного общения с работниками других отраслевых служб и нарядами милиции, работниками частных охранных предприятий и служб безопасности, а также с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, при ознакомлении с учетными материалами дежурной части, поступившими заявлениями и сообщениями граждан и т. д.
Участковый инспектор милиции должен не только хорошо знать источники информации, но и умело, профессионально грамотно их использовать, давать правильную оценку поступившей информации, делать из нее нужные выводы. Он должен уметь не только накапливать многочисленную и разнообразную информацию, но и анализировать ее для последующего практического применения.
Информация о каждом участке заносится в паспорт участка, который ведется участковым инспектором милиции. Паспорт включает в себя следующие разделы:
сведения о приеме и сдаче участка;
план участка (вставка);
сведения, характеризующие участок;
предприятия, организации и учреждения (независимо от форм собственности), фермерские хозяйства, лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения, организации жилищно-коммунального хозяйства и связи;
объекты торговли и общественного питания, базы, склады;
общежития; объекты лицензионно-разрешительной системы;
частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности на предприятиях;
список лиц из числа жителей участка, находящихся в местах лишения свободы;
список лиц, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкоствольное огнестрельное оружие;
внештатные сотрудники милиции;
общественные объединения по охране правопорядка;
учет преступлений, совершенных на участке.
Паспорт регистрируется в секретариате (канцелярии) органа внутренних дел и выдается участковому инспектору милиции под расписку и хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового инспектора. Порядок ведения паспорта проверяется начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности один раз в полугодие.

2. Планирование работы участковыми инспекторами. Служебные документы.

Планирование работы участковым инспектором милиции – это постановка задач на определенный период и конкретизация их в соответствующих мероприятиях, отражающих объем работы, способы и сроки ее выполнения.
Участковый инспектор милиции работает по личному плану, составляемому в рабочей тетради на месяц. План утверждается начальником милиции общественной безопасности. При необходимости с учетом складывающейся оперативной обстановки участковый инспектор милиции планирует работу на каждый день и учитывает ее в рабочей тетради.
Исходными документами для планирования являются планы работы органа внутренних дел, планы работы совета общественного пункта, а также данные анализа сложившейся или предполагаемой оперативной обстановки на участке.
Главное требование, предъявляемое к планированию – конкретность. Конкретность планирования, т.е. практическая необходимость, своевременность мероприятий, которые намеревается осуществить участковый инспектор милиции, достигается тогда, когда он хорошо знает обстановку на участке, умеет отбирать из общей массы информации такие сведения, которые требуют безотлагательного или во всяком случае первоочередного реагирования на них.
План работы каждого участкового инспектора милиции строго индивидуален. Тем не менее, каждый план должен отражать в себе мероприятия исходя из анализа оперативной обстановки. В нем должны содержаться мероприятия, направленные на выявление и устранение условий, способствующих совершению правонарушений; на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений. Здесь же должны быть намечены мероприятия по организации взаимодействия в этой работе с общественностью.
В плане необходимо предусматривать мероприятия:
по обеспечению общественного порядка, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску преступников и лиц, без вести пропавших;
по осуществлению контроля над исполнением должностными лицами и гражданами законов, постановлений и иных актов органов государственной власти по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения лицензионно-разрешительной системы;
контроля за выполнением гражданами и должностными лицами правил паспортно-регистрационной системы;
организации работы с внештатными сотрудниками милиции и другими представителями общественности;
повышения правовой культуры населения и др.
В зависимости от особенностей участка в планы работы могут быть внесены и другие мероприятия.
В рабочую тетрадь участковый инспектор милиции также заносит информацию, связанную с осуществлением служебной деятельности на участке.
Общие основы организации работы участковых инспекторов милиции не исключают их разнообразия и специфики на каждом участке в зависимости от различных обстоятельств, что обусловливает индивидуализацию планирования. Так, определенные особенности имеет организация работы участкового инспектора в сельской местности: протяженность обслуживаемой территории; отдаленность участка от органа внутренних дел; специфичность правонарушений (кража скота, птицы, урожая и т.д.). Таким образом, в сельской местности на участкового инспектора возлагается ряд дополнительных обязанностей.
Ежедневный план участкового инспектора довольно часто не выполняется по ряду объективных причин (совершение преступления на участке; подключение к проведению какой-либо операции, например налоговой полиции; семейно-бытовые скандалы; правонарушения несовершеннолетних и др.). Вместе с тем правильное, рациональное использование своего служебного времени в интересах службы, в конечном итоге, отражается и на результатах работы.
Например, при проверке заявления гражданина о защите своих субъективных прав в жилом секторе, участковый инспектор не только устанавливает лиц проживающих по указанному конкретному адресу, но и в то же время, при отборе объяснений от соседей по фактам, связанным с проверкой заявления, отрабатывает жилой сектор, устанавливает доверительные отношения, выявляет нарушения паспортно-регистрационных правил и др.
Планируемые мероприятия должны быть конкретными, реально выполнимыми и насущно необходимыми именно на данный период. Ежедневное планирование, так или иначе, в конечном итоге направлено на выполнение, как месячного плана участкового инспектора милиции, так и плана органа внутренних дел в целом.
Основными элементами организации (самоорганизации) работы участкового инспектора милиции являются следующие:
а) прием участка;
б) изучение и оценка оперативной обстановки;
в) планирование работы и учет проводимых мероприятий;
г) взаимодействие с сотрудниками других служб и подразделений органа внутренних дел путем обмена информацией;
д) подбор и оформление внештатных сотрудников милиции и доверенных лиц;
е) взаимодействие с общественными организациями, охранными предприятиями, участвующими в охране общественного порядка;
ж) прием граждан в ОПОП или в служебном помещении на участке;
з) отчет о проделанной работе;
и) изучение положительного опыта работы и внедрение его на участке.
Участковый инспектор милиции ведет следующую документацию:
а) паспорт на участок;
б) рабочую тетрадь;
в) контрольные карточки (на лиц, находящихся под надзором, к которым применено условное осуждение);
г) дела административного надзора.
Кроме этого участковый инспектор составляет различные документы административного, процессуального характера (рапорта, ответы на запросы, объяснения, протоколы и др.).

