Контроль и надзор в административном праве

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Административный контроль
“” .1. Президентский контроль
“” .2. Контроль законодательных (представительных) органов
“” .3. Контроль центральных органов исполнительной власти
“” .4. Судебный контроль
1.5. Административный контроль органов внутренних дел и действующее законодательство
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..27

“” Глава 2. Административный надзор
“” .1. Понятие и субъекты административного надзора
“” .2. Содержание административного надзора
“” .3. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
2.4. Административный контроль органов внутренних дел и действующее законодательство
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·.45
“” .5. Административный надзор милиции

“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Государственный контроль и надзор, исходя из принципа разделения властей, осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной властей с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Создание государственной системы контроля и надзора связано с необходимостью совершенствования как организационно-правовых форм его осуществления в каждой из ветвей власти, так и законодательной базы реализации контрольных функций. Решение этой задачи, однако, не должно отождествляться с образованием какого-то единого и всеобъемлющего контрольно-надзорного органа, стоящего как бы над всеми ветвями власти, – это противоречило бы принципу разделения властей. Контроль за деятельностью органов исполнительной, согласно действующему законодательству, осуществляется: внешний
· со стороны Президента, органов законодательной и судебной властей и внутренний
· внутри самой системы органов исполнительной власти (органами общей, межотраслевой и отраслевой компетенции).
Государственный контроль осуществляется очень многими органами
· это и прокуратура, и суды и Рострудинспекция и отраслевые федеральные надзоры (Госгортехнадзор, Энергонадзор, Росатомнадзор и другие). Но, по причине ограниченного объема курсовой работы, рассмотреть их все не представляется возможным. В данной работе будут рассмотрены органы государственного контроля по принципу разделения властей (ст. 10 Конституции Российской Федерации).
Целью представленной дипломной работы является изучение функций контроля и надзора в административном праве .
Исходя из цели работы, в ней были определены и разрешены следующие задачи:
изучены контрольные функции Президента и Главного контрольного управление Президента Российской Федерации;
исследован контроль, осуществляемый законодательными (представительными) и центральными органами исполнительной власти ;
проанализирован механизм судебного контроля;
дано понятие , рассмотрено содержание и субъекты административного надзора;
рассмотрены такие направления надзора, как государственный надзор за безопасностью дорожного движения, надзор милиции ;
выявлены проблемы действующего законодательства в отношении административного надзора со стороны органов внутренних дел.
Дипломная работа написана на основе новейших нормативно
· правовых актов , а также специальной , учебной литературы и периодики .
Глава 1. Административный контроль

Административный контроль
· это контроль государственной администрации за определенными общественными отношениями, надлежащим соблюдением участниками этих отношений норм правовых предписаний. Административный контроль осуществляется рядом органов и должностных лиц, подробно из которых мы рассмотрим лишь некоторые.

1.1. Президентский контроль

Контрольные полномочия Президента за деятельностью органов исполнительной власти, во-первых, наиболее полно выражаются в том, что согласно ст. 80 Конституции, он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.
Во-вторых, он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров, когда формирует Совет Безопасности, Совет обороны и Администрацию президента и назначает высшее командование Вооруженных сил (об условиях этих и других “кадровых” процедур четко говорится в Конституции и других нормативных актах).
В-третьих, Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку возглавляет Совет Безопасности, Совет обороны и вправе председательствовать на заседаниях Правительства.
В-четвертых, Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных Конституцией случаях вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Президента от 18 мая 1993 г. утверждено Положение об организации в Администрации Президента системы контроля за исполнением его указов, распоряжений и поручений. Главное государственно-правовое управление Президента осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов, указов и распоряжений Президента.
Систематический контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента осуществляет Главное контрольное управление Президента.
Главное контрольное управление Президента Российской Федерации является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации. Положение о Главном управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Основными функциями Главного управления являются:
контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;
контроль и проверка исполнения поручений Президента Российской Федерации и Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со своими основными функциями Главное управление решает следующие задачи:
организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их руководителей;
взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов;
осуществляет контроль и проверку деятельности подразделений Администрации Президента Российской Федерации;
координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Российской Федерации;
вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти;
направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры Российской Федерации, органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.
Главное управление решает стоящие перед ним задачи во взаимодействии с помощниками Президента Российской Федерации, а также государственными органами в составе Администрации Президента Российской Федерации, предоставляя им аналитические, информационные и справочные материалы, подготавливаемые в рамках его компетенции.

