Организация управления в социально – культурной сфере

Содержание

“” Введение

“” . Культура как объект государственного управления
“” . Управление социально-культурной сферой на федеральном уровне

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

В деятельности органов исполнительной власти важное место занимают вопросы охраны, приумножения и широкого использования духовных ценностей для нравственного, эстетического воспитания граждан России, повышения их культурного уровня.
Статья 44 Конституции гласит: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Основами законодательства Российской Федерации о культуре, принятыми 9 октября 1992 г., определены важнейшие области культурной деятельности. Укрупненно это: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры.
К федеральным органам исполнительной власти в социально-культурной сфере относятся, прежде всего, Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений, а также Федеральное агентство по культуре и кинематографии, осуществляющее функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.
Координацию и контроль деятельности Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям осуществляет Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, в ведении которого они находятся.

1. Культура как объект государственного управления

В соответствии с подпунктом “е” п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы культуры относятся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Но единообразного, а тем более законодательно установленного, определения термина “управление” нет. Это широкое понятие, применяемое в разных контекстах по отношению к различным явлениям и общественным отношениям. Управлению посвящены многие научные работы. По мнению Г.М. Галуцкого “управление
· не просто одна хорошо изученная научная дисциплина, но это целая отрасль знаний и умений, которые охватывают все стороны жизнедеятельности человека”. По общепринятой модели можно говорить, что управление имеется тогда, когда есть:
Объект управления
· то, что получает управляющие воздействия;
Субъект управления
· тот, кто вырабатывает управляющие воздействия;
Методы управления
· воздействия, которые субъект предпринимает в отношении объекта;
Цель управления
· конечный результат, которого субъект управления добивается методами управления.
По мнению Н.С. Шерстневой, управление следует отличать от руководства. “Руководство следует рассматривать как обобщающий термин для характеристики всей деятельности органов государственного управления. По своему содержанию термин “руководство” является одним из элементов термина “управление”.
Методы управления
· это те способы, которыми указанные органы государственной власти в целом и государственные служащие, в них работающие, воздействуют на управляемый объект, то есть на культуру. Цель управления культурой
· “вопросы охраны, приумножения и широкого использования духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания граждан России, повышения их культурного уровня”.
Еще более 10 лет назад С.К. Ефремов, на основании исследований НИИ культуры, выделял в управлении культурой две тенденции. “Одна из них связана с движением в собственно управленческих технологиях, действующих в отрасли, а другая
· с изменением роли учреждений культуры в нашем обществе. Первая проявляется в том, что, с одной стороны, происходят некоторые колебания в рамках командно-административной системы, абсолютно доминирующей в отрасли. Совершается переход от жестких административных структур
· типа машинной бюрократии
· к более децентрализованным, имеющим большую свободу и самостоятельность административным системам в форме профессиональной бюрократии. А вторая тенденция, просматривающаяся в определенных сегментах системы управления отрасли, связана с постепенным отходом от командно-административных принципов при реализации управленческих процессов. На смену административному доминированию как краеугольному камню существования системы управления в отрасль приходят принципы равноправного партнерства участников социально-культурных и, в частности, культурно-досуговых процессов”.