Субъекты административной юрисдикции

Содержание

“” Введение
“” Глава 1. Понятие субъектов административной юрисдикции
“” Глава 2. Статус субъектов административной юрисдикции
“” Глава 3. Разграничение подведомственности дел об административных правонарушениях между субъектами административной юрисдикции
“” Глава 4. Роль судов в рассмотрении дел об административных правонарушениях
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·..
“” Глава 5. Проблемы совершенствования законодательства в области административной юрисдикции
“” Заключение
“” Список литературы

Введение

Административная юрисдикция может пониматься в двух смыслах. Согласно первому из них это круг дел, подлежащих ведению административных учреждений, в отличие от дел, входящих в компетенцию органов государственной власти, суда и прокуратуры. Второе значение – разрешение споров о праве в области государственного управления.
Круг участников административно-юрисдикционных правоотношений по делам об административных правонарушениях весьма широк и многообразен. Их подразделяют на 4 группы: органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; участники производства, заинтересованные в деле; органы и должностные лица, содействующие осуществлению производства; иные участники производства.
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе – на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.
Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.
Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, многочисленны в виду многообразия процессуальных стадий и действий, совершаемых в ходе правоприменения – от составления протоколов и принятия мер по обеспечению административной ответственности до принудительного исполнения постановлений о наложении административных взысканий. Иначе эту группу участников административно-юрисдикционных правоотношений называют субъектами правоприменения.
Органов – более 30, а должностных лиц – более 150. Ими являются: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних, функционирующие при администрациях районов и городов, судьи районных, городских и военных судов, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, органы государственного надзора и государственных инспекций (санитарно-эпидемилогического, пожарного и горно-технического надзора, охотничьи инспекции), органы железнодорожного, морского, речного, городского и междугородного автомобильного транспорта российской транспортной инспекции, государственные инспекции труда, таможенные органы, медицинские службы, Министерство обороны. Министерство внутренних дел, органы охраны водных ресурсов, органы рыбоохраны и охраны лесов, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, пограничные войска РФ и др.
Поэтому актуальность данной темы работы, особенно в свете вступления в силу летом прошлого года нового КоАП, представляется весьма высокой.
Целью представленной дипломной работы является изучение субъектов административной юрисдикции.
Исходя из цели работы, в ней будут решены следующие задачи:
рассмотрено понятие и статус субъектов административной юрисдикции
· органов власти и должностных лиц, уполномоченных на решение вопросов административной ответственности и на административно-властные полномочия;
проведено исследование неотъемлемого элемента процесса государственного принуждения
· вопросов подведомственности административных правонарушений органам, уполномоченным на то;
особое внимание будет уделено отображению компетенции судебных органов в данной сфере.