3. Виды взаимодействия участковых инспекторов милиции и граждан

Располагая комплексом организационных и правовых средств профилактической деятельности, участковый инспектор для их реализации использует различные способы (приемы). Так, организационная форма профилактического воздействия на формирование правосознания граждан, проживающих на обслуживаемом участке, осуществляется путем информационного воздействия на сознание через средства массовой информации (кабельное телевидение; газеты-многотиражки, выпускаемые на предприятиях и на территории микрорайонов; стенная печать и др.). Также большое значение имеют выступления участкового инспектора в трудовых коллективах, общеобразовательных школах, на сходах и собраниях жителей по вопросам охраны общественного порядка; разъяснения текущего законодательства (в том числе и ответственности за совершение правонарушений); доведение до граждан причин и условий совершения правонарушений; оказание помощи гражданам: в получении удостоверения личности (паспорта) лицам, не имеющим места жительства; в трудоустройстве; в лечении от алкоголизма, наркомании и др.
В организационно-профилактическую деятельность участкового инспектора милиции, в частности, входят: установка в целях предупреждения хищений в организациях, учреждениях и предприятиях химических ловушек; выступления и лекции на правовые темы на сходах граждан; проведение в ОПОП бесед с лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; предупреждение водителей по поводу установки сигнализации на автотранспортные средства в целях предупреждения угона.
Индивидуальная профилактическая работа включает в себя:
а) своевременное выявление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений (преступлений);
б) их учет;
в) систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни;
г) принятие необходимых мер к недопущению с их стороны правонарушений.
На практике участковые инспектора ведут учет лиц злоупотребляющих спиртными напитками, родителей (лиц их заменяющих) злостно не выполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей; несовершеннолетних, совершивших правонарушения, и другие категории.
К лицам, подлежащим картотечному учету, относятся: лица, находящиеся под административным надзором; осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы (штраф, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и др.).
Применение правовых средств, профилактического воздействия на граждан, осуществляется в рамках общего административного надзора, который и занимает основную часть служебной деятельности участкового инспектора милиции. Среди таких средств можно назвать меры административной ответственности (за пьянство, проституцию, мелкое хулиганство, антисанитарию, нарушения правил торговли и др.); меры, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, и другие меры административного принуждения, налагаемые на правонарушителей.
Меры административного и уголовного принуждения применяемые к гражданину в той или иной мере оказывают на последнего индивидуально-профилактическое (в том числе и воспитательное) воздействие. Однако конечная цель индивидуально-профилактической работы состоит не в том, чтобы любой ценой не допустить совершения профилактируемым лицом правонарушения, а в том, чтобы лицо сознательно стремилось вести нормальный образ жизни. Это, безусловно, задача всего государства, в решение которой участковый инспектор милиции вносит свою определенную часть труда.
Для более успешного выполнения своих должностных обязанностей участковый инспектор милиции должен организовывать свою работу, опираясь на помощь общественности и населения. Особенно это необходимо делать участковым инспекторам, работающим в сельской местности, где специфика деятельности (в частности, большая протяженность территории участка) заставляет постоянно обращаться за информацией к жителям с целью поддержания должного правопорядка.