Организационная структура
В состав Главного управления входят:
· управление инспектирования федеральных и региональных органов исполнительной власти;
· управление инспектирования правоохранительных органов, оборонного и военно-промышленного комплекса;
· управление контроля указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации;
· управление организационного обеспечения и документооборота.
Кроме того, в структуре аппаратов полномочных представителей Президента в федеральных округах есть соответственно 7 управлений – окружных инспекций Главного контрольного управления Президента. Они расположены в регионах. ГКУ осуществляет методическое руководство их деятельностью. Деятельность Практика показывает, что многие острые социально-экономические и финансовые проблемы являются следствием не только кризисных явлений, но и несвоевременно принятых мер по их предупреждению, недостаточно продуманных управленческих действий и решений, а также отсутствия эффективного контроля, надлежащего спроса с должностных лиц. Приоритеты в деятельности ГКУ определяются Президентом и Руководителем его Администрации.
В последние годы первостепенное внимание уделялось контролю за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента, определяющих проведение экономических реформ, стабилизацию положения в стране, укрепление вертикали государственной власти, развитие федерализма.
Приоритетными направлениями деятельности Главного контрольного управления являются также вопросы совершенствования государственного управления, повышения эффективности работы федеральных министерств и ведомств, усиления контроля за своевременным и полным выполнением решений главы государства. Главное управление осуществляет постоянный контроль за исполнением федеральных законов, указов Президента и других нормативных актов, направленных на обеспечение социальной защищенности населения. Особое внимание уделяется выплате зарплат бюджетникам, пенсий, пособий, соблюдению прав детей, престарелых и инвалидов, других групп населения, нуждающихся в помощи государства.
Важное направление работы ГКУ – контроль за исполнением нормативных актов по вопросам укрепления правопорядка. В поле зрения Главного управления постоянно находятся вопросы реализации военной реформы, работы военно-промышленного комплекса, правоохранительной системы, обеспечения социальной защищенности военнослужащих, укрепления обороноспособности и национальной безопасности.
Формы и методы контрольной работы
Для осуществления своих функций Главное управление использует различные формы и методы работы, в том числе:
· проводит проверки и организует контроль исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента;
· координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации при осуществлении проверок;
· готовит по итогам проверок и других контрольных мероприятий информацию для Президента, вносит предложения, направленные на предупреждение нарушений и совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
· проверяет подразделения Администрации Президента.
Широко используется практика упреждающего контроля. В начале каждого месяца в аппарат Правительства направляется перечень указов, распоряжений и поручений Президента, срок исполнения которых истекает в текущем месяце. В необходимых случаях в министерства, ведомства и другие органы исполнительной власти направляются предупредительные запросы с целью получения промежуточной информации о принятых мерах по исполнению поручений Президента.
Сфера президентского контроля достаточно широка и многообразна, она требует взаимодействия и координации в работе со всеми органами государственной власти и управления.
Поэтому Главное управление работает в тесном контакте с Правительством, Советом Безопасности, Федеральным Собранием, самостоятельными подразделениями Администрации Президента и его полномочными представителями в федеральных округах, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральными и региональными органами контроля и надзора. Мнение федеральных органов власти, а также органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, учитывается при подготовке плана контрольных проверок. В них непосредственно участвуют сотрудники Главного управления. Привлекаются также наиболее опытные специалисты федеральных и региональных органов власти и управления. Это позволяет создать определенную систему в работе, повысить качество и результативность проверок.
Приведем практическую иллюстрацию осуществления президентского контроля на примере проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти Федерального закона «О борьбе с терроризмом»
Главное контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации проверило выполнение ФСБ России, МВД России, Минобороны России, ФПС России, СВР России и ФСО России Федерального закона “О борьбе с терроризмом” (далее – Закон).
Как показала проверка, указанными силовыми структурами принимаются меры, направленные на повышение эффективности борьбы с терроризмом. Совместно с МИДом России осуществлены меры по активизации многостороннего и двустороннего сотрудничества в этой области с правоохранительными органами стран СНГ и иных государств. Проведена определенная работа по структурной, функциональной и кадровой оптимизации подразделений, непосредственно решающих задачи борьбы с терроризмом, укомплектованию их личным составом.
Усилиями правоохранительных органов в корне изменена ситуация на Северном Кавказе. На территории Чеченской Республики уничтожены основные элементы террористических инфраструктур, ликвидировано значительное количество бандитских групп и их лидеров. Организовано оперативное обеспечение деятельности органов власти республики в процессе их становления, восстановления ее экономики и социальной сферы.
Выявлены и осуждены один из главарей бандформирований С.Радуев и 6 террористов, принимавших участие в подготовке и проведении террористических акций в ряде городов России, в том числе взрывов жилых домов в гг.Москве и Волгодонске. Задержаны 27 человек, обвиняемых в причастности к взрывам в городах Кавминвод.