Глава 1. Понятие субъектов административной юрисдикции

Субъектами административной юрисдикции являются органы и должностные лица, правомочные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правомочные издавать общеобязательные акты в сфере административных правоотношений либо непосредственно регулировать их. Рассмотрим основные положения относительно государственных органов и их сфер деятельности в Российской Федерации.
В действующем законодательстве термины «орган исполнительной власти» и «органы государственного управления» используются как равнозначные.
Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Признаки, указанные в определении, позволяют выразить сущность органов исполнительной власти и отличить их от других государственных органов и органов управления общественными объединениями.
Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляет собой организацию, то есть коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно, прежде всего, то, что они состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечать установленным требованиям в отношении уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.
Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.
Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя три части: руководство, коллегиальный орган управления и аппарат. К руководству относятся руководитель (начальник, председатель, глава), его первый заместитель и заместители. Распределение должностных обязанностей между руководителями закрепляется соответствующими нормативными актами.
Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии создаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управления. Они вырабатывают проекты решений и решения по наиболее важным вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения эти, как правило, носят рекомендательный характер, но, будучи объявленными актом руководителя органа (например, указом Президента
· решение Совета Безопасности), императивны. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подразделения и должностные лица.
Для органов исполнительной власти утверждаются штатные расписания, содержащие перечни структурных подразделений, наименование и количество должностей как в целом, так и по каждому наименованию с указанием должностных окладов.
Для низовых органов, не имеющих структурных подразделений, по каждой должности указывается замещающий ее служащий, участок его работы, функциональные обязанности. Штатное расписание
· правовой документ, поскольку указывает, за что персонально отвечает работник.
Проекты структур и штатов разрабатываются, как правило, заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом. Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад зарплаты. Правительство утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, численность и месячный фонд зарплаты управленческого персонала. И так
· «сверху» «вниз».
Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти (их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности) находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах. Например, постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г. утверждено Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации, в котором определены его цели, основные задачи, права и структура.
Государство
· это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Его воздействие охватывает широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Государство посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата придает десяткам миллионов индивидуальных воль и усилий целенаправленность, согласованность и позитивную результативность.
Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления
· хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.
Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.
Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).
Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом государственных органов, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления, а также исполнительных органов коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений.
Исполнительно-распорядительную деятельность осуществляют многие и разнообразные органы исполнительной власти (государственного управления), которые могут быть классифицированы по существенно важным признакам сходства и различия. Это необходимо для правильной и всесторонней характеристики правового положения каждого органа исполнительной власти в отдельности.
С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. На всю территорию России свою деятельность распространяют: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность соответственно в пределах своей территории, то есть части территории России.
Кроме того, имеются межтерриториальные органы, деятельностью которых могут охватываться несколько субъектов (например, железные дороги, военные округа, пограничные округа, появившиеся в 2000 году федеральные округа и т.п.).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются: Правительство Российской Федерации; министерство Российской Федерации; государственный комитет Российской Федерации; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.
Организационно-правовыми формами исполнительной власти субъектов Федерации могут быть: правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.
В зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);
б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).
Иногда выделяют органы смешанной компетенции, то есть сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются:
а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);
б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта Федерации).
Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти. В ряде случаев сочетание этих начал может выражаться в том, что коллегии действуют в единоначальных органах.
Для подготовки и рассмотрения предложений по вопросам, имеющим важное значение, прежде всего межотраслевого характера, Президентом, Правительством, министерствами и ведомствами создаются координационные и консультативные органы. Их правовой статус определен Указом Президента от 28 сентября 1992 г.
Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета).
Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Она обусловлена федеративным устройством государства и состоит из Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений определено соответствующими нормативными актами.
Глава 4 Конституции посвящена определению правового положения Президента Российской Федерации. Как уже говорилось, согласно Конституции 1993 г., Президент является главой государства.
Как глава государства Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти
· законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Хотя формально Президент не является главой исполнительной власти, он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно
· через Правительство, либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов. Поэтому есть определенные основания отнести Президента Российской Федерации к числу должностных лиц исполнительной власти.
Субъектом административного права Президент становится на четыре года в результате всенародных выборов, при вступлении в должность он приносит народу присягу. Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. Он, в частности:
назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
принимает решение об отставке Правительства;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
66
формирует и возглавляет Совет Безопасности;
утверждает военную доктрину;
формирует Администрацию Президента;
назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
осуществляет руководство внешней политикой страны;
ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.
Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Конституция (ст. 92 и 93) предусматривает основания и порядок досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.
Совет Безопасности Российской Федерации действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Указом Президента от 10 июля 1996 г. Это конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности. Решения этого органа по важнейшим вопросам оформляются указами Президента. Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Федерации, ее независимости и государственной целостности. Положение подробно определяет основные задачи Совета Безопасности. В частности, он рассматривает на своих заседаниях важнейшие вопросы безопасности, подготавливает решения и проекты указов Президента, рассматривает законопроекты в этой области, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности страны. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом. Положением установлен порядок работы Совета и его межведомственных комиссий.
Государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента, является его Администрация, которая формируется в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции. Положение об Администрации Президента утверждено Указом от 2 октября 1996 г.2 Администрация создает условия для реализации Президентом функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина; принятия мер по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, решения кадровых вопросов и обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него полномочий.
Постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности по стратегическим вопросам оборонной политики является Совет обороны Российской Федерации. Положение о нем утверждено Указом Президента от 25 июля 1996 г.
Правительство Российской Федерации
· высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено гл. 6 Конституции и Федеральным конституционным законом 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».
Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Федеральная исполнительная власть в настоящее время стала двухступенчатой: Правительство России и федеральные органы
· министерства и иные органы.
Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. На них распространяются и ограничения, связанные с пребыванием в составе Правительства, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Правительство, согласно ст.