Субъекты административной ответственности

Обязательны для использования следующие источники (пусть не все):
Административное право (под. ред. Л. Л. Попова) М., 2000
АПК РФ, НК РФ, ГПК РФ
Овчарова Е. В. Административная ответственность юридических лиц (в трех номерах ж-ла Человек и право)
Комениченко
Комментарий к КоАП РФ М, 2003
Комментарий к КоАП РФ МГЮА, М.,2002
Комментарий к КоАП РФ
· 1 ВАС РФ М,2002
Якимов А. Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М.: Проспект, – 1999.

Нужно дать кратко (каждый вопрос примерно на 2 стр), но не цитируя кодекс и комментарий, а из указанных ниже трудов
Понятие административной ответственности и ее виды
Правовое положение субъектов административной ответственности (как вводный параграф к главе 1)

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Физические лица как субъекты административной ответственности
“” .1. Граждане
“” .2. Несовершеннолетние
“” .3. Должностные лица
“” .4. Военнослужащие и иные, проходящие службу лица
“” .5. Судьи и иные лица, привлекаемые в особом порядке к административной ответственности
“” Глава 2. Юридические лица как субъекты административной ответственности
“” Глава 3. Проблемы совершенствования законодательства в области административной ответственности
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В России действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные правила, правила торговли, таможенные правила, правила по технике опасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли, охраны окружающей среды и природных ресурсов, правила воинского учета, пограничного режима, чрезвычайного положения
Нарушения административных правил могут повлечь разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, административную и материальную. Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.
Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают нормы не только административного права, но и ряда других отраслей права, в частности трудового и финансового. Все это обусловливает высокую актуальность темы данной работы.
В данной работе мы рассмотрим субъектов административной ответственности и их индивидуальные особенности, а также проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности.

Глава 1. Физические лица как субъекты административной ответственности

1.1. Граждане

Главная особенность, характеризующая граждан как участников административных правоотношений, заключается в том, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных или негосударственных организаций или их должностных лиц. Поэтому административные правоотношения между гражданами в качестве одной стороны, обладающей правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, и другой стороной в лице соответствующего органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, могут складываться в связи:
с реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере исполнительной власти;
с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;
с нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;
с нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.
Основные права и обязанности граждан России в сфере исполнительной власти являются частью комплекса прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Конституции страны и конкретизированных в законах и других правовых актах.
Так, согласно ст. 32 Конституции, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.
Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст. 27 Конституции Российской Федерации).
Граждане России имеют право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Наряду с этим на граждан возложены обязанности: платить установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); защищать Отечество (ст. 59); соблюдать Конституцию и законы, в том числе административно-правовые нормы.
В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, то есть специальных правовых, организационных и иных мер, направленных на охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Например, ст. 45 и 46 Конституции устанавливают, что в Российской Федерации каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
Согласно ст. 45 Конституции, Российская Федерация гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Эта конституционная обязанность государственных органов детализирована во многих правовых актах с изложением различных методов и мер (например, рассмотрение протестов прокуроров, частных определений судов, жалоб граждан и др.).
КоАП установлен определенный процессуальный порядок, который является важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной ответственности за их неправомерные действия в сфере исполнительной власти.
С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Указом Президента от 18 октября 1996 г. утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации. Комиссия
· совещательный и консультативный орган, наделенный контрольными и координационными функциями. Ее основные задачи
· создание условий для реализации Президентом его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, включая полномочия по осуществлению контроля за обеспечением соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами; содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; укрепление международного сотрудничества в этой области.
Для решения этих задач Комиссия наделена широкими полномочиями
· она может получать информацию и материалы, проводить проверки, посещать любые государственные учреждения и организации. Комиссия составляет ежегодные доклады, ставит вопросы и вносит предложения, рассматривает обращения граждан, участвует в разработке проектов актов Президента и международных договоров.
В соответствии со ст. 85 Конституции Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения вопроса соответствующим судом.
Важнейшими гарантиями являются также принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами 26 февраля 1997 г. принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Закон определяет компетенцию Уполномоченного, организационные формы и условия его деятельности. Он рассматривает жалобы граждан России и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, к решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
Административно-правовое положение граждан может быть различным. Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти, то есть быть участником административных правоотношений, гражданин, как и другие субъекты административного права, должен обладать административной правоспособностью. Под ней понимается фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью.
Статья 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом, что гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Граждане обладают равным объемом административной правоспособности в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах. Однако эта правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определенных законодательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья, согласно Закону от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военной службе», могут быть зачислены на действительную срочную военную службу (ст. 20).(преподаватель считает, что это не нужно в данной работе, т.к. не относится к теме)
Уголовный кодекс предусматривает в качестве видов наказаний лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина специально предоставленного ему права, например права управления транспортными средствами. Закон «О чрезвычайном положении» предусматривает возможность введения чрезвычайного положения, правовой режим которого выражается в возможности ограничения некоторых прав и свобод граждан с указанием предела и срока их действия.
Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности, под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым административная дееспособность означает способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.
Административная дееспособность, как правило, возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, в ряде случаев
· раньше, в частности с 16 лет.
Граждане, как правило, обладают равной административной дееспособностью. Однако по состоянию здоровья (психическое расстройство, слабоумие) некоторые из них могут быть признаны частично или полностью недееспособными. Например, в соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости.
Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные правоотношения, и быть стороной, обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан, так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны, наделенной конкретными полномочиями.
Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако на практике это не всегда соблюдается.
Наиболее грубые и частые нарушения
· это факты несвоевременной выплаты зарплаты, издания незаконных нормативных актов на различных уровнях управления, ограничения с выбором места жительства и регистрации (прописки), превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Все острее становится проблема правового положения российских граждан и русскоязычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья. А вопросы нарушения прав российских военнослужащих и заключенных были даже предметом обсуждения в Европарламенте в январе 1994 г.
Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то их административно-правовой статус при нахождении на территории России определен Конституцией и специальными нормативными актами. (Не раскрыта специфика правового статуса этих лиц как участников административного процесса )
Так, в соответствии со ст. 62 Конституции эти лица пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Иностранным гражданам, в том числе учащимся и студентам российских учебных заведений, гарантируются предусмотренные законом права и свободы, включая право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и других прав. Это относится и к гражданам стран СНГ.
Однако объем административной правосубъектности этих лиц несколько уже, чем правосубъектность граждан России. Они не могут занимать государственные должности, а также заниматься деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России. В отношении этих лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства, когда это необходимо для обеспечения безопасности. На иностранных граждан не распространяется законодательство о воинской обязанности и военной службе.
Иностранные граждане, прибывшие в Россию на постоянное проживание, обязаны получить в органах внутренних дел вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться (прописаться). За проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации (прописки) либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России к ним могут быть применены меры административного взыскания. В определенных случаях иностранный гражданин может быть выдворен из России.
Не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации иностранные граждане, которые в соответствии с законодательством России и международными договорами пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом.