В ходе 8 этапов оперативно-профилактической операции “Вихрь-Антитеррор” предотвращено 246 террористических актов, выявлено около 40 тысяч преступлений, связанных с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов.
В процессе мероприятия “Щит-2000”, проведенного МВД России по проверке деятельности охранно-сыскных структур и других организаций, использующих огнестрельное оружие, изъято 5,7 тыс. ед. огнестрельного оружия (в том числе 2,2 тысячи нарезного), 307 кг взрывчатых веществ, аннулировано 1,1 тыс. лицензий на частную детективную и охранную деятельность допустивших нарушения 287 частных охранных предприятий и служб безопасности.
В 1999-2001 годах за нарушение режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска произведено административное задержание около 28 тыс. человек. ФПС России пресечено 290 каналов перемещения через государственную границу средств подрывной деятельности и материального обеспечения незаконных вооруженных формирований. Только в 2001 изъято свыше 200 единиц огнестрельного оружия, более 25 тыс. ед. различных боеприпасов, около 20 тонн взрывчатых веществ.
Правоохранительными органами и спецслужбами проведены мероприятия по выявлению и перекрытию источников и каналов финансирования террористических формирований и экстремистских организаций. Например, по линии ФСНП России в 2000-2001 годах в ходе оперативно-розыскных мероприятий в отношении 2680 юридических и физических лиц, причастных к финансированию террористических организаций и групп, выявлено и пресечено свыше 3100 налоговых нарушений. Сумма причиненного этими правонарушениями ущерба составила 81,3 млн. рублей, реально возмещено 40,5 млн. рублей.
Имеются и другие позитивные результаты, однако в целом на этом участке борьбы с преступностью существенных изменений в лучшую сторону не произошло. Терроризм остается серьезной государственной проблемой.
Количество случаев терроризма в общей структуре преступности растет. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом их рост составил 42 процента, а в январе 2002 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число этих преступлений возросло в три раза.
Работа правоохранительных органов по пресечению, раскрытию преступлений террористического характера ведется еще недостаточно активно.
В 2000 году совершено 303 преступления, связанных с производством, хранением, перевозкой и передачей взрывчатых веществ, но только по 86 установлены лица, их совершившие. По 85 аналогичным преступлениям, совершенным в 2001 году, раскрыто только 29.
Недостаточно активно ведется работа по борьбе с политическим и религиозным экстремизмом.
Правоохранительными органами и спецслужбами не выработаны эффективные формы и методы противодействия политическому и религиозному экстремизму, организации взаимодействия по этим вопросам с другими министерствами и ведомствами.
Требуется неотложное принятие мер по пресечению всех каналов финансовой и иной помощи террористическим и экстремистским организациям.
По-прежнему одним из основных внутренних источников финансирования бандформирований являются средства, полученные в результате хищения нефти, ее незаконно переработки и реализации. Дополнительными каналами являются наркоторговля, подделка и реализация денежных знаков иностранных государств.
Денежные средства бандформированиями добываются также таким преступным промыслом, как похищение людей. Только на территории Дагестана и Чечни с 1993 года по настоящее время похищено около 1,4 тыс. человек, из которых освобождено 950. В течение 2000 года похищено 740 человек, из них на территории Северо-Кавказского региона – 246 человек.
Органы государственной власти и правоохранительные органы работу по пресечению поступления денежных средств экстремистским организациям и незаконным вооруженным формированиям ведут еще недостаточно активно.
Эффективность борьбы с преступлениями террористической направленности снижена из-за несовершенства законодательной базы. Задерживается принятие законопроектов, предусматривающих введение уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности.

1.2. Контроль законодательных (представительных) органов

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определены в Федеральном законе от 11 января 1995 г.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все организации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.
Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать условия для этого и предоставлять все необходимые документы и информацию под угрозой юридической ответственности. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выделения признаков преступлений материалы проверки передаются в правоохранительные органы. Счетная палата уполномочена также давать предписания, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.
Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
Существует механизм контроля со стороны Федерального собрания за соответствием указов Президента Конституции и законодательства Российской Федерации. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (ст. 102 Конституции).
К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции, относятся: дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных в ст. 93. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой.
Статья 77 Конституции устанавливает, что субъекты Федерации сами образуют соответствующие органы государственной власти. Поэтому ситуация с государственным контролем, осуществляемым представительными органами государственной власти в субъектах Российской Федерации, аналогична. Например, в Тверской области был принят закон Тверской области “О контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Тверской области” 30.07.98
· 25-ОЗ-2. В соответствии с этим законом контрольно-счетная палата является органом Законодательного Собрания Тверской области по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных средств Тверской области, валютных и внебюджетных фондов, образованных органами государственной власти области.