1.2. Несовершеннолетние

Административная дееспособность граждан в России возникает позднее правоспособности, общий возраст ее наступления законом не установлен. Ее частичное появление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, реализовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует право на образование. Суд вправе направить лицо, которому исполнилось 11 лет в специальную школу. С 16 лет наступает административная деликтоспособность
· способность нести административную ответственность за свои действия.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
В данной статье устанавливается возраст – 16 лет, по достижении которого лицо может быть привлечено к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 2.3 лицо подлежит административной ответственности, если оно достигло шестнадцати лет к моменту совершения правонарушения. Для сравнения: возраст, предусмотренный для уголовной ответственности, тоже определен в 16 лет, но за некоторые преступления (убийство, похищение человека, изнасилование и ряд др.) к ответственности привлекаются лица, достигшие к моменту совершения преступления четырнадцатилетнего возраста (ст. 20 УК).
Административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
Часть 2 статьи 2.3 предусматривает особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет. В отличие от КоАП РСФСР новый Кодекс не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.
Несовершеннолетние являются специальным субъектом административной ответственности. Учитывая конкретные обстоятельства дела и данные о правонарушителе, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Порядок образования комиссий и осуществления ими полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В настоящее время названные комиссии действуют на основе Федерального закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Административные наказания, назначаемые несовершеннолетнему комиссией, носят воспитательный, профилактический характер. К ним могут быть применены следующие меры:
возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение;
предупреждение; выговор или строгий выговор;
возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда;
наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа;
передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;
передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
помещение несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение (профессионально-техническое училище).
Указанные меры могут назначаться условно, испытательный срок при этом составляет один год.

1.3. Должностные лица

Исчерпывающего и универсального определения должностного лица, которое было бы равно применимо в административном, уголовном и иных отраслях права, законом не установлено. Статья 2.4 КоАП говорит о должностном лице, но только применительно к целям и задачам данного Кодекса.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечание к ст. 2.4. гласит: под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Следует однако дополнить, что применительно к военнослужащим (об этом ниже) действуют также и общевоинские уставы, которые в строгом смысле слова нельзя назвать законодательством.
Статья 2.4 посвящена административной ответственности специального субъекта – должностного лица. В рассматриваемой статье впервые в законодательстве об административной ответственности закрепляется понятие должностного лица. В отличие от понятия должностного лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. Под должностным лицом, согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное, в установленном законом порядке, распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.